Приморскому краю подготовили новый спорный проект с участием московского капитала — морской перегрузочный комплекс для перевалки угля и сырой нефти разместится в бухте Безымянная рядом с посёлком Дунай. Понятно, что при реализации столь масштабного проекта, а планируется переваливать до 25 млн тонн только угля, применить закрытые технологии будет проблематично и накладно для инвестора, а значит Приморье получит новую точку напряжения. На данный момент проектпроходит стадию общественных слушаний и, как и следовало ожидать, сразу же столкнулся с противодействием местных жителей, не желающих мириться с возможными экологическими проблемами. Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
Новый морской порт "Аврора" в Приморье планирует построить холдинг "Коулстар", уже добывающий уголь в Хакасии. На данный момент "Коулстар" не имеет собственных перевалочных мощностей на Дальнем Востоке. По данным "Ведомостей", проект в Приморье два года назад оценивался в 57,8 млрд рублей. С учетом разработки и согласования проектной документации новый порт предполагается построить за 3,5 года.
Проект с размахом
"Коулстар" имеет лицензии на разведку и добычу каменного угля в границах участков "Майрыхский" и "Бейский-Западный" Бейского каменноугольного месторождения (Республика Хакасия) и участка "Богатырь" Горловского угольного бассейна (Новосибирская область).
В состав холдинга "Коулстар" входит пять дочерних компаний: ООО "УК "Разрез Майрыхский", ООО "Бейский промышленно-транспортный комплекс" (оба — Республика Хакасия), ООО "Разрез Богатырь" (Новосибирская область), ООО "Морской порт Аврора" и ООО "Морской терминал Коулстар" (оба — Приморский край).
ООО "Морской терминал Коулстар" зарегистрировано в марте 2019 года в городе Находка, ООО "Морской порт Аврора" — в июле 2019 года в городе Фокино. Уставный капитал каждой компании — 1 млн рублей, основной вид деятельности — транспортная обработка грузов. Единственный учредитель — ООО "Коулстар" (Москва).
Как пишет "Коммерсант", "Разрез Богатырь", в июне этого года получивший право разработки крупнейшего месторождения антрацита в Новосибирской области, рассчитывает начать добычу до конца 2023 года "в границах первоочередной отработки.
"Отгрузка, по плану, будет осуществляться с собственных погрузочных комплексов вблизи разреза — их соединят с путями ОАО "Российские железные дороги" (длина ветки — 25 км)", — отмечает при этом газета. Рядом с участком построят обогатительную фабрику со складом готовой продукции.
По данным издания, продукцию "Разрез Богатырь" планирует поставлять на экспорт через запроектированный морской терминал "Коулстара" в Приморском крае мощностью 35 млн тонн. Он сможет принимать 10 млн тонн антрацита с "Богатыря".
Для расширения железнодорожных подходов к порту структура холдинга совместно с РЖД строит дополнительные пути и погрузочные станции — инвестиции оцениваются в 8,4 млрд рублей.
"Коулстар планирует построить в Приморье новый морской порт Аврора и наладить перевалку угля и сырой нефти в объеме 35 млн тонн в год, — говорится на сайте "Коулстара". — Расширение железнодорожных подходов для удовлетворения перевалочных потребностей порта будет организовано совместно со структурами РЖД. Заключаются соглашения на принципах взаимной ответственности о поквартальных объёмах вывоза груза с указанием станций погрузки и выгрузки, что позволит РЖД зафиксировать тарифную сетку на транспортные услуги".
Проект "Морской порт Аврора". Фото: сайт "Коулстар"
Также инвестор уже заключил соглашения с судостроительным заводом "Звезда" на производство пяти балкерных судов класса "Панамакс", способных перевозить до 80 тысяч тонн груза.
"Сухогрузы такого уровня позволят не только располагать собственными возможностями при транспортировке угля на экспорт, но и оказывать логистические услуги другим участникам отрасли", — отмечает "Коулстар".
Без пыли обойтись вряд ли удастся
Угольная пыль на морских терминалах образуется, в основном, при механическом воздействии на уголь, то есть, в процессе перегрузки, а также вследствие ветровой эрозии открытых штабелей определенных марок угля. На территории порта, как правило, есть три наиболее крупных источника пыления, где происходят различные манипуляции с углем: при выгрузке его из вагонов, погрузке на судно, а также при заполнении и разгрузке склада, отмечает директор по развитию проектной компании "Морстройтехнологии" Сергей Семенов
"В последнее время достаточно много обсуждается вопрос о полном закрытии угольных терминалов. Между тем, полностью закрытых угольных терминалов быть не может, поскольку невозможно закрыть все участки по перевалке угля — судопогрузочную машину и зону погрузки угля на судно", — сказал директор по развитию проектной компании "Морстройтехнологии" Сергей Семенов на круглом столе "Наилучшие технологии перевалки в портах России", организованном ИАА "ПортНьюс".
Надо понимать, что при любых методах борьбы с угольной пылью 100% защиты от нее нет даже при использовании всех существующих методов защиты и закрытых технологий",
— сказал директор по развитию проектной компании "Морстройтехнологии" Сергей Семенов.
Также, по словам эксперта, проблематично и укрытие складов хранения угля. Это мероприятие в определенном смысле эффективное, но крайне дорогостоящее и создающее другие сопутствующие проблемы. В частности, удорожание процесса перевалки приведет к тому, что торговля углем станет невыгодной. Не секрет, что цена угля не так велика, а транспортировка в конечной стоимости ресурса и так имеет значительную составляющую. Помимо этого, в закрытых складах необходимо решать непростые вопросы, связанные с пожаро— и взрывобезопасностью объекта.