Закрытие Международного Тихоокеанского театрального фестиваля во Владивостоке 8 октября 2021 года ознаменовалось постановкой пьесы А. П. Чехова "Дядя Ваня". В Большом зале Приморской сцены Мариинского театра Театр Наций (Россия, Москва) представил интерпретацию знаменитой пьесы русского классика театральной сцены французским режиссером Стефаном Брауншвейгом. Любая новая постановка известного произведения, имеющего многолетнюю историю "театральной жизни" — это всегда вызов, поиск, новое прочтение. Каждый режиссер пытается найти свой путь, показать своих героев, пролить свет на заложенные в тексте смыслы, которые ранее не виделись актуальными.
Написанная в конце XIX века пьеса, имеющая авторский подзаголовок "Сцены из деревенской жизни в четырех действиях", очередной раз подтверждает, что классика бессмертна и каждая эпоха находит в ней отражение своих проблем. В постановке Стефана Брауншвейга тесным образом переплелись европейский взгляд на русскую жизнь XIX века и восприятие чеховских персонажей сквозь призму российской действительности. "Дядя Ваня" зазвучал актуально не только благодаря т.н. экологической проблематике, но и затронутыми здесь социальными и психологическими вопросам. Оказалось, что современное российское общество по своему духу гораздо ближе героям "Дяди Вани", чем предыдущие поколения, жившие в XX веке.
Постановка "Дядя Ваня". Фото: Ирина Полярная, Международный Тихоокеанский театральный фестиваль
Происходящее на сцене переносит в современность не одеждой и предметами быта, а именно самой ситуацией: столкновением мировоззрений города и деревни, конфликтом между трудом и праздностью, проблемами наследства и наследников, кризисом среднего возраста, утраты смысла в жизни, разочарованием, развенчанием кумиров, браком по расчету, появлением "бедных" родственников и т.д.
Размышляя над своей жизнью, герои называют окружающих "странными людьми", "чудаками", считая и что сами они, утопая в рутине, тоже становятся такими же странными. Уклад жизни приехавших из города отставного профессора Александра Владимировича Серебрякова (Виктор Вержбицкий) и его жены Елены Андреевны (Марина Александрова) воспринимается чужеродным, живущим в сельской местности дочке профессора от первого брака Соне, Софье Александровне (Надежда Лумпова), шурину профессора дяде Ване — Ивану Петровичу Войницкому (Евгений Миронов) и уездному доктору Михаилу Львовичу Астрову (Анатолий Белый). Приезд профессора со второй женой в усадьбу заставил ее обитателей и их окружение по-новому взглянуть на свою жизнь и продемонстрировать разные стратегии выживания.
Михаил Астров и Иван Войницкий — такие разные в своих мировоззрениях и такие одинаковые в переживании кризиса среднего возраста, проявившегося в разочаровании и крушении идеалов. Недовольный своей жизнью уездный доктор, пытается найти созидательный путь и смысл жизни не в спасении жизни пациентов, а в восстановлении природы. Удивительным образом подчеркивается, что циник-доктор не любит людей, которые, по его мнению, губят все вокруг. Главный герой пьесы дядя Ваня внезапно осознает, что всю свою жизнь благородно жертвовал собой и поклонялся "кумиру-профессору", разочарование в котором стало для него тяжелейшей трагедией и утратой смысла существования.
Постановка "Дядя Ваня". Фото: Ирина Полярная, Международный Тихоокеанский театральный фестиваль
Оба героя предстают на сцене нашими современниками, их размышления о смысле жизни, разочаровании в своем существовании близки публике — кто-то эгоистично замыкается в себе, упиваясь саморефлексией, кто-то ищет отдушину в любимом хобби, пытаясь обрести смысл в жизни. Интересно в этом контексте преподнесен образ профессора Серебрякова, который научился выживать с максимальной выгодой для себя, с успехом манипулируя чувствами и слабостями окружающих. Свой путь нашла и его жена, Елена Андреевна, которая своей яркой внешностью заставила главных героев забыть о своих идеалах и предаться страстям.
Удивительным сочетанием прагматичности и идеализма наполнен образ Сони, которая на фоне "страдающих" мужчин, проявляет сильные, волевые черты характера, берет на себя функции хранительницы семьи, прилагая усилия к примирению близких ей людей, сглаживает конфликты, вытаскивает из отчаяния дядю Ваню, становясь для него духовной опорой. По сути, Соня в чем-то повторяет начало жизненного пути Ивана Войницкого, она жертвует своим благополучием во имя окружающих.
Режиссер минимизирует количество сценических элементов, позволяя публике концентрировать внимание на судьбах героев. Камерность подчеркивает видимую локальность происходящего на сцене, делая сюжет обыденным, типичным для русской действительности, что контрастирует с затрагиваемыми в спектакле фундаментальными вопросами о счастье и смысле своего существования.
Постановка "Дядя Ваня". Фото: Ирина Полярная, Международный Тихоокеанский театральный фестиваль
Оформление сцены и сценография подчеркивают "природность" и "экологичность" окружающей среды (художник-сценограф Стефан Брауншвейг, ассистент сценографа Александр Де Дардель, художник по свету Марион Хьюлетт, художник по подбору костюмов Анна Хрусталева). Заявленная в спектакле экологическая проблематика, в контексте Дальнего Востока, приобретает особую актуальность и остроту. Вырубка лесов, уничтожение животного мира, опустошение и запустение территорий — это не историческая условность, а современная ситуация, происходящая вокруг нас.
С одной стороны, экологическая тема — дань сюжету, ведь действие происходит в усадьбе и использование видов с лесными пейзажами и имитации природных материалов в декорациях выглядит естественным. С другой стороны, сценическое оформление несет в себе символический подтекст. Если в начале спектакля задник сцены состоит из трех частей, где середину занимает панорама из тянущихся ввысь вековых деревьев, которые окружены имитирующим деревянные доски нейтральным фоном, воспринимающимся как человеческая деятельность в природной среде, преобразование даров природы. В середине спектакля панорама исчезает, поглощаясь сплошной деревянной стеной — мир человека словно отгораживается от природы, замыкается на своих проблемах. Наконец в финале, на заднике вновь появляется панорама, которая демонстрирует фрагмент вырубленного леса. Изображение фиксирует внимание лишь на вспоротой земле, покрытой погубленными деревьями, что усиливает ощущение разрушения, безысходности, нанесения непоправимого вреда природе. Все это отражает крушение надежд, разочарование, боль героев.
Постановка "Дядя Ваня". Фото: Ирина Полярная, Международный Тихоокеанский театральный фестиваль
Естественность и природность усадебной жизни передают также простая деревянная мебель, дощатый настил с приподнятым на несколько ступенек подиумом, который позволяет создавать разноуровневую композицию на сцене, не прибегая к сложным конструкциям. Герои часто появляются босиком, подчеркивая тем самым стремление слиться с природой достичь гармонии.
Вода — это еще один действующий "экологический" персонаж постановки. Наполненная водой деревянная бочка-бассейн, льющиеся сверху на сцену водные потоки не только придают модную сейчас натуралистичность действию, но и становятся еще одним природным символом. Вода в русской культуре издревле считается символом очищения, она способствует просветлению мыслей. Каждый герой спектакля рано или поздно испытывает "очищение водой", соприкосновение с ней заставляет демонстрировать скрытые желания и стремления. Потрясающий эффект имеет сцена, когда Иван Петрович, стоя под потоками воды, осознает бессмысленность своей прошедшей жизни. Елена Андреевна и Соня примиряются друг с другом и идут на откровенный разговор после того, как обе погружают голову в воду, в кульминации спектакля профессор оказывается сброшенным в бассейн, что также способствует переосмыслению им происходящего и поспешному отъезду.
В то же время, внешняя "экологичность" и величественность природы вступает в спектакле в жесточайший конфликт с человеческими страстями и слабостями. Каждый из героев демонстрирует свою стратегию выживания, которые актуальны и по сей день: кто-то стремиться продвинуться за счет других, кто-то бежит от реальности сладком самообмане, стараясь не думать о будущем, кто-то жертвует собой во имя великих целей, кто-то жестоко разочаровывается в сотворенном им же самим кумире и страдает на "сильном" женском плече, топя в алкоголе свои горести. "Дядя Ваня" в постановке Театра Наций — это не история из жизни русской интеллигенции конца XIX века, это история про нас сегодняшних, ищущих свой путь, размышляющих о смысле жизни, счастье и любви.
Постановка "Дядя Ваня". Фото: Ирина Полярная, Международный Тихоокеанский театральный фестиваль
Справка о рецензенте: Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года.
Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"", "Тенденции современного искусства".
Автор более 130 публикаций, в том числе монографий, учебных пособий и научных статей.