Политический год в Приморье стартовал с несанкционированных митингов и хороводов на льду Амурского залива (тоже запрещенных) в поддержку ныне осужденного политика Алексея Навального. А завершился, в целом, ситуацией, где подобные акции сложно себе представить. Или нет? Общая атмосфера в стране и Приморье несколько изменилась. Отмечается и изгнание несистемного протеста с улиц, и удаление его лидеров с поля. Однако, если протест изгнали с улиц, куда же он устремится? Если лидеров протеста "размыли", то кто или что будет его движущей и объединяющей силой?
Об этом рассуждали эксперты в итоговом политобзоре ИА PrimaMedia.
— Год начался политическими протестами, а закончился протестами против QR-кодов, — говорит Вячеслав Беляков. — Протестная активность никуда не делась, особенно в Приморье. Но протест живет по своим законам, и самый логичный выход для тех, кто хотел бы покричать на улицах, но боится быть побитым дубинками — пойти проголосовать против власти. Так что между происходившими в январе выступлениями и результатами сентябрьских выборов существует прямая связь.
По мнению эксперта, для того, чтобы протест вновь выплеснулся на улицы, нужны триггеры.
В топ политических событий региона попали сразу три громких уголовных дела, заведенных против совершенно разных по формату политиков
— Некоторые социологические опросы сейчас показывают, что около 40% населения допускают возможность протестов против эпидемиологических ограничений, тех же QR-кодов, например, — добавляет он. — К счастью для правительства, у этого протеста пока нет единой организующей силы. Однако свято место пусто бывает редко, и мы вполне можем увидеть, как эту тему подхватит кто-то из существующих акторов. Как быстро протестующие против эпидемиологических ограничений перейдут к политическим требованиям? Полагаю, что мы даже моргнуть не успеем. Особенно если такие протесты будут происходить на фоне избирательной кампании. Кстати, в следующем году во Владивостоке пройдет очень сложная кампания, а окончание пандемии пока не просматирвается.
Андрей Калачинский в будущем видит возможность уличной активности под экономическими лозунгами.
— Инфляция и ковидные ограничения убили доходы семей. При этом в крае затеваются несколько новых проектов, которые взбаламутят публику: строительство металлургического завода в Суходоле, нового угольного порта в Дунае, начало стройки завода нефтехимии под Находкой. Та партия, что эти будущие волнения заметит и протесты политически оформит, и наберёт вес, — считает он.
Павел Наливайко, рассуждая над вопросом о трансформации протеста за год, отмечает, что "история с Навальным была всего лишь искусственно подпитываемой политической технологией", а куда более серьезный тренд — закрытость, апатия и непредсказуемость современного избирателя.
— Естественному протесту сегодня никто не мешает, — говорит политолог. — Вряд ли он будет уличным. После событий в Хабаровском крае система сделала выводы и более внимательно следит за подобными настроениями. Что касается протеста в принципе, он никуда не ушел. Выборы в сентябре это показали это. Настроения сохраняются. Они становятся более умными и гибкими. Они не вскрываются социологическими исследованиями. Это такой эффект Трампа, только длиной в несколько лет. Когда люди либо отказываются говорить, за кого проголосуют, либо обманывают социологов. Тем самым, мы не имеем до конца той картины по реальным настроениям жителей. Это усложняет дальнейшие политические кампании. В первую очередь, для ЕР и действующих партий, которые уже ничем не могут удивить население.
Напомним, что главным итогом сентябрьских выборов в Законодательное собрание стали даже не их результаты — они, в целом по Приморью, укладываются в прогнозируемые рамки. Главным стал демонстративный протест в дальневосточной столице, где из 11 одномандатных округов, которые включают Владивосток, в 8 победили коммунисты.
"Покраснение" дальневосточной столицы задает новую реальность для электорального поля 2022 года. Выборы депутатов Думы Владивостока можно уже официально назвать главным электоральным событием 2022 года. Заместитель полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева Григорий Куранов, побывавший в гостях у PrimaMedia, недвусмысленно перекинул мостик с думских выборов на губернаторскую кампанию 2023 года. А там недолго и до 2024 года — президентских выборов. Интересно, что Григорий Куранов связал успех оппозиции во Владивостоке с управленческими провалами экс-мэра Олега Гуменюка. Роль главы дальневосточной столицы в повышении социального оптимизма ее жителей заметна усиливается.