Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

Советский Сан-Франциско: секретный доклад и хрущевский ренессанс Владивостока

Столица Приморья из бедного, захолустного, почти средневекового городка преобразилась после визита генсека СССР

Владивосток, город к которому постоянно приковано внимание первых лиц нашей страны. И это не случайно. С одной стороны — он стратегически важен и как порт, и как главная база Тихоокеанского флота. С другой же, в силу множества причин его крайне сложно развивать. Однако, централизованные попытки это сделать предпринимались задолго до знаменитого саммита и строительства мостов с кампусом ДВФУ. Одним из самых ярких эпизодов стал период правления Никиты Хрущева. Он дважды бывал во Владивостоке. Так случилось, что именно во время этих визитов нашему городу был задан вектор дальнейшего развития на годы вперед. Как именно это произошло — в материале ИА PrimaMedia.

Впервые вопрос о недостаточной благоустроенности нашего города был поднят в 1954 году. Правительственная делегация во главе с Хрущевым прибыла во Владивосток после посещения Китая. Основной целью, как заявлял позднее сам Никита Сергеевич, была необходимость решить — делать город закрытой военно-морской базой или вывести часть кораблей в другие места. В ходе осмотра, который проводили также Булганин и Микоян, была отмечена крайняя запущенность хозяйства Владивостока. В частности, отмечалась плохая связь районов с центром, тяжелое положение в обеспечении горожан жильем, проблемы благоустройства. Это не удивительно. Прошло всего девять лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Далеко не все, что было разрушено на Западе страны, было восстановлено. Владивосток мог претендовать на весьма скромные ресурсы. Дальневосточное турне Хрущева вскрыло этот факт. По его итогам краевым руководством был подготовлен секретный доклад, где детально раскрывались все текущие проблемы.

Документ констатировал, что во Владивосток является крупнейшим краевым центром, в котором "выпускается более 1/3 всей промышленной продукции и проживает почти 1/4 часть гражданского населения края. Через Владивостокский порт проходит более 1/3 грузов и почти 2/3 транзитных пассажиров, следующих в другие порты Тихоокеанского бассейна". Уже из этой короткой фразы становится очевидна важность города. Но что же он имел в 1954 году?

Из этого же документа следуют неутешительные выводы:

Весь жилой фонд города Владивостока составляет 1210 тыс. кв. м… Более 37% жилого фонда местных Советов находится в крайне [в] ветхом состоянии, не поддается ремонту и подлежит сносу, 956 квартир трудящихся с общей площадью 16,5 тыс. кв. метров совершенно не пригодны к жизни. Из общей жилой площади до 65% составляет площадь в одноэтажных и двухэтажных домах. Не вся жилплощадь оборудована электроосвещением. Жилплощади оборудованной водопроводом менее 20%, канализацией 15% и центральным отоплением около 20%.

Больная и сейчас проблема общественного транспорта также остро стояла на повестке дня уже в те годы:

Городской транспорт совершенно не удовлетворяет потребностей городского населения и хозяйства в транспортных средствах. Городской трамвай с общей протяженностью одиночного пути 27,4 км имеет всего только два направления. Подвижной состав трамвайного [парка] выпуска 1925–1927 года крайне изношен.

Справедливости ради, стоит сказать, что во Владивостоке такой вид транспорта как трамвай хотя бы был. В соседнем Хабаровске первая линия была введена в эксплуатацию лишь в 1957 году.

1 / 3

Культура, образование и здравоохранение также страдали:

"Для обучения детей школьного возраста требуется школьных зданий по нормам на 60 тыс. школьных мест, имеется лишь на 20 тыс. мест, в силу чего все еще не ликвидированы трехсменные занятия в школах…Крайне недостаточна также сеть детских учреждений садов и яслей. Вместо требующихся по нормам 165 тыс. кв. метров площади зданий детских яслей имеется только 13,5 тыс. кв. метров, вместе 350 тыс. кв. метров требующейся площади зданий детских садов, имеется 71,5 тыс. кв. метров… Крайне недостаточна сеть учреждений здравоохранения. Вместо требующихся по нормам больничных учреждений с количеством коек около 3-х тыс., имеется только на 1530 коек…Недостаточно библиотек, кинотеатров, стадионов, парков, садов и скверов, особенно на окраинах города".

796048.jpgЗакрытый на 40 лет Владивосток: штамп "ЗП" в паспорте, фарцовка и фальшивые портовики

Воспоминания о том, как жилось в режимном городе, и о том, кто и зачем это все придумал — в материале ИА PrimaMedia

Решение проблемы виделось в том, чтобы обязать отраслевые министерства за счет своих бюджетов начать строительство необходимых Владивостоку домов, транспортной и иной инфраструктуры, общественных пространств. В то время это было распространенной практикой. Поэтому соответствующее поручение было дано руководством страны. Планировалось, что дополнительно город получит около 412 тысяч квадратных метров нового жилья. Однако многие стройки, если и стартовали, то не доводились до конца. Плановые показатели не выполнялись. Ведомства жаловались на недостаток средств, материалов и людей. Так продолжалось до 1957 года, когда свет увидело совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров "О развитии жилищного строительства в СССР". В нем, в частности, говорилось следующее:

"Быстрый рост населения и опережающее развитие промышленности, несмотря на непрерывно возрастающий объем жилищного строительства, привели к тому, что проблема жилья все еще продолжает оставаться одной из самых острых. Население многих городов, рабочих поселков и сел испытывает нужду в благоустроенных жилищах. Значительное количество семейств еще проживает в ветхих домах".

Вполне естественно, что Владивосток, который напрямую касается эта цитата, вошел в список 46 городов, в которых должна была развернуться большая стройка. Уже через год первые дома, которые впоследствии получили название "Хрущевок" были введены в эксплуатацию. Переломить ситуацию позволил ряд мер, заранее прописанных в правительственном решении. В частности, показавший свою недостаточную эффективность принцип застройки силами отраслевых министерств заменялся. Отныне в каждом городе при исполнительном комитете создавалась специальное подразделение, ответственное за заказ жилья. Во Владивостоке им стало Управление капитального строительства (УКС). В его ведении находились вопросы очерёдности застройки, а также контроль качества и скорости возведения жилья.

Строительство проспекта 100-летия, конец 1950-х гг..

Строительство проспекта 100-летия, конец 1950-х гг... Фото: открытые источники

Казалось бы, что город получил импульс развития. Однако это был еще далеко не конец. В 1959 году Хрущев снова побывал во Владивостоке. Несмотря на некоторый, заметный глазу прогресс, Никита Сергеевич все равно остался неудовлетворен результатом. Визит состоялся 4 октября, а уже в конце месяца в город прибыла большая группа архитекторов из Москвы. Совместно с краевыми специалистами ими были проработаны и выдвинуты новые предложения по дальнейшему развитию Владивостока. Они легли в основу постановления Совмина "О развитии г. Владивостока" от 28 января 1960. Символично, что оно появилось в год столетнего юбилея города.

1 / 2

Комплексный документ учитывал даже вопросы обеспечения строек собственными кадрами — создавались новые профессиональные училища, учреждались курсы для строителей и премии для бригадиров. Привлекались рабочие и из других регионов. Шла разработка местных месторождений для получения строительных материалов. Постановление требовало построить четыре завода крупнопанельного домостроения. Серьезная подготовительная работа, но для чего же она велась? Ответ дает все тот же документ:

"Построить и ввести в эксплуатацию в 1960–1965 годах в г. Владивостоке жилые дома общей площадью 1600 тыс. кв. метров, школы на 20,1 тыс. мест, детские учреждения на 13,5 тыс. мест, больницы на 2100 коек, столовые, бани, прачечные, кинотеатры, продовольственные и промтоварные магазины и другие объекты культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства".

В следующем 1961 г. Владивосток получил новый генеральный план, который был разработан специалистами из Ленинграда. Программа была рассчитана до 1980 г. и включала в себя даже строительство моста через Золотой рог. Проект был реализован лишь частично, особенно в области строительства транспортной инфраструктуры, но, безусловно, самым благотворным образом повлиял на дальнейший путь развития нашего города.

Проект моста через бухту Золотой Рог, 1980— гг..

Проект моста через бухту Золотой Рог, 1980— гг... Фото: открытые источники

Важно понимать, что для гармоничного движения дальневосточного форпоста страны требуются не только дома и дороги. Сферы промышленности и образования в эти годы также получили значительный толчок. Вернемся немного назад во времени. В 1956 г. был воссоздан Дальневосточный государственный университет, через два года появляется Медицинский институт, параллельно с этим Академия наук СССР открывает в городе три научно-исследовательских института. Позднее именно они станут базой Дальневосточного научного центра. В начале 1960-х гг. Владивосток получил еще два учреждения высшего образования — Дальневосточный педагогический институт искусств и Дальневосточный институт советской торговли. Нельзя не упомянуть и о появлении в городе новых заводов — "Радиоприбор", "Изумруд", инструментального и судоремонтного предприятий.

Совершенствовалась сфера, как тогда говорили, бытового обслуживания населения. В качестве примера можно упомянуть создание службы проката автомобилей. Специально для этих целей было закуплено 65 "Москвичей". Практика просуществовала до 1970-х годов и постепенно сошла на нет. Не забывали и о досуге. Так, за несколько лет в городе появилось шесть кинотеатров, среди которых легендарный "Океан".

1 / 3

Даже невооруженным взглядом виден размах. Многие исследователи утверждают, что фактически, всего за десяток лет с нуля был создан новый Владивосток. Районы, построенные в конце 50-х — начале 60-х годов стоят и сейчас. Да, многие проекты, например, мост через бухту Золотой рог были реализованы много позже. Какие-то идеи вовсе были забыты. Тут вспоминается туннель, уходящий от главной городской магистрали через сопку к Минному городку. Но главное здесь другое. Владивосток получил новый облик, при этом сохранив свою индивидуальность. В те далекие годы была заложена основа, которую и сейчас сложно не учитывать при составлении планов застройки нашего города.

Первый проект здания Крайкома партии на центральной площади Владивостока, 1060 год

Первый проект здания Крайкома партии на центральной площади Владивостока, 1060 год. Фото: открытые источники

Автор: Егор Бондаренко.

Список используемых источников:

  • Докладная записка в президиум ЦК КПСС "О состоянии дел во Владивостоке" // Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего востока — http://ihaefe.org/news/8599
  • Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров "О развитии жилищного строительства в СССР" // Библиотека нормативно-правовых актов СССР — http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5213.htm
  • Постановление Совета министров РСФСР "О развитии г. Владивостока"// Консультант плюс — http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=11730#rb9lYuSqUulAgCKs
  • Власов С. А. Владивосток в годы хрущевской "оттепели" / Ойкумена, 2010
  • Хрущевки, "кузькина мать", кукуруза: Владивосток запомнил Никиту Сергеевича не только этим / Primamedia.ru — https://primamedia.ru/news/536534/.