Спутник вряд ли станет полноценным городом, но есть вещи, которые необходимо учитывать в его проектировании уже сегодня. При этом практика, в любом случае, обязательно внесет свои коррективы в любые предусмотренные заранее сценарии. Такой точкой зрения в беседе с "Альянс HELP" поделился член Общественной палаты Приморского края, участник сообщества урбанистов "Решение. Город" Виталий Гречанюк.
"Такое опасение, что есть некая подмена понятий — называть Спутник городом. Город — это сложнее, чем спланированный в одном или даже нескольких архитектурных бюро набор жилых строений (и всего, что они еще там спланируют). Город — это гораздо более сложное переплетение разных интересантов, историй, которые со временем друг на друга наслаиваются", — озвучил потенциальную проблему урбанист.
Безукоризненность воплощения таких масштабных проектов в принципе не вызывает у него оптимизма.
"Конечно, есть соблазн срежиссировать идеальную картинку — но практика показывает, что задуманное авторами из таких идеальных картинок никогда не получается. Это будет в лучшем случае большой спальный район. Со временем там будут появляться разные объекты, кроме жилья. Хочется, чтобы к моменту постройки жилья поспевали и социальные объекты. Потому что у нас очень часто получается так, что при создании нового жилья появляется дефицит мест в детсадах и школах: это популярная причина для жалоб горожан", — напомнил Гречанюк.
Не остался без внимания и неофициальный статус Владивостока "автомобильной столицы страны".
"Важно пересматривать общественные пространства и проектировать улично-дорожную сеть, ориентированную на пешехода. Пирамида приоритетов должна строиться от человека: человек-пешеход, человек-велосипедист, общественный транспорт — и только в последнюю очередь автомобилист. Все должно происходить так, чтобы по городу можно было ходить пешком и не испытывать при этом боль и унижение, как это происходит обычно в нашем суперавтомобильном Владивостоке", — констатировал наш собеседник.
Как напомнил участник сообщества урбанистов, чтобы новый город, новый район стал разнообразным в плане жизни, там должно быть место для бизнеса, причем для бизнеса разного масштаба.
"Обычная проблема новых объектов под бизнес в том, что они в силу своей новизны имеют высокую ставку аренды. То есть каким-то маленьким кофейням и т.п. аренда просто не по карману. Люди в таких спальных районах вынуждены по делам, в том числе на работу, ездить в настоящий город, Владивосток. Так что мы, возможно, усиливаем маятниковую миграцию, которая уже существует в спальных районах. Когда утром все по известным направлениям стоят в пробках в сторону работы, а вечером — в обратную сторону", — подытожил Виталий Гречанюк.