Положение малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке остается очень сложным. Говорить о восстановлении до "доковидного" уровня не приходится: число субъектов МСП сокращается, а сами предприниматели отмечают, что основа для роста этого важнейшего сектора экономики сейчас отсутствует, а действующие меры поддержки недостаточно эффективны, сообщает ИА PrimaMedia.
По данным Института комплексных стратегических исследований, на 10 сентября 2021 г. в России действовало 5,68 млн субъектов малого и среднего бизнеса (организаций и индивидуальных предпринимателей), что на 1,3% больше, чем год назад. Однако рост заметен лишь на фоне провальных показателей 2020 года. Сравнение же текущей ситуации с уровнем 2019 года показывает, что существенных улучшений на самом деле нет. В частности, на Дальнем Востоке количество субъектов МСП сократилось на 2,8%, а наибольшие потери отмечены в сегменте малых предприятий — 5,5%.
Кроме того, продолжает сокращаться численность индивидуальных предпринимателей (ИП). Если в 2014-2019 гг. численность ИП, зарегистрированных в течение года, была постоянно выше числа тех ИП, кто в это время прекратил деятельность, то в 2020 г. ситуация изменилась. В январе-августе 2021 года число действующих ИП сократилось почти на 100 тысяч, причем это сокращение произошло во всех регионах страны.
Опросы субъектов МСП также не фиксируют существенного улучшения положения, а в случае микропредприятий наблюдается ухудшение ситуации. Так, исследование Промсвязьбанка и ассоциации "Опора России" показало, что индекс деловой активности малого и среднего бизнеса (RSBI) в июле 2021 года подрос незначительно. Участники опроса среди наиболее острых проблем назвали сложную экономическую ситуацию, высокую налоговую нагрузку и карантинные ограничения. При этом 25% предпринимателей заявили, что готовы закрыть бизнес уже до конца года, если текущая ситуация не изменится.
"Доступные" деньги
Несмотря на сворачивание "антиковидных" кредитных программ, в 2021 году динамика выдачи банковского финансирования МСП ежемесячно ускорялась в годовом выражении. Как сообщила пресс-служба Дальневосточного ГУ Банка России, на 1 октября 2021 года кредитная задолженность субъектов МСП в ДФО составила 419,6 млрд рублей, годовой темп прироста — 19,6%.
Активно пользовался малый и средний бизнес Дальнего Востока поручительствами региональных гарантийных организаций (РГО), входящих в национальную гарантийную систему. Как сообщает Корпорация МСП, всего за 9 месяцев 2021 года было предоставлено более 860 поручительств на 5,3 млрд рублей. При этом средняя сумма поручительства составила 6,1 млн рублей, а средняя сумма полученного предпринимателями под него финансирования — 16,2 млн рублей.
Драйверами по оказываемой поддержке стали Приморский, Хабаровский, Забайкальский и Камчатский края. Чаще всего гарантийную поддержку в ДФО получали предприниматели из сферы торговли (45%), услуг (16 %), строительной отрасли (15%), сельского хозяйства и переработки (10%), перевозки и логистики (7%), а также промышленного производства (7%). Поручительства предоставлялись, в том числе начинающим предпринимателям, ведущим свою деятельность не более года. Приморский и Хабаровский край вошли в десятку лидеров по этому направлению.
"В связи с введением дополнительных ограничений, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, Банк России рекомендовал финансовым организациям идти навстречу субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обратятся за реструктуризацией кредитов и займов до конца 2021 года. Реструктуризация проводится по собственным программам кредиторов. Такие программы могут включать отсрочку платежей, увеличение срока кредита для снижения ежемесячных платежей и другие варианты, позволяющие сделать посильным обслуживание долга в новых обстоятельствах. Кроме того, Банк России выделил 60 млрд рублей для обеспечения льготного кредитования банками субъектов МСП из перечня отраслей экономики, в наибольшей степени подверженных негативному влиянию временных противоэпидемических мер. Ставка по кредиту для субъекта МСП в рамках лимита устанавливается на уровне не выше 8,5% годовых, а при условии получения гарантии Корпорации МСП — не выше 8% годовых с отсрочкой платежей по основному долгу и процентам до трех месяцев", — сообщила пресс-служба Дальневосточного ГУ Банка России.
Однако эксперты отмечают, что
доступ к финансовым ресурсам для малого бизнеса остается актуальной проблемой.
"Установить рейтинг кредитоспособности крупных компаний банкам просто, однако в случае с малыми предприятиями требуется другой набор инструментов, позволяющий понять финансовое состояние бизнеса. Сказывается и отсутствие большого штата финансистов — малые предприятия не всегда могут оперативно предоставить полный объем документов, необходимых для льготного кредитования. В связи с этим банки охотнее кредитуют именно крупные и средние компании, поэтому драйверами кредитования в 2020-2021 годах оказался именно этот сегмент. А малый бизнес кредитовался по мере возможности. Постоянную потребность в ресурсах микро— и малым предприятиям замещает кредитование физлиц — руководителей бизнеса. Ни о каких льготах в таком случае речи не идет", — отметил руководитель комитета по взаимодействию с кредитного-финансовыми организациями "Опоры России" в Приморье Константин Бурносов.
Кредиты под рабочие места
Одним из ключевых финансовых инструментов стала льготная кредитная программа "ФОТ 3.0", которая пришла на смену "ФОТ 2.0", действие которой закончилось 1 апреля 2021 года. Размер кредита зависит от количества сотрудников. Она определяется исходя из МРОТ (12 792 рубля), на каждого работника в расчете на 12 месяцев. Максимальная сумма — 500 млн рублей. Главное условие — заёмщик должен сохранить не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора. Срок погашения кредита увеличен до 12-ти месяцев. При этом в течение первого полугодия заёмщик не выплачивает основной долг и проценты по кредиту.
Получить поддержку смогут представители 17 отраслей (в рамках первого этапа программы их было 11). По просьбе бизнеса в список добавлены дополнительное образование детей и взрослых, услуги по дневному уходу за детьми, бытовое обслуживание, услуги химчисток, стоматологий, парикмахерских и салонов красоты.
Эксперты отмечают плюсы новой программы: быстрое рассмотрение, улучшенные условия по отсрочке гашения. К минусам относят автоматический отказ за малейшее отклонение от базовых условий.
"ФОТ.3.0" помогла бизнесу, который испытывал серьезные проблемы из-за пандемийных ограничений. Однако отсрочка сама по себе — это не панацея, так как предприниматели не могут прогнозировать, на каком этапе произойдет восстановление выручки. Поэтому хотелось бы видеть более серьезные меры поддержки в виде налоговых мораториев, на что правительство идет с большим трудом. В нынешних условиях мы наблюдаем, что основную прибыль получают банки — они выигрывают больше всех, потому что бизнес вынужден закредитовываться, как и физические лица", — уверен вице-президент "Опоры России", председатель Приморского краевого отделения "Опоры России" Виталий Гуменюк.
По его словам, поскольку предприниматели не понимают, что будет дальше, им проще объявить себя банкротами. По данным исследования Центра стратегических разработок (ЦСР), риск банкротства к концу 2021 года растет. Выше уровень неопределенности в сфере услуг (16%), оптовой и розничной торговле (9%), легкой и пищевой промышленности (7%).
Динамика банкротства компаний в России. Фото: Центр стратегических разработок
"В условиях падения выручки мы очень скоро столкнемся с закрытиями предприятий, в сокращении отраслевых направлений. И конечно основная проблема, с чем также связана задолженность бизнеса — это не только ограничительные меры, это общее обеднение населения. Людям нечем платить, они начинают экономить и тратиться только на самое необходимое", — считает Виталий Гуменюк.
Справка: По данным Дальневосточного ГУ Банка России, задолженность по кредитам, предоставленным субъектам МСП в РФ, на 1 октября 2021 года составила 6,6 трлн рублей, годовой темп прироста составил 22,3%, что несколько выше чем в ДФО (19,6%). Что касается платежной дисциплины заемщиков, то доля просроченной задолженности в общей сумме задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП в РФ, за год снизилась до 9,1%, при этом остается выше значения по ДФО (6,3%).
Барьеры и вызовы
Эксперты ЦСР отмечают, что 84% российских компаний пострадали от пандемии, и ковидные ограничения являются одним из основных барьеров развития бизнеса. К наиболее пострадавшим сферам относится туризм и общепит. Подробнее об этом здесь.
Помимо ковидных ограничений, бизнес называет барьером увеличение закупочных цен. Эту проблему выделяет 29% опрошенных. Еще 23% указали на повышение тарифов, а 20% — на ослабление рубля.
"Крупные производители-монополисты резко увеличили цену на свою продукцию, поскольку стали активно импортировать. К примеру, дефицит металла отмечается во всем мире, и российские заводы не понимают, почему должны продавать отечественным компаниям дешевле, чем иностранным. Поэтому ценник растет. Мы не меняли прайс на свои услуги 10 лет, а в текущей обстановке уже изменили неоднократно и будем вынуждены продолжать, так как у нас нет выбора — либо мы покупаем сырье, либо нет. При этом мы не стали зарабатывать больше, так как продаем с той же самой накруткой и на фоне увеличившихся накладных расходов. И я никуда не могу от этого уйти — сырье стоит в два раза дороже, но оно все равно мне нужно в производстве, как и станки и другое оборудование. В итоге объемы нашего производства упали, а все стараются экономить и ждут лучших времен", — рассказал директор ООО "Приморский канат" Евгений Мазур.
Топ-5 барьеров развития бизнеса в России. Фото: Центр стратегических разработок
Однако не всем компаниям пандемия принесла убытки. Активно развивается экспериментальный формат предпринимательства — самозанятость (подробнее об этом — здесь). А малому бизнесу из отраслей сельского хозяйства, обрабатывающих производств, информационных услуг и складского хозяйства удалось увеличить выручку в 2020 году. Положительная динамика выше 50% наблюдалась в фармацевтике и производстве нефтепродуктов. Эта тенденция перетекла и в 2021-й.
"В 2020 году, в разгар пандемии, у всех были сложные времена, и наши заказы упали вдвое, — рассказал руководитель студии разработки сайтов и мобильных приложений "Бизнес Логика" Павел Федоров. — Компании, которые были у нас на технической поддержке — обслуживании айти-парков и веб-систем, стали плотнее с нами коммуницировать, а вот крупные заказы были отложены. В то время люди боялись инвестировать, потому что было совершенно непонятно, как работать дальше. Однако в 2021 году стало понятно, что без онлайн-коммерции никак не обойтись, поэтому спрос на крупные проекты восстановился. В итоге 2021 год стал более прибыльным для нас, чем "доковидный" 2019-й".
В целом, по данным ЦСР, 30% субъектов малого и среднего предпринимательства в России уже восстановились до докризисного уровня, 6% — пока еще не знают, удастся ли им достичь "доковидных" показателей, а 5% — признают, что уже не смогут реанимировать свою экономику.
Траектория восстановления бизнеса в России. Фото: Центр стратегических разработок