Участники российского списка Forbes торопятся заработать на освоении острова Русский. Так, Crocus Group миллиардера Араса Агаларова, в своё время построившая по госзаказу объекты Дальневосточного федерального университета, возвращается на остров теперь уже с собственным коммерческим проектом на 58 млрд рублей. Порты Приморья, сняв "сливки"с перевалки пусть и очень доходного, но пылящего в любом случае угля, спешат развить новую инфраструктуру под работу с контейнерами, буквально завалившими местные причалы на фоне удорожания услуг доставки через Суэцкий канал. Тем временем появление среди акционеров Владивостокского морского рыбного порта представителей интересов Сергея Дарькина далеко не гарантирует консолидации контрольного пакета в его руках. А делать деньги "на паях" ещё с кем-то, экс-губернатор, как показывает практика, не особо и любит. Ждем подведения итогов собрания акционеров с новой расстановкой сил в порту.
Владелец "Крокуса" пытается второй раз войти на остров Русский
Правительство РФ на прошлой неделе дополнило план мероприятий по развитию острова Русский во Владивостоке. В списке новых объектов появился гостиничный комплекс "Приморские тропики", инициатором строительства которого выступает АО "Крокус Интернэшнл", структура Crocus Group Араса Агаларова (№100 в рейтинге Forbes c cостоянием $1,2 млрд). Напомним, что первым господрядом, который реализовал "Крокус", стало строительство объектов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
В мае 2009 года Crocus Group распоряжением президента России Владимира Путина была назначена единственным подрядчиком по строительству объектов университета и конференц-центра на острове Русский во Владивостоке. В рамках проекта было построено около 500 тысяч квадратных метров: учебные корпуса, административные здания, общежития. При этом в 2015 году Crocus Group подала в суд на Минфин, потребовав возместить убытки от строек во Владивостоке. В итоге весной 2016 года правительство выплатило Crocus Group 1,1 млрд рублей.
Crocus Group является одним из ведущих девелоперов в РФ, компания основана в 1989 году. Общая площадь реализованных проектов превышает 4 млн квадратных метров. В частности, "Крокус" был застройщиком футбольных стадионов в Калининграде и Ростове-на-Дону. Ему принадлежат выставочный центр "Крокус экспо", концертный зал "Крокус сити холл", торгово-развлекательные комплексы Vegas и другие объекты.
В начале 2020 года Crocus Group заключила с "Роскосмосом" контракт на строительство первого этапа аэропортового комплекса на космодроме "Восточный" в Амурской области. В октябре 2020 года АО "Крокус Интернэшнл" было определено генеральным подрядчиком строительства аэровокзального комплекса аэропорта "Елизово" на Камчатке.
Что касается комплекса "Приморские тропики", то его планируется построить до 2030 года. На территории будут отели, конференц-залы, аквапарк и спортивные объекты. Общая площадь комплекса займёт порядка 350 тысяч квадратных метров. Новый объект обеспечит занятость двум тысячам человек. При этом поражает объём заявленных инвестиций — 58 млрд рублей!
"Зарабатывать на государственных стройках я не умею. Вот пример. Государство выделило нам на строительство Дальневосточного университета 73 млрд рублей. Однако нам вовремя не платили, приходилось вкладывать собственные средства. В итоге я вложил 3 млрд рублей своих денег. Плюс по своей инициативе я построил там набережную и сделал кондиционирование в здании университета, в помещениях площадью 450 тысяч кв. м.", — говорил Арас Агаларов в интервью российскому изданию Forbes в марте 2015 года.
Кампус ДВФУ. Фото: предоставлено ДВФУ
Концепция развития острова Русский и план мероприятий по её реализации были утверждены правительством РФ в 2019 году. Одно из главных мероприятий предполагает строительство инфраструктуры для инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) "Русский" в 2023–2027 годах. ИНТЦ появится на базе Дальневосточного федерального университета. Для этого на 245 га земли будет построен научно-производственный блок, обустроены образовательные и деловые площадки. Также в обновлённом плане — реконструкция системы водоотведения бухты Новик в 2022–2024 годах. Сейчас эту бухту загрязняют технические и ливневые стоки, что не лучшим образом сказывается на всей экосистеме. Без модернизации инженерных сооружений пользоваться набережной бухты в туристических целях в перспективе будет невозможно.
На смену углю в порты Приморья заходят контейнеры
Владельцы портовых мощностей на Дальнем Востоке на фоне существенных ограничений на перевалку угольной продукций и с учётом роста прибыльности перевалки контейнеров спешно перепрофилируют свои активы. Так, в начале сентября "Восточная стивидорная компания" (ВСК, входит в группу Global Ports) прекратила перевалку угля на терминале в порту Восточный, до конца текущего года высвобождаемые мощности будут переоборудованы под хранение контейнеров.
Использование высвобожденных мощностей под контейнеры позволит ВСК более эффективно обрабатывать выросшие импортные и экспортные потоки этого груза. Кроме того, решение отказаться от угля позволит терминалу снизить воздействие на окружающую среду",
— прокомментировал управляющий директор ООО "ВСК" Илья Долгий.
"Восточная стивидорная компания" перерабатывала уголь с 2011 года. В первом полугодии 2021 года терминал перевалил 925 тысяч тонн угля.
Тем временем стало известно, что голландская компания Royal HaskoningDHV разработает мастер-план контейнерного терминала на мысе Астафьева по заказу АО "Находкинский морской торговый порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту Находка). Работу нужно выполнить в срок не позднее 31 января 2022 года.
Находкинский МТП расположен на северо-западном побережье Японского моря, в восточной незамерзающей части залива Петра Великого, в бухте Находка. Навигация осуществляется круглогодично. Компания имеет 15 грузовых причалов и два вспомогательных. В состав порта входят два производственных терминала: Угольный терминал №1 (основной терминал) и Грузовой универсальный терминал №2 (терминал на мысе Астафьева). В настоящее время стивидор переваливает уголь на экспорт в страны АТР, металлопрокат и руду.
В 2017 году Evraz продал "Находкинский морской торговый порт" своим основным акционерам — Роману Абрамовичу и партнерам. При этом компании заключили долгосрочное соглашение о перевалке грузов в определенном объеме.
Контейнерооборот морских портов РФ в январе-сентябре 2021 года составил 4,158 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что на 7,1% больше показателя аналогичного периода 2020 года, говорится в аналитическом обзоре "Морцентра-ТЭК". Рост контейнерооборота в порту Владивосток составил 14,3%, до 917,2 тыс. TEU (рост в экспортном и импортном направлениях на 6,4% и 32,4%). Контейнерооборот порта Восточный вырос на 20%, до 393,8 тыс. TEU (рост на 7,5% в экспорте и на 49,2% — в импорте).
Избрание нового руководителя компании будет рассмотрено на внеочередном собрании 12 ноября
Отметим, что крупнейший китайский перевозчик Cosco Shipping (China Ocean Shipping Company), у которого пока нет судозаходов в порты Приморья, уже рассматривал возможность запуска контейнерного сервиса на этом направлении, но проект пока не состоялся из-за имеющихся инфраструктурных ограничений в портах и на железной дороге.
"На Дальнем Востоке введено и собираются ввести в эксплуатацию много новых терминальных мощностей, в том числе перепрофилированные угольные порты, но они находятся на начальной стадии развития и не всегда отвечают требованиям по скорости и качеству обработки судов, также новые терминальные мощности не решают проблемы с дефицитом подвижного состава и низкой пропускной способностью на ж/д", — пояснил Линь Цюши "Интерфаксу".
В портах Приморья в этом году отмечаются сложности с контейнерной логистикой. Из-за более дешевой, чем в Балтийском бассейне, ставки фрахта происходит переток грузов на Дальний Восток. В результате роста контейнеропотока увеличивается время обработки контейнеров на всех этапах логистической цепочки: нет мест на контейнеровозах, суда простаивают в очереди на рейде в ожидании разгрузки в порту. Кроме того, увеличилось время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центральную часть РФ.
В рыбному порту меряются долями
Сегодня, 9 ноября, состоялось внеочередного собрания акционеров "Владивостокского морского рыбного порта". Собрание проходило в заочной форме, поэтому его результаты на данный момент не раскрыты. Одно ясно, что в отличие от предыдущих лет, когда в порту пытались мирно ужиться два блока акционеров, с появлением новых игроков ситуация более напряженная.
Напомним, что в августе 2021 году доли в московской компании "Геотэкс", которая контролирует 51,9% уставного капитала "Владморрыбпорта", частично перераспределились в пользу структур лиц, связанных с главным на сегодняшний день бизнес-активом экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина — "Находкинской базой активного морского рыболовства" (НБАМР).
Если ранее "Геотэкс" на 90% принадлежал зарегистрированной в Сингапуре компании Sparkler holdings, то теперь доля Sparkler сократилась до 45%. Одновременно в число собственников "Геотэкса" вошли ООО "Тигр-Инфраструктура" (Москва) с долей 29,12% (эту компанию контролирует "Дальинвестгрупп" Ларисы Белобровой, супруги Дарькина) и бывший вице-губернатор края Сергей Передрий с долей 15,88%. При этом сами доли находятся в залоге у Sparkler, сроки и причины обременения не раскрываются.
При этом новые совладельцы "Геотэкса" уже подали в Федеральную антимонопольную службу заявку на приобретение оставшийся доли в московской компании, владение которой обеспечивает контроль над портом в целом.
Росрыболовство вновь пытается лишить "Находкинскую НБАМР" части квот на головоногих моллюсков
В начале октября стало известно о появлении нового интересанта — гендиректор ООО "Торговый дом ФИЛИ" Александр Евдокимов стал владельцем 24,99872% акций "Владморрыбпорта". Предполагается, что данную долю он получил от структур Дениса Сарана, который, впрочем, тоже хочет остаться в совете директоров стивидора.
С другой стороны, новым акционерам порта есть о чём поразмыслить на досуге, рассчитывая свои дальнейшие перспективы. Как следует из картотеки арбитражных дел, Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 августа, согласно которому стивидора обязали вернуть в пользование ФГУП "Нацрыбресурс" причалы порты со всеми неотделимыми улучшениями.
Владивостоку готовят предложение по "альтернативной котельной"
"РусГидро" рассчитывает внедрить в ряде регионов Дальнего Востока механизм так называемой "альтернативной котельной" в теплоснабжении, оценивает инвестиции в следующие десять лет в уже выбранных регионах в сумму более 5 млрд рублей.
Инфраструктура теплоснабжения региона, в первую очередь тепловые сети, имеет высокий износ, отличается низкой эффективностью и сверхнормативными потерями теплоносителя. Механизм "альтернатиной котельной" позволит модернизировать основные производственные фонды, закрыть неэффективные источники теплоснабжения и снизить уровень потерь тепловой энергии в сетях, поясняет компания.
Пилотными населенными пунктами выбраны Благовещенск, посёлок Прогресс и село Чигири в Амурской области. Также "РусГидро" проводит работу по переходу на модель "альтернативной котельной" в Биробиджане. После создания единого теплосетевого предприятия аналогичный проект запланирован в Якутске. Еще одним перспективным направлением является Владивосток.
Собственник оценил актив в 20 млн рублей
Новое регулирование в сфере теплоэнергетики (метод альтернативной котельной) предполагает, что цены на тепло будут устанавливаться не государством, а по соглашению производителей, потребителей и теплосетевой организации в рамках предельного уровня. Потолок цены будет определяться по методике, предполагающей гипотетическую величину расходов потребителя на Гкал в случае его отказа от централизованного теплоснабжения в пользу независимой котельной. Подготовительные мероприятия включают, в том числе, оценку повышения надежности и эффективности теплоснабжения и оценку тарифных решений.
ПАО "РусГидро" объединяет 60 гидроэлектростанций в России, тепловые электростанции и электросетевые активы на Дальнем Востоке, а также энергосбытовые компании и научно-проектные институты. Основной акционер компании на конец 2020 года — Росимущество (61,73%). Долей в 12,95% владеет банк ВТБ, еще около 5% принадлежит "Русалу".