Участники Круглого стола "Логистика через Дальний Восток: новые вызовы и системные проблемы" (12+) в рамках дискуссии обсудили ряд предложений экспертного сообщества и бизнеса о поддержке транспортно-логистической отрасли Приморья, обеспечивающей сегодня львиную долю таможенных платежей и сборов в целом по ДФО. В том числе предложено обратиться в правительство РФ с инициативой о финансовой поддержке новых инфраструктурных проектов, что позволит в дальнейшем увеличить налоговую отдачу отрасли.
Губернатор Приморья считает, что на фоне мирового логистического коллапса у Приморья есть отличная возможность выйти на лидирующие позиции в обработке грузов, идущих транзитом из Китая и Европы. "Cегодня Приморский край оказался теми воротами, которые сдерживают не только развитие поставок внутри регионов, но и внутри мирового сообщества, в силу того, что грузы из Китая идут транзитом через нашу страну. С таким вызовом мы еще не сталкивались, и он, с одной стороны, для нас тяжелый, а с другой стороны — это возможности, которые мы должны правильно и грамотно использовать, чтобы создать задел на многие десятилетия и обеспечить наши порты и железные дороги необходимыми пропускными мощностями", — сказал Олег Кожемяко.
При этом бизнесу на данном этапе как никогда ранее нужна поддержка государства. В ходе Круглого стола было озвучено, что за первые 11 месяцев 2021 года таможнями Дальнего Востока перечислено в федеральный бюджет 572,4 млрд рублей таможенных сборов и платежей. В том числе на сегодняшний день таможнями Приморского края уже перечислено 569 млрд рублей таможенных платежей и сборов (за весь 2020 год таможни Приморья перечислили в государственную казну чуть более 347 млрд рублей). Среди лидеров по таможенным сборам в регионе традиционно ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO), в прошлом году вышедший в лидеры среди портов РФ по контейнерообороту и на данный момент успешно развивающий это направление.
"Возьмем порт Владивосток. Он ведь не просто сам создает деньги — оборот, налоги и т.д. По факту он генерирует значительно большие доходы для государства, чем мы оцениваем. Эти средства идут в бюджет через таможенные пошлины и сборы. И объемы этих поступлений больше чем весь бюджет Приморья. Но на развитие уже созданной инфраструктуру нужны очень значительные средства, и бизнесу в одиночку их вряд ли осилить. Поэтому, почему бы не рассмотреть возможность выделения из этих громадных сборов, которые генерируются в Приморье, дополнительных средств на развитие транспортно-логистической отрасли края", — предложил помощник ректора по научной работе Морского государственного университета им. Г.И.Невельского Михаил Холоша.
Идея экспертного сообщества была поддержана губернатором Олегом Кожемяко, который предложил включить это предложение в итоговую резолюцию Круглого стола, которая будет направлена в правительство РФ и профильные ведомства.
Коммерческий директор ПАО "ВМТП" Елена Казарина в свою очередь рассказала о текущих вызовах, стоящих перед отраслью, и планах FESCO и ВМТП по развитию бизнеса.
Коммерческий директор ПАО "ВМТП" Елена Казарина. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
"В РФ три морских бассейна — Балтийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный. Дальневосточный бассейн — это ключевое направление, на которое на текущий момент переориентировалась большая часть грузопотока. Мы, FESCO, на текущий момент идём по всей логистической цепочке рука об руку со всеми ведомствами — судоходная линия, порт, таможня, железная дорога. И от каждого звена это цепочки зависит конечная эффективность доставки грузов для отправителей.
Через deep sea (перевозка грузов на дальние расстояния по океану — прим. ред.) ранее шло очень много грузов. Соответственно, значительная часть в этом году перенаправлена на Дальний Восток. В этих, откровенно говоря, непростых условиях, мы делаем всё, чтобы обеспечить минимальный транзитный срок по всем направлениям, в том числе на социально значимых внутрироссийских перевозках. Привлекаем дополнительный флот, дополнительные платформы. В итоге мы даже снижаем свои транзитные сроки, постоянно работаем над этим вопросом. За осенний период 2021 года мы обработали грузов по внутрироссийскому направлению в полтора раза больше, чем годом ранее. Делаем всё возможное для каботажных перевозок — выделили под это направление три причала. Все приоритетные меры для социально значимых грузов мы, FESCO и ВМТП, выполняем.
"Северный завоз" для нас один из приоритетов. При этом, направление внешнеторговых перевозок мы развиваем отдельно. Напомню, что в рамках ВЭФ FESCO и госкорпорация "Росатом" заключили договор о том, что на базе ВМТП будет строиться Восточный транспортно-логистический узел. Соответственно, наш порт будет базовым для перевозок по Северному морскому пути. Это плюс 1,5 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера — прим. ред.) дополнительно к уже текущим 730 тысячам. Это лучшее свидетельство того, что мы развиваем мощности, вкладываем инвестиции. Делаем всё, чтобы Дальневосточный бассейн усилил свои и без того высокие позиции в отрасли. В том числе, и для загрузки Транссиба".
В качестве спикеров на Круглом столе выступили:
Виктор Суханов, председатель Приморского отделения Союза журналистов России, модератор круглого стола;
Олег Кожемяко, губернатор Приморского края;
Валентин Сергиенко, президент ДВО РАН, вице-президент РАН, академик;
Глеб Покатович, первый вице-президент "Центра стратегических разработок" (ЦСР);
Петр Бакланов, академик РАН, заслуженный географ Российской Федерации, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, вице-президент Русского географического общества;
Виктор Ларин, доктор исторических наук, академик РАН, заместитель председателя ДВО РАН, зав. Центром глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН;
Михаил Холоша, помощник ректора по научной работе Морского государственного университета им. Г.И.Невельского;
Олег Рой, руководитель отдела инфрастуктуры Северного морского пути и международных транспортных коридоров Министерства РФ по развитию Дальнего Востока;
Николай Токуренов, генеральный директор группы компаний "Байкал";
Олег Альмакеев, начальник службы по связям с общественностью, социальной работе и взаимодействию с государственными органами, управляющий директор АО "Восточный порт";
Олег Ануфриев, начальник Владивостокской таможни, генерал-майор таможенной службы;
Сергей Дорожкин, руководитель управления логистики группы компаний "Доброфлот";
Петр Куприянов, председатель профессионального союза "Транспортных перевозчиков Приморского края";
Елена Казарина, коммерческий директор ПАО "ВМТП";
Никита Томилин, директор по коммуникациям ПАО "ВМТП".
Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан в декабре 2020 года Приморским отделением Союза журналистов России при поддержке Дальневосточного отделения РАН. Основная цель клуба — создание нового экспертного института, который будет способствовать эффективному практическому внедрению концепций развития Дальнего Востока. К работе клуба привлечены в качестве экспертов гражданские активисты, представители научного сообщества, институтов развития, органов власти и бизнеса.