Преференциальные режимы не оказывают существенного влияния на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Такие выводы сделаны Счетной палатой, которая она предоставила в отчете за 2021 год и рекомендациях по ТОСЭР, СПВ, ОЭЗ и Арктической зоне Российской Федерации, сообщает ИА PrimaMedia.
"В регионах с префрежимами в среднем на 0,9% выше темп роста ВРП и на 0,7% выше индекс производительности труда. В то же время там на 4,4% ниже объем инвестиций в основной капитал на душу населения и более чем на 5% ниже число патентов на душу населения. Такие оценки мы получили как при анализе всех префрежимов в совокупности, так и при анализе индивидуальных режимов. Похожие показатели дает и анализ на уровне предприятий-резидентов. При этом в целом по большинству показателей статистически значимой зависимости не выявлено ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Очевидно, что и количество показателей, и степень воздействия префрежимов достаточно ограничены", — сообщил по итогам анализа аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.
Ключевые эффекты от действия префрежимов на уровне субъектов Российской Федерации. Фото: Отчет Счетной палаты
Наиболее позитивные результаты на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах. "Этот режим, хоть и ограниченно, но выполняет функцию двигателя регионального роста. Однако методика оценки эффективности функционирования ТОСЭР в моногородах не утверждена, в связи с чем их результаты ни на федеральном, ни на региональном уровнях не анализировались", — отметил Зайцев.
При этом Счетная палата предлагает пересмотреть действующую бизнес-модель управляющих компаний префрежимов и установленных ключевых показателей эффективности для их руководителей. Все эти акционерные общества, полностью принадлежащие Российской Федерации, оказались в основном стабильно убыточными, причем отрицательный финансовый результат в среднем отмечается уже во второй год их деятельности в качестве УК.
"Объем выручки от основных видов деятельности управляющих компаний крайне незначителен, и значит, мы приходим к выводу, что услуги управляющих компаний резидентами не востребованы", — констатировал Дмитрий Зайцев.
Такие же выводы о невосстребованности специалисты сделали и о некоторых льготах на территории ТОСЭР и Свободного порта Владивосток. В частности, действуют послабления для привлечения иностранных рабочих, но они не пользуются особой популярностью. "Мы увидели, что количество разрешений на работу в зоне действия префрежимов, оформленных иностранным гражданам, критически мало — сотые доли процента от всех выданных в 2020 году разрешений для иностранцев", — добавил аудитор.
Кроме того, префрежимы недостаточно встроены в систему стратегического планирования РФ — для них не определены ожидаемый целевые эффекты.
При этом в ведомстве подготовили и ряд рекомендаций. К примеру они касаются предложения изменений в закон о признания индивидуальных предпринимателей резидентами ОЭЗ промышленнопроизводственного и портового типа, изменений в методики оценки эффективности функционирования
префрежимов, оптимизации деятельности управляющих компаний и установлении ключевых показателей эффективности для их руководства. Отдельный блок рекомендаций касался меддеятельности на территории СПВ и ее лицензировании, а также лиицензировании образовательной деятельности резидентов.