Музей истории Дальнего Востока готовит несколько мероприятий, издательские и выставочные проекты в рамках празднования 150-летия со дня рождения одного из самых известных исследователей Приморского края и Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева. О современных и необычных форматах, создании памятника и большой научной работе рассказали директор музея Виктор Шалай и заместитель директора по научной работе Анжелика Петрук.
Виктор Шалай. Фото: ИА PrimaMedia
— Какие ключевые проекты запускает музей к знаменательной дате, смогут ли они встать в ряд с книгами и фильмами, которые сделали фигуру Арсеньева знаменитой?
В.Ш: Для широкого круга и дальневосточников, и россиян в целом, и зарубежных читателей и зрителей книги Арсеньева и фильм Акиры Куросавы — востребованный базовый минимум, который говорит о том, что люди интересуются этой историей. У музея нет полномочий снимать фильмы. Насколько известно, этот проект активно поддерживает губернатор Приморского края Олег Кожемяко. У нас же есть свои задачи по сбору, хранению, изучению информации и донесению её до аудитории.
Наследием Арсеньева музей занимается не один десяток лет. В нашей коллекции немало материалов, которые имеют непосредственное отношение к нашему герою. Поэтому мы собираемся переиздать кое-что из того, что выходило довольно давно, тем более что некоторые хорошие издания требуют актуализации. Да и тиражи закончились четверть века назад, а, значит, интересные материалы сегодня не доходят до зрителя. Я имею в виду посвященный Арсеньеву фотоальбом, который выходил 25 лет назад.
Другая работа ведется по научно-исследовательской линии — это систематизация коллекций Арсеньева, которые есть не только у нас. Прекрасное собрание, например, в Хабаровском краеведческом музее имени Гродекова, где он был семь лет директором; этой коллекции может позавидовать любой из дальневосточных музеев. Есть довольно большая коллекция в Российском этнографическом музее и музее университета Казани. Очень много всего раскидано по миру, поэтому одна из наших задач — издать и ввести в научный оборот первый полный каталог арсеньевских коллекций, которые хранятся не только в России, но и за рубежом. Это очень кропотливая, не однолетняя работа, и рассчитана она не столько на широкого читателя, сколько на сотрудников музеев, научных работников, исследователей и членов академического сообщества. Она позволит получить системное описание с полной атрибуцией и адресацией, что чрезвычайно важно для будущий поколений историков.
Но для Приморья Владимир Клавдиевич Арсеньев не только исследователь и ученый, но и некий гений места, который очень много сделал для формирования образа региона, Уссурийского края в мире. Человек, который соединял в себе академические знания, не только по истории, но и по географии, этнографии, антропологии, археологии.
Время не стоит на месте, и сейчас появляются новые формы, позволяющие написанное Арсеньевым переложить на более популярный, современный язык. К примеру, мы планируем выпустить мангу по его произведениям. За последние 20 лет этот жанр набрал огромное количество читателей. Поэтому надеемся, людям будет интересно в таком формате узнавать определенные смыслы и сюжеты из творчества Арсеньева.
— Это в основном для взрослой аудитории. А что для детей?
В.Ш: У нас есть замечательные детские образовательные программы. Они дешифруют те смыслы, которые хранит музей, на понятный для целевой аудитории язык для ребят 3+, 5+, 10+. Мы уже пробовали работать в жанре детского театра в рамках музея-заповедника Владивостокской крепости на форте Поспелова. Стало понятно, что детям даже от 3 лет простая природоведческая и историческая информация заходит "на ура".
Особой популярностью в музее пользуется проект "Сказки с молоком". Фото: ИА PrimaMedia
Поэтому поддерживаем наших московских партнеров — объединение "Моника и дрозд" — в организации творческого десанта в Приморье, чтобы тут сделать настоящую детскую постановку. Думаю, что это будет еще одной ранее не использованной возможностью для привлечения внимания детской аудитории к творчеству Арсеньева. Знаю, у наших коллег в драматических театрах запланированы "взрослые" постановки — в театре молодежи, академическом театре имени Горького. Но мы планируем говорить на языке малышей начиная от 3 лет.
В рамках музейного экскурсионного бюро будет вестись отдельная работа — как только начнется сезон пешеходных и автобусных экскурсий.
Запланировано несколько серьезных тематических конференций — и на площадке музея, и в Москве — совместно с Высшей Школой Экономики. Думаю, они станут значимыми событиями для академического сообщества, научной, вузовской среды.
Кроме того, мы будем делать тифлокомментарии к фильму "Дерсу Узала"(16+) для плоховидящих людей. Это часть государственного стандарта, и важный шаг в сторону инклюзивного направления. Другая задумка — серия подкастов посвященных малым коренным народам, живущим на территории России. Планируем рассказать о тех народах, которые были в поле зрения Владимира Клавдиевича Арсеньева.
Отдельно разрабатывается линейка сувенирной продукции — этим занимаются наши дизайнеры и направление музейного магазина.
А.П: Большая программа расписана в рамках грантового проекта "Владимир Арсеньев и его наследие" совместно с союзом коренных малочисленных народов. В прошлом году мы получили на него финансирование от департамента внутренней политики. Планируется переиздание каталога, который связан с коллекцией Арсеньева и презентация его на разных площадках. Мы собираемся совместить это с большим количеством активностей — мастер-классами, лекциями, встречами с разными категориями населения, с молодежью. Будет задействованы многие города и районы Приморского края. На площадках наших филиалов мы презентуем проект в Партизанске, Арсеньеве, Лесозаводске, Дальнереченске, Чугуевке. Еще несколько городов выразили желание поучаствовать — Спасск-Дальний, Уссурийск, Находка. География обширна — почти все районные центры мы посетим летом и в течение нескольких недель с начала сентября.
— Выставочный формат будет использован в программе мероприятий к 150-летию исследователя?
В.Ш: Все мероприятия будут распределены в течение года, но большая часть конечно запланирована на осень. Каждый проект требует подготовки, ресурсов. В выставочном сегменте мы планируем провести, как минимум, две тематические выставки — на Камчатке и в Якутии. Еще одна из выставок, которую мы сейчас прорабатываем, зарубежная, с коллегами из Германии. Там есть специалисты, которые интересуются его этнографическими сюжетами.
В Приморье мы делали огромную сводную экспозицию на 145-летие Арсеньева, и сказать что-то новое у нас вряд ли получится, да и повторять не имело смысла. Поэтому мы стараемся уйти в другие языки и другие регионы.
Но огромная база знаний как раз помогла оцифровать и представить онлайн все это наследие. Поскольку музей носит имя Арсеньева, то в запросах о нем в поисковиках мы появляемся практическим первыми. Когда вышел указ президента о праздновании этой знаменательной даты по всей стране, оказалось, что на Дальнем Востоке о нем многие знают, но другая ситуация — в Оренбурге, Саранске, Йошкар-Оле, Ижевске, Краснодаре или Калининграде. Естественно, все пошли в Google, и мы стали получать большое количество звонков из разных регионов, от Хабаровска до Калининграда, с просьбой помочь в организации мероприятия. В итоге мы поняли, что захлебнемся в этих запросах, их будет только больше. Поэтому в конце прошлого года мы сделали сайт годарсеньева.рф, где выложили в бесплатный доступ всю базовую информацию, которая нужна, например, библиотекарю в Красноярске или учительнице начальных классов где-нибудь на юге России, чтобы сделать открытый урок, посвященный Арсеньеву. Там есть его биография, образцы экспонатов, которые хранятся у нас, лекции, которые читает Анжелика Витальевна Петрук, видеоэкскурсия по дому Арсеньева. Наш отдел образовательных программ на самом простом языке предложил методические рекомендации, как проводить детские или игровые мероприятия. Тот же проект "Сказки с молоком" пользуется большой популярностью. Мы читаем там помимо прочего этнические сказки — нанайские, удэгейские, нивхские. Это в чистом виде апелляция к Арсеньеву. Он был рьяным поборником прав, защиты и уважения малых коренных народов. Этот маленький детский проект, который хоть напрямую и не связан с Арсеньевым, в понятной форме доносит культурный код и важные для малых коренных народов сказания. Все это воспринимается детьми "на ура", не хуже сказок Андерсен или братьев Гримм.
Проект музея к 150-летию со дня рождения Владимира Арсеньева. Фото: сайт годарсеньнева.рф
К слову, сайт посетило уже более 6 тысяч человек за первый месяц его работы, зафиксировано более тысячи скачиваний. Мы получаем отзывы со всей страны от педагогов и школ — благодарности, что мы им помогли. Им не нужно самим обрабатывать большое количество материалов, достаточно скачать. Нам даже прислали трогательную фотографию из станицы Ленинградская Краснодарского края на Кубани, где дети выводят имя Арсеньева и рисуют иллюстрации.
Поэтому могу сказать, что благодаря нашему музею и работе моих коллег очень много людей по всей стране занимаются изучением Арсеньева в формате школьных уроков и открытых встреч на библиотечных площадках с помощью вот этого сайта. Мы и фирменный знак сделали, его придумал наш дизайнер Василий Корнеев. Думаю, по итогам года статистика посещаемости сайта будет впечатляющей. Если юбилейный год и посвящен тому, чтобы как можно больше людей открыли для себя Арсеньева — это отличные результаты, может ключевые в рамках тематического года. Это веерная и очень точечная работа, которая позволяет в сознании маленьких жителей, не живущих на Дальнем Востоке, "поселить" героя и попытаться им их заинтересовать.
— Как еще жители Приморья смогут соприкоснуться с наследием исследователя в течение года?
— Очень важная часть нашей работы будет посвящена открытию памятника в сквере Музея города на Петра Великого. Если сайт — образовательная история, то памятник — это то белое пятно, которое не очень красило Владивосток все это время. Его не было. Это не будет огромный монумент. Всех тайн раскрывать не буду, но скажу, что работает над ним один из самых авторитетных скульпторов России Андрей Николаевич Ковальчук. Его прекрасный памятник Бунину стоит во Франции и много где еще — его другие произведения. Он действительно очень хороший автор. Мы давно вели с ним переговоры. Надеюсь, сентябрь будет месяцем появления памятника на территории музея.
Средства на него будут собирать с продажи билетов
Кроме того, мы работаем над экспозицией в доме-музее Арсеньева. Она у нас перманентная, но мы постоянно добавляем что-то, пытаемся вернуть дому более аутентичный вид. Дом одно время стоял совсем в руинах, потом восстанавливался в тех возможностях и средствах, которые коллеги могли добыть в тяжелые 90-е годы. С уважением ко всем этим заслугам нужно их видоизменять, доводя их до того образа, который максимально соответствует современным представлениям об экспозиции. Опираясь на воспоминания людей, постепенно возвращать туда если не оригинальные, то типологические предметы, восстанавливая те или иные конструктивные особенности. Например, изразцовую печь, которая придает свою атмосферу, нужно восстанавливать. Актуальность в год 150-летия приобретают доработки в кабинете Арсеньева, в экспедиционной комнате. Плюс необходимо работать с территорией, которая прилегает в дому. Нелегальные гаражи, автостоянка, ветхое жилье, стройка — там необходимо благоустройство, чтобы символически важное место стало объектом рекреации городского значения. Но ландшафтно-парковая история за один месяц не возникает, растения не приживаются за одну секунду.
Мы хотим, чтобы эта территория привлекала не только именем Арсеньева, но еще и благоустройством, которая отсылала бы к той истории. Это может быть парк с образцами таежных растений, прогулочная зона — чтобы это был не просто еще один сквер, а запоминающийся и титульный, чтобы у него было свое лицо.
Плюс мы хотим ходатайствовать перед администрацией Владивостока, чтобы ближайшую автобусную остановку переименовали в "Дом Арсеньева". Думаю, комиссия по топонимике пойдет нам навстречу.
— Традиционные музейные фестивали вы планируете посвятить Арсеньеву?
— Конечно. Второй год подряд мы будем делать фестиваль "Арсеньев week"(6+), в сентябре, в теплое время года. Надеемся, что эту идею в год 150-летия подхватят другие города Дальнего Востока. Это большой городской фестиваль, к которому присоединяются все — от музейных площадок до окрестных кафе и ресторанов. Планируем, что практически неделю Владивосток будет жить с именем Арсеньева. Это чудесное время, когда многие гуляют по улицам, наслаждаются нашим прекрасным "бабьим летом". Этот кейс мы предложили и другим музеям Дальнего Востока, когда начала работу Ассоциация музеев Дальнего Востока.
Иллюстрации книги об Арсеньеве 80-х годов издания. Фото: ИА PrimaMedia
— Сентябрь станет кульминационной точкой всех мероприятий?
— Не только, но из-за большого количества международных мероприятий в Приморье так сложилось, что в сентябре в регион прибывает много представителей органов исполнительной власти, высших должностных лиц государства. Это хорошая возможность представить определенные результаты деятельности и включить их в орбиту — попасть в культурную программу ВЭФ довольно важно с точки зрения демонстрации достижений.
К примеру, уже сейчас мы ведем большую подготовительную работу: мы точно сделаем настольную игру по Арсеньеву, вместе с Тихоокеанским институтом географии — атлас карт Арсеньева, две тематические художественные книги для детей с иллюстрациями.
Отдельные задумки попробуем реализовать совместно с другими площадками и структурами. Одна из них — ретроспектива работ Юрия Ракши, который работал художником-постановщиком на "Мосфильме" и на фильме "Дерсу Узала", но, к сожалению, скоропостижно скончался. И несмотря на короткую жизнь — ему было около 35 лет, он умер от лейкемии в 80-е годы — тем не менее, он оставил богатое художественное наследие и является невероятно самобытным художником. Есть его пара произведений в музее Арсеньева. Некоторые новейшие работы его навеяны пребыванием на Дальнем Востоке. Он был одним из ярких членов талантливой съемочной команды "Мосфильма" и Акиры Куросавы. Есть его трогательные воспоминания, свидетельства о работе команды в регионе. Он вернулся после съемок в Москву, недолго после этого прожил, но девять его работ хранятся в Третьяковской галерее и порядка 200 в национальном музее Башкирии в Уфе. Его родная сестра до сих пор работает хранителем коллекции живописи. Жаль, что в стране его знают не очень хорошо. Вот этот проект могут реализовать к 150-летию на площадке Приморской картинной галереи.
В принципе очень хочется еще сделать экспозицию об оскароносном фильме "Дерсу Узала". Там можно показать все — от кинопроб и документации, которая обычно хранится в архивах киностудии, до информации о том, кто пробовался на роль Арсеньева или Дерсу Узала. Ведь Максим Максимович Мунзук далеко не первый кандидат. Изначально был согласован известный певец — тоже представитель коренных народов. Но Максим Максимович покорил сердце Акиры Куросавы, который в нем увидел Дерсу Узала. Они потом до конца дней переписывались — есть открытки Акиры Куросавы: каждый год на праздники он рисовал и отправлял их своим друзьям. Есть фонд Максима Максимовича в Туве во главе с его дочерью, мы хотим съездить туда. В этой выставке может быть интересно все — даже рекламные постеры фильма, когда он вышел в прокат. Насколько они колоритные в разных странах: в Японии — один постер с определенной эстетикой, в Чехословакии — другой, в Польше — третий. Если собрать постеры со всех стран, там много контекстов, и это все удивительные артефакты своего времени. Плюс кинопробы, костюмы, воспоминания о съемках, бэкстейдж, ну и конечно Оскар, который хранится на "Мосфильме" и не уехал в Японию. Его получал за лучший иностранный фильм в 1975 году киноконцерн "Мосфильм". У Акиры Куросавы своего Оскара за этот фильм не было. Было бы интересно собрать все это здесь и поговорить. Одна из идей, которая обсуждается — историю с фильмом интегрировать в павильон Приморского края на ВЭФ.
— Вы принимаете участие в постановке Пушкинского театра об Арсеньеве. А что музей и вы лично хотите донести до жителей края — какой образ создаете, как вы его позиционируете?
— Расскажут о постановке Пушкинского театра, наверное, лучше авторы пьесы или режиссер. Я там появляюсь всего лишь в одной из субличностей. Мне очень понравилось, как все сделано. Надеюсь, это найдет отклик у зрителя.
Если говорить об образе Арсеньева, нам меньше всего хотелось бы, чтобы он был бронзовым в прямом и переносном смысле. Нужно чтобы горожане воспринимали его как своего человека — не своего парня, а именно своего человека. Чтобы он сохранял живой актуальный образ хорошего собеседника, человека, который прожил жизнь с полным пониманием чувства собственного достоинства, уважения к другим. Его проникнутость культурой коренных народов должна служить примером того, что нужно делать, учиться, не бояться и видеть во всем красоту. В нашем многоконфессиональном и многонациональном государстве — это герой, который очень просто может показать своим примером, что сосуществование совершенно разных культур возможно, и более того, необходимо для этой страны и ее жизнеспособности. Совсем не хочется, чтобы на Арсеньева смотрели снизу вверх, как обычно смотрят на огромные памятники великим героям, до которых никогда не дотянуться. В его жизни полно примеров поступков, которые вполне по силам нам сегодня: его отношение к Дальнему Востоку и Приморскому краю, другим людям, его невероятное трудолюбие, желание оставить след, мужество в периоды сложнейшего выбора, стойкость, которая позволяла ему переносить тяжелые времена, не теряя лица, и сносить довольно оскорбительную риторику в свой адрес. Это очень хороший пример. Он очень хороший друг. Иметь Арсеньева в друзьях очень спасительно для всех нас. Он прожил ровно так, чтобы на него можно было ориентироваться. Не надо отстраняться от него, мол, он был великим человеком и прожил жизнь как великий человек. А я человек обычный, и у меня есть право прожить жизнь по-обычному. Ничего подобного. Он также ходил по этим улицам, покупал продукты, у него были такие же заботы — как прокормить семью, найти работу... На сломе эпох революции и гражданской войны все менялось. Вопрос в том, как он с этим справлялся? Он до последнего работал. О его подходе к жизни можно судить по тому, что он писал в завещании сыну: "20 незаконченных дел не стоят одного завершенного" и "уважай себя, не ленись, найди дело жизни, трудись".
Как показывает опыт его жизни, если твой "внутренний каркас" подразумевает эти вроде бы несложные действия, это позволяет пережить даже самые тяжелые времена и оставить о себе доброе имя. Нам не резон подкидывать Арсеньева до такой высоты, до которой не может дотянуться обычный нынешний житель. Наоборот. Его нужно показывать, как абсолютно соразмерного. Да, не каждый оставит после себя книгу, не каждый станет великим ученым. Но в целом в общих жизненных правилах на него ориентироваться, с одной стороны, легче легкого, а с другой все-таки довольно тяжело. Это те самые простые сложные вещи. Трудолюбие, любовь к земле, на которой ты живешь, уважение к другому и в его случае вера в бога.
Анжелика Петрук. Фото: пресс-служба Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
— Расскажите о более длительных проектах?
А.П: Музей Арсеньева не прекращает ни на минуту работу с его наследием. Мы в постоянном поиске. Ведь много вещей просто пропало, и на протяжении десятилетий наши коллеги где-то выуживали отдельные артефакты — ездили в Москву, Петербург, на север Читинской области, где только не были. Поэтому сейчас у нас уже накоплен результат многолетней скрупулезной работы, но формирование коллекции очень важно для нас и сейчас. Есть планы работы с коллегами из-за рубежа. В Германии есть культурно-исторический музей-парк, там работают энтузиасты, которые очень любят Арсеньева, читают и знают. Ведь еще при жизни три его книги вышли в 20-е годы одна за одной в Германии. Поэтому кроме обязательств с партнерами на Дальнем Востоке, мы планируем отправить в Германию визуальные материалы, сделаем там выставку.
Из долгоиграющих проектов — создание сводного электронного каталога всех коллекций Арсеньева. В России мы знаем пять главных точек, где они хранятся. Два питерских музея, Казань, Хабаровск и Приморский край. Есть немного артефактов в Забайкалье, в Чите несколько предметов. Это большой проект, в нем могут быть задействованы множество музеев. Это может быть и зарубежная история, ведь Арсеньев был членом Вашингтонского общества естественных наук, в Германии был членом научного общества. Вполне возможно, что и там что-то есть. Потихоньку продвигаемся в этих направлениях.
Музей с 1945 года носит имя Арсеньева. Конечно, это всегда была приоритетная тема для нас и остается ей. Нам очень повезло, что у нас есть такой герой. К примеру, другие регионы Дальнего Востока только ищут таких персонажей. Мы каждый раз говорим, что Арсеньев родился и вырос не здесь. У него были чудесные шансы сделать прекрасную карьеру в Петербурге: красавец при сабле, закончил пехотно-юнкерское училище. Прекрасные данные, замечательная "голова" — был бы себе офицером, до генерала точно дослужился бы. Пытливый, любознательный, умница, не пьющий. Но тянуло же его в эти дали. Он хотел другой судьбы и выбрал ее сам.