Дальний Восток 8 декабря. Во Владивостоке создано отделение спортивного общества "Динамо"
07:00
В Уссурийске после пожара госпитализировали троих детей — прокуратура начала проверку
7 декабря, 22:08
В Артёме ищут водителя, скрывшегося после ДТП с пострадавшим
7 декабря, 21:54
Снег, мороз и гололедица в Приморье: синоптики дали прогноз на начало недели
7 декабря, 19:50
Полиция ищет свидетелей угрозы с оружием на улице Нейбута во Владивостоке
7 декабря, 19:22
На прямую линию с Владимиром Путиным за три дня поступило более 314 тысяч обращений
7 декабря, 17:55
Уссурийское казачье войско возглавил старейшина
7 декабря, 16:46
Владивосток, Артем и Надеждинский район могут получить единого главу
7 декабря, 15:48
Часть Владивостока останется без электроэнергии 8 декабря — адреса
7 декабря, 15:00
Большегрузы в Приморье массово нарушают правила: ГАИ задержала 114 водителей
7 декабря, 14:42
Снежно и морозно: какая погода ждёт Приморье в начале недели
7 декабря, 14:15
Владивосток хочет стать маленьким Шанхаем или Сеулом
7 декабря, 13:10
В Приморье придумали, как вернуть молодые таланты домой
7 декабря, 11:59
Искусственная шуба не экологиичнее натуральной: эксперты спорят, как ее выбрать
7 декабря, 11:02
Новый светофор на проблемном перекрестке во Владивостоке подключили раньше времени
7 декабря, 10:55

Дальний Восток 8 января. Родился командующий Тихоокеанской эскадрой Степан Макаров

Этот день в истории - листок памятных дат от Сергея Корнилова
Вице-адмирал С.О. Макаров, 1890-е гг. из открытых источников
Вице-адмирал С.О. Макаров, 1890-е гг.
Фото: из открытых источников
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Дальний Восток 8 января. "Этот день в истории".

8 января 1849 г. родился Степан Осипович Макаров, вице-адмирал, флотоводец, учёный, кораблестроитель, командующий Тихоокеанской эскадрой в 1904 г.

Степан Макаров родился в семье морского офицера в г. Николаев (ныне Украина). В 1858 г. переехал с родителями в г. Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре), где в 1861 г. поступил в Морское училище. Во время практики на корвете "Богатырь", в 1863 — 1864 гг. оказался в составе эскадры Тихого океана, которая совершила плавание в Сан-Франциско время гражданской войны в США (1861 — 1865), поддержав демократический Север в борьбе против рабовладельческого Юга, Британии и Франции. В 1865 г. окончил Морское училище.

В 1865 г. окончил Мореходное училище первым учеником. Губернатор Приморской области Петр Казакевич ходатайствовал о производстве штурмана Макарова в гардемарины — это звание позволяло впоследствии стать офицером. В 1865 — 1867 гг. г. С.О. Макаров служил унтер-офицером на корветах "Варяг", "Америка" и "Аскольд". На последнем совершил переход на Балтику и в 1867 г. поступил Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил в 1869 г., получив звание мичмана. 

В 1869 г. служил на броненосной лодке "Русалка", которая потерпела аварию (села на мель и едва не затонула). В связи с этим происшествием Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля и предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки и установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями. В 1871 г. сделал первое изобретение — предложил специальный пластырь для заделки пробоин судов — он используется до сих пор и называется "пластырь Макарова".

В 1870-е гг. Макаров стал пионером применения торпед. В 1876 г. он был назначен командиром парохода "Великий князь Константин" и лично переделал корабль под носитель минных катеров, вооруженных торпедами. Несмотря на то, что торпеды почти одновременно были изобретены в России и Британии (в России — в 1865 г. в Британии — в 1866 г.), их первое боевое применение осуществил русский флот во время войны с Турцией в 1877 — 1878 гг. 26 января 1878 г., минные катера "Чесма" и "Синоп", которыми руководил С.О. Макаров, с помощью торпед уничтожили турецкую канонерскую лодку "Интибах". С этого момента началось применение торпед по всему миру. 

В 1886 — 1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете "Витязь", занимаясь океанографическими исследованиями, за которые был награждён золотой медалью Русского географического общества. В 1895 г. Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которой в российском военном флоте пользуются до сих пор. И, наконец, заслуга С. О. Макарова — в первенстве России в строительстве ледоколов. Именно он добился решения о строительстве первого в мире ледокола "Ермак" и руководил комиссией по его технической разработке. После постройки ледокола в 1899 г. Макаров вышел на нем в первое плавание, а в 1901 г. совершил на "Ермаке" первое арктической плавание к Земле Франца-Иосифа. 

В 1890 г. Макаров был произведен в контр-адмиралы, в 1891—1894 гг. исполнял должность главного инспектора морской артиллерии, а в 1894 — 1895 гг. стал командующим эскадрой в Средиземном море, а при угрозе войны с Японией в 1895 г. перевёл корабли на Дальний Восток. 

В 1899 г. Макаров был назначен командиром порта и губернатором Кронштадта, но постоянно следил за событиями на Дальнем Востоке, считая Японию главным соперником России. С началом русско-японской войны он был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и 8 марта 1904 г. прибыл в Порт-Артур, где начал активные действия, в частности, ввел радиосвязь в управлении флота. 20 марта 1904 г. издал приказ о радиоразведке, предписывающий перехватывать неприятельские радиограммы.

Ночью 13 апреля 1904 г. японский отряд выставил на рейде Порт-Артура минные заграждения, был обнаружен, но не атакован, поскольку С. О. Макаров посчитал, что подозрительные корабли — русские миноносцы, направленные ночью в дозор. Эта ошибка стала роковой. 

Утром 13 апреля Макаров повёл броненосцы "Петропавловск" и "Полтава" на место гибели миноносца "Страшный", который атаковал японский отряд и поначалу броненосцы миновали минное поле. "Петропавловск" открыл огонь по японским кораблям, но вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру, где к нему присоединились броненосцы "Победа" и "Пересвет" и Макаров вновь пошёл на сближение с противником. На этот раз курс вёл прямо на мины.

В 9.43 в носовой части "Петропавловска раздался взрыв. Боезапас башни главного калибра сдетонировал и ее сбросило за борт. Фок-мачта упала и разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого "Петропавловск", разломившись на две части, ушёл под воду. 

Из 760 чел. команды удалось спасти только 80 человек. Вице-адмирал Макаров погиб на командирском мостике вместе с 10 штабными офицерами. 

Памятники С. О. Макарову установлены в Кронштадте, Николаеве (Украина) и во Владивостоке. Именем Макарова назван город в Сахалинской области, улицы в различных городах России и Украины, а также три морских вуза: Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге; Национальный университет кораблестроения в Николаеве (Украина); Тихоокеанское военно-морское училище во Владивостоке. В Росси и СССР несколько кораблей название "Адмирал Макаров". Ныне во Владивостоке базируется ледокол ДВМП "Адмирал Макаров".

8 января, в день рождения С.О. Макарова, на Тихоокеанском флоте ежегодно проходят памятные мероприятия.

84655
43
37