Проект Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), сравнимый по масштабу со строительством двух супермостов к саммиту АТЭС, начал приобретать конкретные очертания. Строить новую автомагистраль, призванную разгрузить Владивосток, с большой долей вероятности будет китайская госкорпорация. Либо… АО "БТС-МОСТ", которое построило вантовый мост на остров Русский ещё под названием "УСК-Мост". Вице-премьер, полпред в ДФО Юрий Трутнев в ходе традиционно насыщенного визита во Владивосток не только ознакомился с новыми инвестпроектами, но и выдвинул ряд свежих идей, как-то создание ТОР "Русский" (чему будут несказанно рады олигархи Владимир Потанин и Араз Агаларов, имеющие виды на застройку острова) и госкомпании для регулирования программы "северного завоза", забуксовавшей во время прошлогоднего сбоя в портах Дальнего Востока. Кроме того, Трутнев призвал чиновников возобновить прямой диалог с инвесторами, приостановленный из-за пандемии.
Free flow для Владивостокской кольцевой автодороги
Китайская госкорпорация China Railway Construction Corporation (CRCC) является главным претендентом на финансирование и строительство Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Реализовать проект предлагается в формате частной концессионной инициативы (ЧКИ), это будет первый опыт Поднебесной в сфере инфраструктурных проектов в России. Заработать на ВКАДе также хочет группа "Бамтоннельстрой-мост" (основной владелец — Руслан Байсаров), которая в партнерстве с Газпромбанком (ГПБ) уже создала во Владивостоке операционную "дочку" с одноимённым названием.
China Railway Construction Corporation International Investment Company (CRCC International Investment), являющийся инвестиционной платформой CRCC, закончила подготовку концессионного соглашения о строительстве первой очереди ВКАД. Инициатива будет реализована на условиях государственно-частного партнерства. Пакет документов уже находится на рассмотрении в министерстве экономического развития Приморского края, сообщила пресс-служба регионального правительства.
Инициатива входит в перечень перспективных проектов Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству.
Мы уже получили поддержку со стороны российских и международных банков, они готовы предоставить нам финансирование",
— сказал инвестиционный директор по Евразийскому региону CRCC International Investment Линь Ян.
CRCC — одна из крупнейших государственных строительных компаний Китая, специализируется на строительстве железных дорог, метро, автодорог, постов, туннелей, жилья, производстве оборудования и проектировании. В России компания реализует ряд проектов в Москве.
Представитель CRCC International Investment оценил общий объем инвестиций на первом этапе в пределах 80-85 млрд рублей. Собственные средства китайской компании составят 20-30% от стоимости проекта, остальное планируется привлечь на рынке. Заинтересованность в финансировании стройки уже проявили Евразийский банк развития (ЕАБР) и Дальневосточный филиал Сбербанка.
Предполагается, что длина четырехполосного моста с материковой части Владивостока до острова Елены составит 2 километра, высота над морской акваторией — 70 метров. Первый этап проекта свяжет остров Русский, остров Елены и улицу Казанская. Движение по дороге будет платным. Оплату планируется организовать по системе free flow, как это сейчас реализовано на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в Подмосковье. При этой системе проезжать через пункт оплаты проезда платного участка дороги можно беспрепятственно, то есть, не останавливаясь у него и не оплачивая там проезд. На смену шлагбаумов на пропускных пунктах устанавливаются специальные устройства, которые фиксируют проезд и списывают плату за него автоматически с банковского счета бесконтактным способом.
На втором этапе будет построена обводная дорога, соединяющая центральную портовую инфраструктуру с выездом за пределы жилых городских кварталов в районе улицы Маковского.
Операторы "большой пятёрки" рассказали ИА PrimaMedia о новых трендах развития телеком-отрасли на Дальнем Востоке
Начать строительство первого этапа планируется в 2023 году. Генподрядчиком стройки, если сыграет азиатская ставка, выступит российская "дочка" китайской компании — CRCC Rus. Она уже строит пятый этапа скоростной автотрассы М12 от Москвы до Казани за 58,3 млрд рублей. Параметры строительства второго этапа ВКАД (порядка 20 км) ещё не определены. К финансированию этой очереди предлагается привлечь Азиатский банк инфраструктурных инвестиций ( китайский аналог международных институтов развития, таких как МВФ или Всемирный банк).
Увы, но повторить временный успех Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК), построившей к саммиту АТЭС Золотой мост, приморским строителям уже не удастся.
Для местного бизнеса важно, получит ли он шанс на субподряды. Тем более что на фоне пандемии китайцы вряд смогут завести в Приморье сотни своих рабочих, как это было в случае со строительством "Звезды". После развала ТМК в крае не осталось единой структуры, а значит собирать работников придется по всему миру",
— сказал ИА PrimaMedia представитель одной из строительных фирм Приморья.
Проектом также интересуется группа "Бамтоннельстрой-мост" в партнерстве с Газпромбанком.В декабре 2021 года партнеры зарегистрировали в Москве совместную компанию ООО "ВКАД", возглавил которую Виталий Шишмарёв. Заявленная специализация компании — "строительство автомобильных дорог и автомагистралей". 51% долей в ООО у компании "Родиола кэпитал инвестментс" (Москва, 100% принадлежит Байсарову), 49% — у ООО "Инфраструктура ГЧП" (структура ГПБ).
Частная концессионная инициатива — инициация проекта государственно-частного партнерства частным лицом, соответствующим требованиям, установленным законом. Инициация проекта ГЧП осуществляется путем обращения частного лица к соответствующему органу исполнительной государственной власти (в зависимости от уровня реализации проекта им будет орган муниципалитета, субъекта РФ или Российской Федерации).
Обращение осуществляется по стандартной процедуре, которая четко регламентирует комплект документов, предоставляемых органу исполнительной государственной власти, и процедуру обращения.
По правилам заключения ЧКИ правительство Приморья будет рассматривать заявку CRCC International Investment в течение 30 дней. Если власти решат, что можно заключать концессию на условиях инициатора, то в течение 10 дней после решения они разместят извещение о сборе заявок на конкурс по концессии на портале torgi.gov.ru. Если за 45 дней не будет получено иных заявок о готовности к участию в конкурсе, то концессионное соглашение заключается с инициатором проекта. В альтернативном варианте власти могут предложить инвестору доработать заявку, после чего также проводится конкурс, либо отклонить ее.
Трутнев "жёстко" призвал возобновить диалог с инвесторами
Наблюдаемый "застой" с привлечением новых инвесторов в преференциальные режимы на Дальнем Востоке потребовал вмешательства Юрия Трутнева. Полпред призвал федеральных чиновников возобновить встречи с бизнесом, приостановленные из-за удара пандемии.
"Для нас формат встречи с инвесторами — такой обычный, я бы сказал, обязательный формат работы. Честно скажу, немножечко в связи с ограничениями, связанными с коронавирусом, этот формат у нас просел. Я считаю, что контакт министерства (по развитию Дальнего Востока и Арктики — прим. ред.), Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) с инвесторами сегодня недостаточен, его надо усиливать.
Мы будем этот формат возобновлять, и я буду этого требовать от руководства Корпорации. Причём, со всей возможной жёсткостью. Диалог с инвестором позволяет знать, что мешает, что задерживает работу и от этого зависит эффективность бизнеса"
Если мы будем на каждом шагу помогать, устранять все препятствия, значит будем быстрее двигаться вперёд, и значит количество инвестиционных проектов будет увеличиваться. Такая работа на Дальнем Востоке в целом организована неплохо по сопровождению проектов. Но еще раз повторю, коронавирус повлиял, и нам сейчас надо из этой ямки выбираться", — сказал Юрий Трутнев после совещания по реализации инвестпроектов на Сахалине.
Офшор на Русском впишут в ТОР?
Во Владивостоке Юрий Трутнев заявил о необходимости ускорить темпы развития острова Русский. Напомним, что одним из главных интересантов в этом секторе является Crocus Group Араза Агаларова, построивший на острове первую очередь кампуса ДВФУ. "Крокус" рассчитывает выиграть готовящийся госкорпорацией "ДОМ.РФ" аукцион "за долю" по участку площадью 26,9 гектаров на острове Русский вблизи застройки ЖСК "Остров". Градостроительный потенциал территории составляет 113 тысяч кв. метров индивидуальной и многоквартирной жилой застройки. Другой проект Агаларова на острове Русском — гостиничный комплекс "Приморские тропики", который планируется построить до 2030 года. Предполагается, что на его территории разместятся отели, конференц-залы, аквапарк и спортивные объекты. Общая площадь комплекса займёт порядка 350 тысяч квадратных метров.
На острове Русский надо работать быстрее. Мы не до конца сформировали систему управления развитием острова. Ее надо собирать в одних руках, она разобрана: она и в муниципалитете, и в субъекте, и в министерстве (по развитию Дальнего Востока и Арктики — прим. ред.), все это работает долго и неэффективно", — заявил Трутнев в среду журналистам во Владивостоке.
Полпред считает, что пришло время изменить систему управления островной территорией.
Скорее всего, мы это будем делать в форме территории опережающего развития. Просто объявим эту территорию острова, которая доступна для строительства, для освоения территорией опережающего развития. Вот такое предложение",
— сказал вице-премьер Юрий Трутнев.
Напомним, что на острове Русский в настоящее время действует специальный административный район (САР), один из двух российских "офшоров" такого рода. В настоящее время резидентами приморского спецрайона являются пять компаний, в этом году, по данным ИА PrimaMedia, планируется заход еще четырех.
Покрыть дефицит средств за счёт роста цен на авиабилеты не получится, надежда на увеличение господдержки
В ходе визита во Владивосток Юрий Трутнев также предложил рассмотреть возможность создания специализированной компании для решения задач программы "северного завоза".
"Нам надо сделать так, чтобы северный завоз осуществлялся как можно более дешево. Сегодня и состояние судов, их типы, размеры, приводят, собственно говоря, к такому искусственному, но значительному удорожанию перевозки грузов. Это нужно сделать дешевле и надежнее. Вообще надо подумать, что делать с недостатков судов, с их старением. Возможно, в том числе, мы говорили, о том, что у нас есть решением президента РФ созданная авиакомпания "Аврора" на Дальнем Востока, она уже сегодня показывает то, что больше рейсов доступных для жителей, появилась возможность строить и заказывать новые самолеты. Может быть, для северного завоза нам надо создать отдельную компанию", — сказал полпред.
В Находке появились новые судостроители
Как бы не сглазить, но похоже, что в Приморье формируется новый судостроительный бизнес. По данным ИА PrimaMedia, созданное менее года назад в Находке ООО "Находкинская верфь" выкупило часть оборудования, судно и машины обанкротившегося "Сосновского судостроительного завода" в Кировской области.
Победителем торгов была признана ИП Анастасия Щербакова, действующая в интересах и за счет принципала ООО "Находкинская верфь". Других предложений не поступило Начальная цена лота составляла на момент торгов 43,969 млн рублей, приморцы предложили 44,101 млн.
Это имущество уже выставлялось на торги осенью 2021 года, тогда начальная цена составляла 293,123 млн рублей. Минимальная цена продажи (цена отсечения) составляла 50% от начальной. Торги были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием участников. Торги в форме публичного предложения стартовали в декабре 2021 года с цены 146,562 млн рублей. Срок действия повторных торгов — 30 рабочих дней, в течение которых цена последовательно снижалась на 10% каждые 3 рабочих дня. На последнем этапе при продаже имущества на повторных торгах величина снижения была установлена в размере 5% от начальной.
В 2021 году в регионе было поднято и утилизировано 17 судов, в основном в Магадане и на Камчатке
"Находкинская верфь" принадлежит Илье Александровичу Пинчевскому, который также является гендиректором и учредителем владельцем ООО "НСРЗ-Судоремонт" (Находка). Основной вид деятельности обеих компаний — строительство кораблей, судов и плавучих конструкций.
Участники рынка говорят, что Илья Пинчевский — сын бывшего вице-губернатора Сахалинской области Аркадия Пинчевского, который является партнёром по бизнесу основного владельца ООО "Антей-Инвест" (Владивосток) Игоря Михнова.
В феврале 2020 года Игорь Михнов и Аркадий Пинчевский создали на паритетных началах ООО "Антей Управление активами" (Москва). В декабре 2020 года эта компания стала собственником 99% ООО "Антей Север" (Мурманск), 50% ООО "ТРК" (Приморье) и 49% ООО "Алестар" (Камчатка). Все три компании занимаются морским рыболовством. В октябре 2021 года доли Михнова и Пинчевского в "Антей Управлении активами" сократились до 49,5%, а в число собственников вошло ООО "РСХБ-Финанс", подконтрольное Россельхозбанку (1%).
Структуры группы "Антей" получили одну из самых больших квот на добычу краба по итогам проведенных Росрыболовством в октябре 2019 года первого этапа аукционов, на которые были выставлены права на вылов краба в северных и дальневосточных водах за 15 лет.