Академик РАН, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, вице-президент Русского географического общества Петр Бакланов в рамках Круглого стола "Логистика через Дальний Восток: новые вызовы и системные проблемы" (12+) презентовал идею формирования инфраструктурного кольца вокруг Японского моря. Реализовать очень смелый проект можно будет только после строительства моста на Сахалин.
"Это (создание инфраструктурного кольца — Прим. ред.), конечно, в какой-то мере фантазия, но к этому есть целый ряд предпосылок — географических, природно-ресурсных, геоэкономических и геополитических, и т.д. Что здесь имеется в виду? Создание железнодорожного кольца, а это будет возможно, если все-таки начнется строительство мостового перехода на Сахалин, речь об этом проекте идёт очень давно. Дальше остаётся проложить тоннель от Сахалина на Хоккайдо, а далее уже есть звенья дороги. На другом участке пока возможна только паромная переправа, но потом может быть и тоннель. И, таким образом, может замкнуться железнодорожное кольцо вокруг Японского моря, при условии, что Южная и Северная Кореи найдут общий язык и будут детализировать это", — презентовал свою футуристическую идею Петр Бакланов.
По его словам, в рамках проекта можно закольцевать сразу несколько линий — транспортную (с учетом железной дороги), газопровод и электрическую сеть.
"Потому что с Сахалина уже такие проекты, насколько я помню, ещё Анатолий Чубайс, будучи президентом РАО "ЕЭС России", рассматривал и оценивал этот проект. Действительно, на Сахалине можно сделать несколько мощных энергетических установок, и не только сжиженный газ вывозить в Японию, но и электроэнергию передавать. Кстати, в Южную и Северную Корею у нас уже рассматривалось создание энергетических мостов", — отметил учёный.
По его словам, в оценке стратегии развития ДФО, в том числе транспортной сети, нужно рассматривать не только территорию округа, но и прилегающую акваторию.
"Прилегающая акватория — это Охотское море, внутреннее море и плюс 200-мильная исключительная экономическую зона. Известно, что огромный природно-ресурсный потенциал, который там находится — это суверенитет России, это наше будущее, поэтому это нужно рассматривать и оценивать", — считает Петр Бакланов.
Я считаю, что собственными усилиями и науки, и практики, мы должны составить достаточно полную картину перспективной транспортной сети для региона, а уже потом, в конкретных программах выделять основные звенья, которые в приоритете на данный момент, но, тем не менее, видеть дальним прицелом и другие направления
К примеру, очень большой потенциал имеет условный Лено-Амурский речной путь. Но там тоже нужна связка железнодорожная. Мы пришли к выводу, что там со временем вообще может сформироваться меридианальная транспортная магистраль, которая будет начинаться с китайского пункта Мохэ, до которого дорога уже существует, затем через Амур (Сковородино) на Якутск, и дальше, так скажем, вдоль Лены, до "deep sea" (перевозка грузов на дальние расстояния по океану — прим. ред.), до Северного морского пути.
Вы знаете, за этот проект очень сильно ухватились на одном из семинаров китайцы. Что они здесь увидели интересного? А то, что эта линия железнодорожная и во взаимодействии с Ленской она значительно сокращает доступ к Севморпути для Китая.
Еще одна перспективная линия — это Арктическая железнодорожная магистраль, с Анадыря, вдоль побережья. Понятно, пока предварительно намечено, с точки зрения рельефа не везде к берегу подходит, но к основным опорным пунктам подходит. И дальше она идёт до действующей железной дороги в Сибири. Конечно, это очень далёкая перспектива, но она может взаимодействовать с Северным морским путём в самых разных смыслах.
В качестве спикеров на Круглом столе выступили:
Виктор Суханов, председатель Приморского отделения Союза журналистов России, модератор круглого стола;
Олег Кожемяко, губернатор Приморского края;
Валентин Сергиенко, президент ДВО РАН, вице-президент РАН, академик;
Глеб Покатович, первый вице-президент "Центра стратегических разработок" (ЦСР);
Петр Бакланов, академик РАН, заслуженный географ Российской Федерации, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, вице-президент Русского географического общества;
Виктор Ларин, доктор исторических наук, академик РАН, заместитель председателя ДВО РАН, зав. Центром глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН;
Михаил Холоша, помощник ректора по научной работе Морского государственного университета им. Г.И.Невельского;
Олег Рой, руководитель отдела инфрастуктуры Северного морского пути и международных транспортных коридоров Министерства РФ по развитию Дальнего Востока;
Николай Токуренов, генеральный директор группы компаний "Байкал";
Олег Альмакеев, начальник службы по связям с общественностью, социальной работе и взаимодействию с государственными органами, управляющий директор АО "Восточный порт";
Олег Ануфриев, начальник Владивостокской таможни, генерал-майор таможенной службы;
Сергей Дорожкин, руководитель управления логистики группы компаний "Доброфлот";
Петр Куприянов, председатель профессионального союза "Транспортных перевозчиков Приморского края";
Елена Казарина, коммерческий директор ПАО "ВМТП";
Никита Томилин, директор по коммуникациям ПАО "ВМТП".
Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан в декабре 2020 года Приморским отделением Союза журналистов России при поддержке Дальневосточного отделения РАН. Основная цель клуба — создание нового экспертного института, который будет способствовать эффективному практическому внедрению концепций развития Дальнего Востока. К работе клуба привлечены в качестве экспертов гражданские активисты, представители научного сообщества, институтов развития, органов власти и бизнеса.