Порты Владивостока остаются основными ньюсмейкерами ноября — пока экс-губернатор Приморья пытается укрепить свои позиции в рыбном порту, не интересуясь особо рабочими процессами, торговый порт готовит инфраструктуру для удовлетворения растущих аппетитов международного контейнерного рынка. Кто останется в выигрыше — покажет время, но что-то подсказывает, что рыбный порт на время акционерных разборок может потерять свои рыночные позиции, и так ослабленные после отказа от перевалки угля и не выполнения в срок поставленной правительством задачи строительства нового холодильного комплекса для рыбы. При этом, на рыбный порт уже давно есть покупатель из первых позиций российского списка Forbes, в настоящее время пытающийся застолбить свое место в пока ещё недооценённой рыбной отрасли. Тем временем владелец рыбодобывающей группы "Антей" и бывший вице-губернатор Сахалинской области Аркадий Пинчевский создали ещё одну рыбодобывающую компанию, теперь на Камчатке.
Дарькин "схватил не свой пирожок"?
На прошлой неделе состоялось внеочередного собрания акционеров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт", итоговый протокол которого зафиксировал текущую расстановку сил в компании после ухода московского бизнеса. Как и следовало ожидать, определять политику компании в ближайшей перспективе будут представители блока Сергея Дарькина, которому досталось шесть из девяти мест в новом совете директоров.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в августе 2021 году доли в московской компании "Геотэкс", которая контролирует 51,9% уставного капитала "Владморрыбпорта", частично перераспределились в пользу структур лиц, связанных с главным на сегодняшний день бизнес-активом экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина — "Находкинской базой активного морского рыболовства" (НБАМР). Если ранее "Геотэкс" на 90% принадлежал зарегистрированной в Сингапуре компании Sparkler holdings, то теперь доля Sparkler сократилась до 45%. Одновременно в число собственников "Геотэкса" вошли ООО "Тигр-Инфраструктура" (Москва) с долей 29,12% (эту компанию контролирует компания "Дальинвестгрупп" Ларисы Белобровой, супруги Дарькина) и бывший вице-губернатор края Сергей Передрий с долей 15,88%. При этом новые совладельцы "Геотэкса" уже подали в Федеральную антимонопольную службу заявку на приобретение оставшийся доли в московской компании, владение которой обеспечивает контроль над портом в целом.
Интересы блока Дарькина в новом составе совета директоров рыбного порта будут представлять дочь Сергея Дарькина Анна Хмарук (гендиректор и владелец зарегистрированной в Москве "Дальневосточной инвестиционной компании"), сын ректора ТГМУ Валентина Шуматова Александр Шуматов (гендиректор ПАО "НБАМР"), бывший вице-губернатор Приморья Сергей Передрий (гендиректор ООО "ТИГР-Ойл", член совета директоров ПАО "НБАМР" и банка "Приморье"), председатель правления банка "Приморье" Андрей Зверев, Валерий Мартынов (советник гендиректора и владелец 10% ООО "Геотэкс") и Алексей Важенин.
Блоку Дарькина противостоит альянс, который сформировали Дениса Сарана, гендиректор ООО "Торговый дом Фили" Александр Евдокимов (владеет 24,99872% акций "Владморрыбпорта", которые он получил от структур Дениса Сарана) и Вячеслав Смирнов (чье имя и фамилия совпадают с именем и фамилией гендиректора компании "СДК менеджмент", специализирующейся на деятельности в области права).
Один из ведущих экспертов транспортной отрасли региона о перспективах дальневосточных портов в арктической программе
По данным ИА PrimaMedia, оппоненты Дарькина уже ведут переговоры с одним из российских олигархов о продаже принадлежащих им акций. Другое дело, что миллиардер из списка Forbes не готов переплачивать за актив в его нынешнем виде и готов расстаться с суммой в районе $250 млн, тогда как ранее порт оценивался примерно в $500 млн. Поговаривают, что Дарькин сыграл на опережение и неожиданно для всех перехватил долю "Геотекса", что очень расстроило олигарха, имеющего серьезный вес, а значит экс-губернатору ещё предстоит выдержать тотальный прессинг, одним из элементов которого станет битва за причалы с государственной компанией "Нацрыбресурс" и давление по части строительства в порту нового холодильника, о скорой сдаче которого в свое время успели отчитаться полпреду Юрию Трутневу.
Реализует холодильный проект ООО "Владивостокский рыбный терминал", 52% которого принадлежит "Геотексу", 48% — Денису Саран и его партнёру Алексею Златкину. По некоторым данным, на проект уже потрачено более 100 млн рублей, в том числе на ТЭО и экспертизу.
На сайте рыбпорта говорится, что проект предусматривает строительство холодильного комплекса с крытой воздушной галереей ёмкостью 7,1 тысяч тонн. К настоящему времени на территории склада завершена заливка бетонного основания, возведен несущий каркас здания из металлоконструкций, установлены колоны, прогоны, ведется подготовка монтажа ферм пролетов.
Приморье VS Суэцкого канала
"Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, крупнейшая стивидорная компания в порту Владивосток, входит в Транспортную группу FESCO) хочет и далее сохранить за собой статус лидера среди российских портов по перевалке контейнеров, решить задачу увеличения грузопотока предполагается за счёт строительства нового глубоководного причала уже в 2025 году.
Конкуренцию стивидору из Владивостока на контейнерном направлении готовятся составить "Восточная стивидорная компания" (ВСК, стивидорная компания в порту Восточный, входит в группу Global Ports), недавно отказавшаяся от перевалки угля в пользу контейнеров, "Находкинский морской торговый порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту Находка, принадлежит Роману Абрамовичу и партнерам), планирующий строительство нового контейнерного терминала, и новый многофункциональный порт в бухте Суходол в Шкотовском районе, проект которого на Восточном экономическом форуме представило АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (ЦРПИ, Москва), уже имеющий опыт работы с угольным терминалом морского торгового порта "Лавна" в Мурманской области.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, FESCO и АО "Атомэнергопром" (структура "Росатома") планируют создать на территории "Владивостокского морского торгового порта" Восточный транспортно-логистический узел в рамках реализуемого госкорпорацией проекта по организации Евроазиатского транзита контейнерных грузов. Транспортно-логистический узел предназначен для перегрузки контейнеров между судами арктического класса и фидерными судами. Он должен стать частью проекта "Евроазиатский контейнерный транзит", предполагающего развитие контейнерных грузоперевозок на направлении Восточная Азия — Северо-Западная Европа, в том числе с использованием Северного морского пути, в рамках которого предусматривается создание двух транспортно-логистических узлов — на западе и на востоке России — и организация перевозки контейнеров между этими узлами судами ледового класса.
Директор по коммуникациям ПАО "ВМТП" Никита Томилин на круглом столе в рамках Дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" рассказал о планах стивидора построить новый причал для перегрузки транзитных контейнеров с судов океанского класса на контейнеровозы ледового класса для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.
"Мы (ВМТП — прим. ред.) будем строить глубоководный причал. Предположительно длина причальной стенки будет в районе 750 метров. Глубины там хорошие, в районе 16,5 метров, что позволит принимать глубоководные суда. На сегодняшний день Владивостокский морской торговый порт — первый в стране по контейнерообороту. И перевалка постоянно растёт. Мы хотим построить новый глубоководный причал с расчётом на потребности Севморпути. То есть, будут приходить грузы из Японии, Кореи и Китая, перегружаться у нас, а дальше, в сопровождении судов ледового класса, идти на Мурманск, который будет базовым портом с европейской стороны", — рассказал топ-менеджер.
Предполагается, что строительство нового причала в порту позволит обрабатывать 1,6 млн тонн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. В настоящий момент ВМТП обрабатывает примерно 800 тысяч ТEU в год. То есть, речь идёт об увеличении объёмов обработки портом примерно в три раза.
И что касается развития нашей страны и развития Приморья, которому всё это несомненно сопутствует. Я хочу сказать, что Северный морской путь, с нашей точки зрения, может действительно стать хотя бы частично альтернативой DeepSea, который идёт через Суэцкий канал",
— сказал Никита Томилин.
Утром 23 марта контейнеровоз Ever Given после захода в Суэцкий канал из Красного моря. В ходе движения в северном направлении на нем произошло полное отключение электричества, что и могло стать причиной инцидента. По другим данным, главной причиной произошедшего были сильный ветер и мощная песчаная буря.В результате в течение почти недели движение по Суэцкому каналу было парализовано. Инцидент заставил мировых перевозчиков менять маршруты и графики, перенаправлять контейнеровозы в обход через мыс Доброй Надежды. Участники рынка сегодня рассматривают все альтернативные маршруты и способы доставки товаров, включая доставку грузов ж/д и авиатранспортом.
По предложению Минтранса, она возьмёт на себя часть перевозок социально значимых грузов в регионе
На фоне проблем с доставкой грузов через Суэцкий канал уже сегодня китайские отправители максимально заинтересованы в использовании потенциала портов Приморья.
"Поэтому то, что вчера казалось невероятным, сегодня это уже вполне реальность. И мне кажется, нечему удивляться, если завтра Северный морской путь позволит России использовать те геополитические преимущества, которые изначально заложены, скажем так, в потенциал нашей страны", — подытожил Никита Томилин.
Железная дорога не успевает за портами
Ассоциация морских торговых портов (АСОП) прогнозируется снижение инвестиций в строительство и расширение морских терминалов из-за недостаточно быстрого развития железнодорожных мощностей. Портовые мощности растут быстрее по всем практически регионам, по сравнению с грузооборотом, обеспеченным железнодорожным транспортом
"Очевидно, что цепи поставок и (железнодорожная) инфраструктура, построенная на территории нашей страны, включая и морские транспортные пути, цепь такая, не крепче самого слабого звена. И в этой ситуации понятно, что нас ожидает, наверное, замедление инвестиций в портовые мощности, поскольку они уже достаточно развиты и развивать их нет смысла на перспективу, поскольку невозможно до них доехать", — сказал председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов в ходе панельной дискуссии форума "Транспортная неделя — 2021" (цитата по ).
Владельцы независимых АЗС говорят о работе в убыток
На Дальнем Востоке создана новая рыбодобывающая компания
Приморский бизнесмен Игорь Михнов, контролирующий одну из крупнейших российских компаний на Дальнем Востоке по добыче и переработке краба и рыбы "Антей", и бывший вице-губернатор Сахалинской области Аркадий Пинчевский учредили новую фирму — ООО "Рыба Камчатки" в Петропавловск-Камчатске. Основным видом деятельности новой компании указано морское рыболовство, уставный капитал — 100 тысяч рублей.
В феврале 2020 года Михнов и Пинчевский создали на паритетных началах ООО "Антей Управление активами" (Москва). В декабре 2020 года эта компания стала собственником 99% ООО "Антей Север" (Мурманск), 50% ООО "ТРК" (Приморье) и 49% ООО "Алестар" (Камчатка). Все три компании занимаются морским рыболовством. В октябре 2021 года доля Пинчевского в "Антей Управлении активами" сократилась до 49,5%, а в число собственников вошло ООО "РСХБ-Финанс", подконтрольное Россельхозбанку.
Росрыболовство просит полпреда Трутнева также согласовать дополнительные 20% инвестиционных квот на Дальнем Востоке
Структуры группы "Антей" получили одну из самых больших квот на добычу краба по итогам проведенных Росрыболовством в октябре 2019 года первого этапа аукционов, на которые были выставлены права на вылов краба в северных и дальневосточных водах за 15 лет.
Флот группы "Антей" состоит из более 20 судов, которые ведут промысел в Охотском, Беринговом и Японском морях, а также морях Росса и Амундсена. Продукцию компания традиционно экспортирует в Китай, Японию, Южную Корею, США.
Резиденты ТОР дождались очередной порции субсидий
Семь проектов резидентов дальневосточных территорий опережающего развития (ТОР) получат 6,7 млрд субсидий из федерального бюджета на строительство и развитие инфраструктуры в рамках запланированных инвестпроектов.
В том числе резидент ТОР "Большой Камень" АО "Рыболовецкий колхоз "Новый мир" (входит в группу "Доброфлот"), строящий завод по переработке минтая и других видов рыб, получит субсидию на технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ДРСК, входит в группу "РусГидро" мощностью 3,5 МВт на сумму 74,73 млн рублей, а также на технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения на сумму 6,92 млн рублей.
Резидент ТОР "Михайловский" ООО "НК Лотос", строящий тепличный комплекс для выращивания овощей, получит субсидию в размере 58,93 млн рублей для строительства сетей электроснабжения мощностью 18,158 МВт.
ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" в ТОР "Большой Камень", создающее верфь крупнотоннажного судостроения, получит субсидию на строительство жилья для работников верфи. В том числе 14,45 млн рублей будет выделено на создание условий для строительства второй очереди жилого микрорайона, 23,85 млн рублей — для выплаты возмещения собственнику недвижимого имущества, в отношении которого принято решение об изъятии для государственных нужд.