Ряд регионов Сибири столкнулся с нехваткой бензина и дизтоплива на так называемых независимых АЗС. На Дальнем Востоке, и в Приморье в частности, автолюбители уже давно предпочитают заправляться на АЗС крупных компаний ("Роснефти" и ННК), топливо на которых предлагается по самым доступным ценам. В то же время независимые АЗС на фоне роста биржевых цен на бензин уже давно работают в убыток, несмотря на высокие ценники. Мелкие трейдеры не имеют возможности покупать товар с запасом, в том числе из-за отказа банков кредитовать такие АЗС, сообщает ИА PrimaMedia.
Стоимость зимнего дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) во вторник, 14 ноября, вновь обновила рекорд. Цена зимнего дизельного топлива по территориальному индексу Европейской части России выросла на 0,73%, до 61 тысячи 528 рублей за тонну. В начале месяца она дорожала четыре дня подряд, а 11 ноября достигла исторического максимума в 61 тысячу 275 рублей. В то же время бензин продолжил дешеветь седьмой торговый день подряд. Цена Аи-92 опустилась по итогам торгов во вторник на 1,81%, до 50 тысяч 582 рублей за тонну, а Аи-95 — на 1,58%, до 52 тысяч 104 рублей.
На Дальнем Востоке сегодня работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — "Комсомольский" (входит в "Роснефть") и "Хабаровский" (принадлежит "Независимой нефтегазовой компании", ННК). У "Роснефти" потребности Дальнего Востока в моторном топливе также обеспечивают Ангарская нефтехимическая компания и Ачинский НПЗ.
О дефиците и недоступности топлива из-за тяжелого экономического положения независимых АЗС, "Известиям" рассказал руководитель группы компаний "Омни" (объединяет три нефтебазы и 49 АЗС в Иркутской области и Забайкальском крае) Денис Писаревский.
По его словам, из-за значительного роста цен в опте (например, дизтопливо за три года подорожало почти в два раза) заправки в Сибири вынуждены работать в убыток.
Государство, в отличие от льготных тарифов, эту программу не субсидирует
С 2019 года власти пытаются сдерживать подорожание бензина в рознице выше темпов инфляции посредством воздействия регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Их розничные сети работают в минус, однако убытки нефтяники могут компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счет механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета.
"В ряде регионов независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены ставить цены на 5–7 рублей выше, чем у ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний). В итоге потребитель уходит за ценой в крупные сети, а независимый сектор теряет клиентов", — сказал глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
Яркий пример диспаритета — ситуация с зимним дизелем: сейчас его оптовая цена составляет примерно 65 рублей за литр для независимых АЗС во Владивостоке, при этом розничная цена у ВИНКов составляет около 56 рублей",
— сказал глава Приморского топливного союза (входит в РТС) Владимир Чирсков.
По словам Дениса Писаревского, если раньше запасы были на нефтебазах на 60 суток, то теперь с учетом роста оптовых цен, отгрузок с НПЗ товара, приобретенного по предоплате через 30–40 дней, времени в пути по железной дороге 10–20 дней, независимые заправки практически работают с колес.
В Минэнерго с позицией бизнеса не согласились и сказали, что информация о дефицитах топлива в регионах ДФО не поступала в ведомство ни от региональных властей, ни от представителей розничного бизнеса.
"В рамках суточного мониторинга запасов топлива везде обеспеченность автомобильным бензином и дизельным топливом превышает 10 суток", — прокомментировали в ведомстве.