Проект межправительственного соглашения между Россией и Китаем рисует оптимистичный сценарий — удвоение поставок угля в Поднебесную за несколько лет до 100 млн тонн. Это значит, что Китай будет потреблять половину объёмов всего угольного экспорта России, при этом практически все поставки придутся на порты Приморского и Хабаровского краев, плюс 1,5-2 млн тонн с Эльги железной дорогой через погранпереход Камышовая (РФ) — Хуньчунь (КНР), сообщает ИА PrimaMedia.
В 2021 году поставки российского угля в Китай выросли на 38%, до 53 млн тонн. На Дальневосточной железной дороге (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") погрузка угля выросла в 1,5 раза и составила 30,5 млн тонн.
Прогноз по китайскому направлению на конференции Argus "Уголь России 2022" дали директор департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго РФ Сергей Мочальников и коммерческий директор "Эльгаугля" Александр Стулишенко.
В начале года Россия начала вести переговоры с Китаем об увеличении поставок в эту страну и дальше. Потенциальный рост оценивается правительствами стран как дополнительно 50 млн тонн в год с выходом на общий объем 100 млн тонн в год в ближайшие 4-5 лет",
— сказал коммерческий директор "Эльгаугля" Александр Стулишенко.
Добыча угля в РФ в 2021 году выросла на 9,1%, до 438,4 млн тонн. Экспорт составил 223 млн тонн (рост на 5,7% к 2021 году).
Главные экономические темы — в фокусе ИА PrimaMedia
Согласно презентации Сергея Мочальникова, экспорт угля к 2050 году вырастет на 4-14% относительно 2021 года.
"Есть у нас несколько вариантов... Самый агрессивный — это стресс-сценарий, это если вдруг завтра изобрели водородные поезда, а весь уголь был заменен газом и ВИЭ. Такая история вполне может быть, нужно ее учитывать. Понимаем, у нас на границе 2040-2045 годов случится технологический прорыв, который позволит газу и возобновляемым источникам разогнаться в полную силу, и уголь будет, возможно, гораздо меньше использоваться", — пояснил Сергей Мочальников.
Также из презентации следует, что к 2035 году экспорт в страны АТР вырастет на 78% по сравнению с 2021 годом, а затем к 2050 году рост замедлится до 57%.
В настоящее время на Дальнем Востоке работает более 20 угольных терминалов, из них специализированные — "Дальтрансуголь" и "ВаниноТрансУголь" (Хабаровский край), "Восточный Порт", "Торговый порт Посьет" и "Порт Вера" (все — Приморский край).