В Приморье Центр "Мой бизнес" реализует 100 услуг по шести направлениям. Предприниматели не зря называют его министерством добрых дел. И руководитель центра, и все его сотрудники постоянно находятся на связи с бизнесом и открыты к общению в личных пабликах. Чем сегодня живет "министерство добрых дел" и какие новые направления продвигает, рассказал гендиректор АНО "Центр поддержки предпринимательства Приморского края" (Центр "Мой бизнес") Евгений Никифоров.
В любой день — даже без записи
— Евгений Александрович, к вопросу о государственных структурах с человеческим лицом. Когда создавался центр "Мой бизнес", была поставлена задача сделать его новой точкой кипения, притяжения для предпринимателей, где решаются самые насущные вопросы. Что, вы считаете, главное в этом процессе?
— Собственно, главное — человеческое лицо. Центр "Мой бизнес" и называют министерством добрых дел, потому что мы всегда работаем с открытой дверью. Абсолютно любой предприниматель или тот, кто только задумывается об открытии собственного дела, может прийти в наш фронт-офис в любой день даже без записи — это, я считаю, самая главная наша заслуга.
Все сотрудники знают своих клиентов в лицо, встречают их лично и всегда находятся на связи.
Если это первая консультация, мы можем здесь же, в офисе, оказать бесплатную услугу по регистрации ИП или ООО в электронном виде. Если клиент уже работает с нами, он свободно поднимается к менеджеру, который его ведёт, и проговаривает все вопросы. Плюс я регулярно провожу личные встречи.
— По каким каналам вы поддерживаете обратную связь с предпринимателями?
— Это в первую очередь электронные каналы — WhatsApp, WeChat, Skype, а также соцсети — Instagram (12+) и Facebook (12+). Телефоны и личные паблики наших сотрудников всегда доступны. Задействуются все каналы коммуникации.
— Сегодня у вашей страницы в Instagram 10 тысяч подписчиков. Как оцениваете эту цифру, и какая аудитория подписывается на Центр "Мой бизнес"?
— Самая разная — и самозанятые, и просто интересующиеся, и действующие предприниматели. Но всё это живые подписчики, которые общаются с нами каждый день. Пиар-служба постоянно мониторит статистику в соцсетях, я тоже отслеживаю её в фоновом режиме. И могу сказать, что динамика хорошая. Начинали вообще с нуля, три года назад в нашем Instagram было три тысячи подписчиков. Сегодня их 10 тысяч. Каждый день в мой аккаунт прилетают сообщения. Социальные сети — это живая книга жалоб и предложений, поэтому их необходимо развивать. Сейчас, кстати, присматриваемся к TikTok. Площадка новая, пока до конца непонятная, но необходимо ее использовать для работы с молодой аудиторией.
— Вы постоянно на связи в соцсетях и месенджерах и даже оставляете личный телефон в телеграм-чатах. Легко ли даётся такая открытость?
— Когда ты знаешь, чем занимаешься, когда любишь свое дело, и тебе нечего скрывать, всё получается легко.
Не только я, но и все сотрудники Центра напрямую дают свои личные телефоны и готовы общаться в личных пабликах. Есть практика прямых эфиров в социальных сетях, которая всячески поощряется.

Центр "Мой бизнес". Фото: Предоставлено Центром "Мой бизнес"
Важно, что предпринимателю не обязательно писать обезличенные обращения по официальному адресу. Он может использовать любой канал коммуникации и быть уверенным, что его услышат. Поэтому мы — самое дружелюбное министерство в нашем крае. А может быть, и не только в крае.
— После того, как поступило обращение от предпринимателя, что с ним происходит дальше?
— Всегда по-разному. Если обращение поступило мне лично, я пытаюсь разобраться в сути вопроса или передаю его в отработку. Если речь идёт о понятной услуге, даю нужную ссылку. Так как все наши услуги переведены в электронный вид, можно в один клик подать заявку на портале центра "Мой бизнес" и получить обратную связь. Если это официальная заявка, поступившая во фронт-офис, — она тут же принимается в работу или передаётся в соответствующее ведомство. Например, недавние прямые эфиры, которые я провожу каждый четверг, были посвящены имущественной поддержке малого и среднего бизнеса, а именно возможности по результатам аукционов арендовать на льготных условиях или выкупить в собственность земельные участки и помещения разного назначения. После этих эфиров нас буквально бомбардировали вопросами. Все обращения были переданы в муниципалитеты, и уже есть результаты. Буквально на прошлой неделе к нам с благодарностями обратились три предпринимателя, которые сегодня занимаются оформлением помещений под свой бизнес.
"На любом этапе предприниматели приходят к нам"
— С какими проблемами и вопросами предприниматели обращаются чаще всего?
— Самыми разными, начиная от того, чем бы заняться, когда есть немного денег и желание уйти в свободное плавание. В этом случае думаем, в какой сфере можно применить компетенции нашего клиента, где ему поучиться, откуда взять деньги — здесь, понятно, могут пригодиться услуги микрокредитной компании Приморского края как подразделения центра "Мой бизнес". Обсуждаем проблемы и перспективы, составляем бизнес-план. Что для меня особенно отрадно — на любом этапе предприниматели приходят к нам. От самозанятых до крупных предприятий, с которыми ведётся работа по продвижению товаров на экспорт или повышению производительности труда.
— Сколько всего сегодня направлений работы у центра "Мой бизнес"?
— На данный момент мы реализуем шесть направлений и предоставляем порядка 100 услуг. Это общее предпринимательство — масса консультаций и образовательных мероприятий. Это поддержка самозанятых. Это поддержка социальных бизнесов — тех, которые связаны с решением различных задач в обществе. Поддержка производственных предприятий — у нас есть центр инжиниринга, который помогает с модернизацией и расширением производств. Это большой экспортный блок. И новое направление, появившееся в этом году, реализует наше структурное подразделение — центр компетенций в сфере повышения производительности труда.
— Расскажите подробнее о новом направлении.
— В его сферу входит всё, что связано с повышением эффективности предприятий для увеличения прибыли. Помощь могут получить даже такие крупные производства, как, например, завод "Звезда", которому центр компетенций помогает на разных участках оптимизировать производственные процессы. То есть представьте развилку работы — от самозанятого до якорного предприятия ТОР "Большой Камень".
Не сотрудники, а партнёры
— Сколько сегодня человек в вашей команде? Как строится их работа?
— В рабочий штат входят порядка 50 человек. Это сотрудники бэк-офиса, фронт-офиса, люди, которые работают непосредственно с самими предпринимателями. Понятно, что бумажная работа требует отдельных кадров, так как центр "Мой бизнес" — все-таки подведомственная организация, а это подразумевает серьёзную отчётность. Услуги в электронном виде и электронные каналы связи позволяют охватить все муниципалитеты Приморского края, работать с предпринимателями удалённо. Хотя формат выездов тоже есть — по краю ездим регулярно. До конца года выберемся в Лесозаводск, где запланирована целая программа по развитию района. Что касается постоянных представительств центра "Мой бизнес", сегодня они работают в пяти муниципалитетах. В основном, на базе предпринимательского объединения "Опора России", с которым у нас плотное сотрудничество и взаимная синергия.
— Как выстроены коммуникации внутри коллектива? Центр "Мой бизнес" демократичен по отношению к предпринимателям. А есть ли демократия среди его сотрудников?
— Конечно, такая организация, как наша, требует чёткой структуры со своей вертикалью. При этом для меня важны люди. Не просто сотрудники, а партнёры — я всегда им об этом говорю. У нас саморазвивающаяся, саморегулирующаяся команда, с которой я чувствую себя на равных. В ней я не руководитель, а советник и помощник.
Максимально эффективная модель — когда никого не нужно "пинать", заставлять что-то делать, потому что люди понимают свою ценность, знают свои задачи и сами их выполняют. Если кто-то проявляет инициативу, это всегда поощряется.
Наши сотрудники сами производят программы, запускают новые проекты, собирают команды, когда это необходимо. В каком-то смысле они знают больше меня.
— Задача руководителя как бренда или, если хотите, амбассадора центра "Мой бизнес" — как вы её видите?
— Я готов быть и брендом, и амбассадором, насколько позволит время. Важно рассказывать о своей работе, своих успехах. Если кто-то среди коллег из других регионов этого не делает, возникает вопрос — почему? Почему вы не говорите о своей работе? Либо вы не знаете, что вы делаете, либо вам стыдно за то, что вы делаете. Так вот я абсолютно погружён в своё дело и знаю, чем мы занимаемся, и мне за это не стыдно. Я готов каждый день рассказывать и про нашу команду, и про нашу работу.
Народный проект
— Какие проекты запланированы центром "Мой бизнес" до конца года?
— Проектов масса. Из свежих — создание сообщества предпринимателей, занятых в сфере пошива одежды, моды. Это и дизайнеры, и швейные ателье, и пошивочные фабрики, и самозанятые. Сообщество уже сформировано, сегодня в нём порядка 200 человек. Недавно организовали для него обучающее мероприятие, которое проводили приглашённые специалисты из Петербурга. Поговорили о трендах. Ближайшая задача — запустить кибер-ателье — цифровую фабрику по подготовке и пошиву одежды. Хотим, чтобы в Приморье зародилась такая индустрия. Даже выделили отдельного проектного менеджера для этого направления.
— А как продвигаются другие проекты центра "Мой бизнес"?
— Сейчас закончился "осенний фестиваль" — ярмарка на Фокино. Готовимся к зимнему: постараемся достойно представить его в общей программе городских новогодних фестивалей и ярмарок. Работает программа подготовки поваров и официантов "Кадры для бизнеса". Первый выпуск уже трудоустроен. В данное время 12 человек получают профессию повара, продолжается набор на обучение официантов.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к молодым людям и выпускникам школ: понятно, что официант — может быть и не профессия мечты, но точно полезная ступенька для начала карьеры в ресторанном бизнесе, активно растущем в нашем регионе. Причём вы сможете гарантированно трудоустроиться в один из лучших ресторанов города.
— "Сделано в Приморье", гастроулица стали поистине народными мероприятиями. А как их оценивает бизнес?
— Что касается оценок бизнеса, то достаточно почитать отзывы. С помощью этих мероприятий предприниматели продвигают свои бренды, находят партнёров, приобретают новых клиентов и расширяют производства. Пройдитесь по нашей гастроулице, и вы увидите всё сами. Если все домики заняты, значит, это эффективно. На "осеннем фестивале" (6+) было продано около 20 тонн продукции. Охват жителей составил под 30 тысяч человек за две недели. Гастроулица уже работает сама по себе — не приходится даже ничего делать для привлечения трафика. Место действительно стало народным. Люди приходят туда отдохнуть, встретиться с друзьями, послушать музыку, так как всё лето на фестивале выступали музыкальные коллективы.
— Гордитесь?
— Этим мы точно гордимся. Нам не просто удалось вдохнуть жизнь в пилотный проект, а сделать его одним из самых успешных. Из других регионов приезжают знакомиться с нашим опытом. Из Питера приезжали представители подобной структуры, которая занимается организацией городских ярмарок. В Якутии, Красноярском крае проявляют интерес.
— Уже известна тема следующего фестиваля?
— Традиционно она будет новогодней. Впереди год тигра, так что тигриная тематика напрашивается сама собой. Сделаем всё красиво, на достойном уровне. Администрация Владивостока планирует организовать в центре города кольцевой новогодний маршрут — ярмарка будет его частью.
— Нельзя не спросить о пандемии. Как вы оцениваете настроения в деловом сообществе?
— Сейчас напряженная ситуация с QR-кодами и вакцинацией. У бизнеса возникает много вопросов относительно того, как работодатели будут контролировать весь процесс. Этими вопросами мы тоже занимаемся вместе с аппаратом бизнес-омбудсмена и предпринимательскими объединениями. Совместно с приморским отделением "Опоры России" организуем встречу с представителями Роспотребнадзора и трудовой инспекции, чтобы дать чёткие разъяснения работодателям.

Центр "Мой бизнес". Фото: ИА PrimaMedia
— Ваши личные планы? Давно ли вы были в отпуске?
— В отпуске бываю регулярно, но долго отдыхать не получается. Обычно выделяю на передышку по нескольку дней. Сейчас приближается конец года, у нас очень большой план, установленный правительством. Нужно достойно его выполнить, а уже потом можно и отдыхать. Пока подвели промежуточные итоги, скоро дадим более подробный отчёт по всем шести направлениям и 100 услугам. Это целая петиция на шести листах. Но, подчёркиваю, главное для нас не показатели, а люди. К вопросу о том, зачем я оставляю телефоны. Чтобы ни у кого не возникало вопроса, что такое Центр "Мой бизнес", и чем он занимается. Каждый день мы рассказываем, чем живём, какие показатели выполняем, какие программы запускаем и что ещё можем сделать полезного. Задумались о собственном бизнесе или вам нужна поддержка? Приходите, пишите, давайте знакомиться.
Центр "Мой бизнес" в Приморском крае
Главный офис:
Владивосток, Тигровая, 7
тел. 8 (423) 279-59-09
Представительства:
Уссурийск, Тимирязева, 29
тел. 8 (423) 437-23-72
Арсеньев, Ломоносова, 24
тел. 8 (423-61) 5-31-31, 8 (423-61) 4-78-17
Находка, Школьная, 4
тел. 8 (423-6) 64-05-04
Дальнегорск, Сухановская, 1
тел. 8 (423-73) 2-71-69
Лесозаводск, Пушкинская, 36
тел. 8 (423-55) 2-84-28
Артем, Красноармейская, 2
тел. 8(4234) 372-372
Узнавайте больше о мерах поддержки и регистрируйтесь на мероприятия центра "Мой бизнес" на портале mb.primorsky.ru
Следите за новостями, участвуйте в конкурсах и общайтесь в социальных сетях @cpp25rus
Задавайте вопросы в WhatsApp +7 950 293-96-63
Материал подготовлен в рамках совместного медиа-проекта центра поддержки предпринимателей "Мой бизнес" в Приморском крае и ИА PrimaMedia. "Мой бизнес" рассказывает о том, какую поддержку в регионе могут получить компании МСП, индивидуальные предприниматели и те приморцы, которые только решили начать свое дело, а также — об историях успеха и секретах бизнеса по-приморски.