Что поможет привлечь молодые и опытные кадры в отрасль, в чем залог успешной работы педагога, чем полезен профсоюз руководителю, — об этом рассказал директор МБОУ СОШ№44 г. Владивостока, председатель Молодежного совета городской профорганизации образования Игорь Астрединов.
— Игорь Александрович, в вашем случае профессия учителя — это осознанный выбор или случайность?
— Не скажу, что я мечтал работать в школе. Попробовать себя в роли педагога решил после окончания истфака ДВГУ, и неожиданно для себя очень скоро понял, что это и есть мое призвание. Мне повезло с педагогическим коллективом. в котором я оказался. До сих пор благодарен своему наставнику, Заслуженному учителю РФ Галине Юрьевне Зотовой за поддержку и щедрость в передаче опыта. Это было наставничество в полном смысле слова: я посещал ее уроки, смотрел, как она общается с учениками, выходит из разных ситуаций, она приходила на мои занятия, после чего мы вместе разбирали их "по косточкам". И сегодня уже я, отработав 11 лет в школе, так же веду молодых педагогов: приглашаю на свои уроки — не открытые, специально подготовленные, а повседневные, — делюсь опытом, помогаю проводить работу над ошибками. И призываю к этому других педагогов нашей школы.

О работе по шаблону в нашей профессии не может быть и речи — Игорь Астрединов. Фото: пресс-служба ФППК
— Помните свой первый урок?
— Конечно. Помню, как готовился, как волновался, до сих пор перед глазами лица тех самых первых учеников. Но могу сказать, что волнение и трепет, несмотря на опыт работы, присутствуют у меня до сих пор, причем перед каждым уроком. И я считаю, что это нормально.
Каким бы педагогическим "зубром" ты не был, сколь блестяще не знал бы свой предмет — одинаковых уроков не бывает, даже если они идут друг за другом, на одну и ту же тему и для школьников одного возраста.
Начинаешь говорить — и смотришь на реакцию учеников, перестраиваясь на ходу и подбирая те примеры, которые сработают в данный момент и именно на эту аудиторию.
О работе по шаблону в нашей профессии не может быть и речи. Учитель не должен перессказывать учебник, он должен вызвать интерес к своему предмету. Это не просто: разница менталитете огромная, к тому же, нынешнее поколение школьников обладает клиповым мышлением, и это тоже нужно учитывать. Чтобы зацепить внимание и вызвать интерес, педагогу нужно быть еще и хорошим психологом. Этому тоже нужно учиться.
Но зато какое это счастье — видеть живые и заинтересованные взгляды ребят, чувствовать их вовлеченность в предмет разговора, понимать, что тебе удалось оторвать их от гаджетов, зацепить внимание и удерживать его весь урок.

О работе по шаблону в нашей профессии не может быть и речи — Игорь Астрединов. Фото: пресс-служба ФППК
— Став директором школы, вы продолжаете вести историю, почему?
— Я люблю свой предмет, люблю учеников, преподавание помогает оставаться в профессиональном тонусе и, что немаловажно, лучше чувствовать образовательный процесс, чтобы принимать верные управленческие решения.
— А молодые педагоги идут сегодня работать в школу?
— Идут, но не так активно, как хотелось бы. Школам, расположенным в крупных городах края, а если говорить о Владивостоке, то еще и в центре города, в этом смысле проще. Таким, как наша, расположенным на окраине приморской столицы или в удаленных районах Приморья, решить проблему кадрового дефицита сложнее.
И речь не только о молодых специалистах. Их еще можно "заманить" программами поддержки, подъемными, доплатами. Но, проработав три года, пока действуют социальные "плюшки", многие уходят из школы, даже несмотря на сложившийся контакт с детьми, на любовь к профессии. Проблема в низкой зарплате.
Возникает парадокс: пока ты незрелый специалист, тебя поддерживают, а как только набрал опыта, "оперился", вошел во вкус профессии — теряешь до трети зарплаты, лишившись статуса "молодой педагог". Такого быть не должно. Поддерживать работников отрасли нужно комплексно, вне зависимости от возраста. И в первую очередь — увеличением оплаты труда на одну ставку. Только так мы сможем устранить кадровый голод, уберечь педагогов от выгорания и повысить качество образования в целом. Ведь не секрет, что за теми цифрами, которые приводятся в отчетах о средней зарплате педагогов, — нелегкий учительский труд на 1,5-2 ставки.
Кроме того, убежден, что стоит реанимировать систему распределения, которая существовала в советское время. Считаю справедливым — если ты отсучился за бюджетный счет в вузе, то должен поработать несколько лет по специальности на благо отрасли и страны, которая тебя выучила.

О работе по шаблону в нашей профессии не может быть и речи — Игорь Астрединов. Фото: пресс-служба ФППК
— Два года назад вы стали одним из самых молодых директоров школ во Владивостоке. Не боялись груза ответственности?
— Нет, иначе бы не согласился. Я к тому моменту четко осознал, что хочу остаться в профессии, у меня были (и есть) здоровые амбиции, четкое видение, какой должна быть школа, как лучше организовать учебный процесс, и я благодарен управлению образования г. Владивостока за доверие.
— А какая часть работы для вас, как для руководителя образовательного учреждения, самая важная?
— Самое главное — это дети, затем учителя и сотрудники школы и только потом — отчеты и прочая административная работа. Я считаю это единственно правильным распределением приоритетов. И, надеюсь, мне всегда будет удаваться следовать этой формуле.
— В любой отрасли, и образование не исключение, периодически возникают конфликты между работодателями и работниками, чьи интересы представляют профорганизации. Где-то руководители и вовсе изо всех сил стремятся не допустить создания профорганизации. Как складываются отношения с профсоюзом у вас?
— Я вступил в профорганизацию, как только пришел работать в школу. И с моим назначением директором ничего не изменилось. Я по-прежнему верб в силу и пользу профсоюза. Опыт, который я получил, работая в активе городского профобъединения, помогает выстраивать управление школой с учетом трудовых интересов сотрудников.
Меня не нужно уговаривать подписать коллективный договор — я прекрасно понимаю важность этого документа, более того, посоветовавшись с коллегами из других школ, еще и предложу наилучший вариант с расширенным пакетом гарантий для работников. Поэтому с профкомом школы у меня нормальные рабочие отношения. Вместе обсуждаем пункты колдоговора. Вместе распределяем стимулирующие выплаты, причем здесь слово профсоюза — закон.

О работе по шаблону в нашей профессии не может быть и речи — Игорь Астрединов. Фото: пресс-служба ФППК
Я не только не препятствую вступлению в профорганизацию — я сам состою в ней. Кроме того, на собственном опыте знаю, что дает работа в молодежных советах, обучение на профсоюзных форумах и семинарах, где активисты оттачивают лидерские качества, учатся разбираться в экономике предприятий, осваивают переговорные техники. Любому начинающему специалисту всегда не хватает знаний, навыков, и профсоюз может помочь получить их быстрее. Сам неоднократно участвовал в таких мероприятиях и даже представлял отраслевое профобъединение региона на всероссийском конкурсе "Профсоюзный авангард" в Сочи.
Более того, я считаю важным не замыкаться на отраслевом уровне, а взаимодействовать с другими профсоюзами. У нас много общих задач, особенно в области привлечения молодежи. Обмениваясь опытом, мы можем решать их эффективнее.