Регионы Дальнего Востока в борьбе с коронавирусной инфекцией ввели системы QR-кодов для посещения ресторанов, кинотеатров и других общественных мест. В подобном режиме представители HoReCa работают уже больше месяца, и индустрия терпит серьезные убытки — игроки рынка фиксируют падение выручки на 70%. Особенно сильно новые меры ударили по рестораторам. Подробнее об этом — в обзоре PrimaMedia.
Законопроект об использовании QR-кодов в общественных местах был внесен в Госдуму Правительством РФ, далее направлен в регионы для обсуждения и выработки предложений. Решение об использовании QR-кодов и перечне объектов, где они потребуются, принимают власти на местах. Планируется, что нормы будут действовать до 1 июня 2022 года.
Кто не работает, тот не ест
Система QR-кодов начала действовать на Дальнем Востоке с конца октября 2021 года. Ограничительные меры коснулись в первую очередь кафе и ресторанов, а также спортивных и культурных учреждений. Помимо проверок посетителей на наличие QR-кодов в большинстве регионов общепит теперь запретили работать с 23.00 до 6.00. Исключения — Камчатский край, где заведениям разрешили принимать гостей в ночное время, и Сахалинская область, которая вообще отказалась от системы QR-кодов, сохранив ограничения графика работы.
Сфера общепита крайне тяжело переносит очередную волну ковидных ограничений. По данным Росстата, на Дальнем Востоке с начала пандемии закрылись сотни кафе и ресторанов. Особенно заметны потери в Хабаровском крае и Приморье — в этих регионах в совокупности более 200 ресторанов официально прекратили деятельность за последний год. Еще около 40 предпринимателей за тот же период покинули рынок Камчатки, 11 — Якутии, 32 — Сахалина, 9 — Магадана.
"Мы бьем тревогу, рестораторы отмечают снижение выручки от 40 до 70%. Многие продают или закрывают бизнес", — поделилась председатель национальной ассоциации рестораторов, отельеров и туризма Республики Саха (Якутия) Татьяна Тымырова.
Обстановка очень накаленная
По словам рестораторов Камчатки, которых обошли стороной ограничения работы в ночное время, даже некоторые послабления не стали панацеей:
У людей уже просто нет настроения куда-либо ходить — они не хотят, чтобы их постоянно дергали проверками. Какие только контролирующие органы нас ни посещают: и представители администрации, и УМВД, и МЧС. О каком комфортном приеме пищи, походе в торговый центр или кино может идти речь в таких условиях? Я сама уже никуда не хожу из-за этого, хотя у меня есть QR-код", — жалуется владелица Кафе "Милк" (Петропавловск-Камчатский).
"Действительно, напряженность гостей общепита растет — не у всех считывается QR-код, не у всех вообще есть Госуслуги, многие отказываются предъявлять удостоверение личности. А мы, как представители общепита обязаны отказать человеку без QR-кода в обслуживании. Проверки случаются регулярно, гости напряжены, и часто выливают свое недовольство на персонал, а это сказывается на сервисе. Обстановка очень накаленная", — соглашается Татьяна Тымырова.
По словам владивостокского ресторатора Павла Куксова (Tbilissimo, "Пекарня Мишеля", Umami, Crust, Singapura, Cuckoo club), особенно сложно в таких условиях классическим ресторанам. Здесь не спасает даже доставка — ее доля в выручке составляет лишь 5-15%, в зависимости от формата. Более-менее комфортно в этой нише только фастфуду, а в рестораны идут за атмосферой, поэтому данная услуга не может возместить даже малой части убытков.
Справка: Прием гостей без QR-кода или в ночные часы грозит штрафом. Для индивидуальных предпринимателей он составляет от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей. За нарушение ограничений заведение также могут закрыть, руководствуясь законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Стоит отметить, что и в пострадавшей сфере общепита нашлись представители, которым ковидные ограничения только прибавили клиентов. К таким относится сеть автокофеен, в которой посетители могут заказать и получить еду, не выходя из автомобиля (формат drive-through).
"Несмотря на дистанционное обслуживание, требования к нашим сотрудникам не отличаются от общих — обязательная вакцинация не менее 80% персонала, соблюдение масочного режима, также участились проверки. Однако нам повезло работать в таком формате, поэтому введение QR-кодов на наш бизнес не повлияло, а с 2020 года мы отмечаем рост клиентов. И если до пандемии у нас четко прослеживалась сезонность (с приходом холодов становилось меньше автомобилистов), то в этом году спада не случилось", — рассказала бренд-директор Coffee Machine Анастасия Сивкова.
Однако у большинства рестораторов ситуация менее оптимистичная, и участники рынка единодушно сходятся во мнении, что существующие ограничения излишни.
На фоне системы QR-кодов дополнительные ограничения вообще потеряли смысл. Какая разница, когда мы пускаем гостей — до 23.00 или после, ведь ночью ничего не меняется. В итоге бизнесу не дают работать, но вместо того, чтобы поддержать оставшихся участников рынка, регуляторы начинают думать, как выполнить план и еще больше увеличивают штрафы", — считает Куксов.
По его словам, ситуация только усугубляется. "После локдауна часть рестораторов уже закрылась, кто-то еще держится на своих финансовых подушках безопасности и пытается пережить очередные ограничения. Но что будет дальше — открытый вопрос. Пока планы государства решить проблему вакцинации населения руками малого бизнеса выглядят не особо эффективными", — резюмирует ресторатор.