На фоне турбулентности на мировых финансовых рынках "тихая гавань" острова Русский в ближайшей перспективе может стать надежным пристанищем для российского бизнеса, а это значит, что бюджет Приморья получит дополнительную "подпитку". Порты Приморья, ещё недавно планировавшиеся масштабные инвестиции в развитие на фоне контейнерного бума, готовятся выживать. Парадокс — на судоходных линиях наблюдается массовая остановка грузопотоков, а портовые терминалы забиты контейнерами. Грузовладельцы предпочитают не растамаживать грузы, а платить за хранение, в том числе за сверхнормативное. Производители кондитерских изделий на фоне санкций испытывают сложности с закупкой сырья, а взлетевшие цены на какао-бобы и сахар грозят превратить конфеты в элитный продукт.
САР на острова Русский готовится к приёму новых резидентов
Российские власти готовят изменения, направленные на повышение привлекательности существующих с августа 2018 года специализированных административных районов (САР) на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в Калининграде.
Для этого предлагается ввести налоговые льготы. Предлагаются пониженные ставки по налогу на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти: 5% по полученным и 10% по выплаченным. Действующие льготные ставки для публичных МХК сохраняются, в частности, 5% с выплаченных дивидендов и нулевая с полученных дивидендов от компаний, в которых МХК владеет не менее 15% не менее года. Новые пониженные льготные ставки будут действовать с начала 2023 года до 1 января 2036 года. Воспользоваться ими можно будет при одновременном соблюдении общих условий, которые в феврале 2022 года были введены для новых МХК, претендующих на льготы (доля доходов от пассивной деятельности — выше 90%, доля расходов в России — более 70% от общих затрат, офис на территории САР — не менее 50 кв. метров и т.д.).
САР появились в России в августе 2018 года. Основной целью их создания называлась деофшоризация зарубежных холдингов, подконтрольных гражданам РФ и владеющих активами в России, в том числе в качестве антисанкционной меры. Сейчас в двух САР насчитывается порядка 69 резидентов, 64 из которых выбрали остров Октябрьский.
Объем отчислений налогов и сборов участниками САР на территории острова Русский по итогам 2021 года, по предварительным данным, составил более 1,55 млрд рублей, что в 2,7 раза больше, чем годом ранее, сообщили ИА PrimaMedia в АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (управляющая компания САР). Рост поступлений связан как с увеличением количества участников САР, так и с их деятельностью. На конец 2020 года в САР на острове Русский были зарегистрированы две компании, на конец 2021 года — пять.
На данный момент на острове Русский зарегистрированы пять МК — "Финвижн Холдингс" (регистрация в 2018 году), "Доналинк" (2019 год), "СУЭК ЛТД", "Колмати" и ООО "Интеррос Капитал" (все три зарегистрированы в 2021 году).
"Сам процесс перерегистрации компаний достаточно прост и занимает всего 7 дней. Заявитель подает заявку, управляющая компания в течение 2 дней рассматривает ее на соответствие требованиям законодательства и при отсутствии замечаний, направляет ее в ФНС. ФНС в течение трех дней регистрирует организацию в качестве международной компании. В свою очередь КРДВ вносит компанию в реестр участников САР, уведомляет об этом заявителя и предоставляет все необходимые документы. В случае, если происходит регистрация компании в форме АО или ПАО, процесс проходит несколько дольше в связи с рассмотрением ряда документов в ЦБ РФ. В целом процесс, на наш взгляд, максимально выстроен в интересах компаний, никаких лишних административных процедур или барьеров для входа нет. В то же время подготовка компании к редомициляции в силу корпоративных моментов и законодательства текущей "страны пребывания" может занять значительное время. На практике — от 4 месяцев до 1,5-2 лет. Перед официальной подачей документов обычно заявители консультируются с нами, чтобы мы вместе могли отработать возникающие узкие моменты, поскольку каждая компания по-своему уникальна. Мы подходим к каждому резиденту индивидуально и готовы к взаимодействию на любом уровне", — пояснили ИА PrimaMedia в КРДВ.
Бизнес "консервирует" контейнеры до лучших времен
Сокращение количества действующих морских контейнерных линий уже привело к негативным последствиям в логистической отрасли Приморья — загруженные терминалы испытывают серьезные трудности с забором груза для дальнейшей отправки и вывоза. Так, на начало марта срок ожидания выгрузки контейнеров, прибывших с импортных направлений, составляет от трех до семи дней. Естественно, что на фоне обострившейся ситуации стивидоры, несмотря на видимую заполненность мощностей, теряют в выручке, что в конечном итоге ударит по налоговым поступлениям.
"Некоторые контейнеры могут быть "закопаны" в "глухих" секциях", — говорится в информационном письме ООО "Форвард ЭЛ" (группа транспортных компаний "Forward Elephants" доставляет контейнеры из Юго-Восточной Азии через порты Владивостока, Находки и Новороссийска), имеющемся в распоряжении ИА PrimaMedia.
Средний срок ожидания отгрузки по ж/д направлениям Москва, Новосибирск и Екатеринбург на начало марта составлял ориентировочно 7-8 дней (от "Владивостокского морского торгового порта"), 20-25 дней (от "Владивостокского морского контейнерного терминала"), 10-12 дней (от "Восточной стивидорной компании"), 30 дней (от терминала "Соллерс").
"В пути следования груза по ж/д по-прежнему возникают некоторые задержки, станции переполнены и не справляются с объемом поступающих контейнеров, вследствие чего образовывается затор. В качестве мер по снижению загруженности станций и увеличению скорости обработки контейнеров для дальнейшего вывоза поезда вынужденно останавливают в пути следования. Время ожидания уведомления на автовывоз может составить около 2 недель," — говорится в документе.
Ситуацию осложняет тот факт, что многие владельцы грузов не торопятся проводить растаможку товаров из-за нестабильного курса. На этом фоне бизнесу проще взять паузу, чем фиксировать убытки на фоне роста затрат",
— пояснил ИА PrimaMedia представитель одной из логистических компаний.
Напомним, что французская контейнерная линия CMA CGM, швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) и датская Maersk с 1 марта остановили прием заявок на перевозку контейнеров в/из России. Закрытие привычных российскому бизнесу рынков неизбежно приведет к тому, что компании развернутся в сторону Азии.
"Мы должны быть направлены на все рынки. Сегодня мы видим, как нас отсекли от многих рынков, остался только азиатский, о котором мы твердили десятки лет. Но мы что-то сделали? Нет, ничего, абсолютно. Теперь мы будем усиленными героическими темпами развивать направление Азии", — сказал гендиректор "Русала" Евгений Никитин, выступая на Красноярском экономическом форуме (КЭФ).
CEO Maersk Сорен Скоу прокомментировал детали и сроки ухода бизнеса из РФ. "Остановить бизнес в такой стране, как Россия, не так-то просто. До начала военной операции у нас было более 50 тысяч заявок на перевозку контейнеров в Россию. Мы ожидаем, что нам потребуется время до конца апреля, чтобы так или иначе вывезти все контейнеры. Кроме того, в РФ у нас остается порядка 50 тысяч своих контейнеров, которые мы бы не хотели оставлять, поэтому у нас все еще будет несколько судоходов в российские порты", — сказал он.
Это значит, что российский импорт будет облагаться более высокими тарифами
Для "Приморского кондитера" наступают несладкие времена
Производители кондитерских изделий на фоне санкций испытывают сложности с логистикой, а также доступностью сахара и высоким ростом производственных затрат. За два года — с января 2020 по январь 2022 года — оптовые отпускные цен на сахар выросли с 20,4 рубля за килограмм до 52 рублей за килограмм. В феврале-марте ситуация и вовсе вышла из-под контроля.
"В последние пару недель сахар и вовсе стал недоступен для ряда производителей кондитерской продукции в регионах России не только по цене, но и по причине участившихся случаев отказа со стороны производителей сахара осуществлять отгрузки в адрес предприятий нашей отрасли", — сказал РИА Новости исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности "Асконд" Вячеслав Лашманкин.
Сложности возникают с логистикой сырья и материалов, высокой волатильностью рубля, механизмами расчётов с поставщиками.
За прошедшие полтора месяца наиболее востребованные в кондитерской промышленности продукты масложировой группы выросли в цене на 30% и более. Растут валютные цены на какао бобы и какао-продукты. При этом оценить, насколько выросли цены в целом по отрасли, в моменте не представляется возможным, потому что это было бы сродни измерению "средней температуры по больнице". Крупные торговые сети уже получили уведомления от производителей кондитерских изделий с требованиями повысить отпускные цены на их товары с 15 марта в среднем на 20-30%.
Розничные цены на продукцию "Приморского кондитера" уже рванули вверх, при этом ассортимент начал сокращаться.
Но если с дефицитом сахара проблема в любом случае решится, то с импортными поставками всё намного сложнее. Речь идёт о какао-бобах и тропических маслах. Плюс растут затраты на упаковку. В таких условиях производителю придётся искать заменители дефицитного сырья, что может сказаться на качестве. Свои коррективы внесет и низкая покупательская способность населения. Конфеты на прилавках будут, но в ограниченном ассортименте и без изысков",
— сообщил ИА PrimaMedia представитель одной из торговых сетей.
"Приморский кондитер" с гордостью заявляет, что имеет свою собственную линию по переработке какао-бобов. "В России только 60% кондитерских фабрик самостоятельно обеспечивают себя сырьём для шоколада", — отмечает компания.
Сегодня на фабрике производится более 300 наименований кондитерских изделий (ирис, драже, пастила, печенье, торты, вафли, натуральный шоколад, шоколадные конфеты с разными начинками, мармелад, зефир, карамель).
В настоящее время управление ООО "Приморский кондитер" осуществляет ООО "Сфера Менеджмент", владельцами которого на паритетных началах выступают Александр Беккер (гендиректор "Сфера Менеджмент") и гендиректор ООО "Форпост ДВ" Аркадий Гордиян.
Отметим, что "Примкон" в настоящее время меняет свою сбытовую политику после того, как большая часть фирменных магазинов во Владивостоке приостановила работу на неопределенный срок из-за смерти в декабре бывшего гендиректора АО "Примкон" Алексея Зайцева, на ИП которого были зарегистрированы торговые точки.
"ООО "Приморский кондитер" <…> приглашает организации и индивидуальных предпринимателей к сотрудничеству по организации и осуществлению деятельности фирменных отделов, фирменных розничных магазинов под товарным знаком "Приморский кондитер" на условиях коммерческой концессии", — говорится в обращении на сайте компании.
Тем временем иностранные концерны останавливают производство шин в России
Яйца высиживают на старых запасах
Основной производитель яиц в Приморском крае птицефабрика "Уссурийская" не собирается поднимать цены минимум до лета, старается держать цены ниже чем на аналогичную продукцию, завозимую из сибирских регионов.
"У нас пока все спокойно. Цены были снижены в середине февраля и на данный момент не изменились. Мы, как и производители мяса, обеспечены кормами на, как минимум, 2,5 месяца. Не вижу причин для изменения цен. В дальнейшем, в зависимости от (ценообразования — прим. ред.) импортных компонентов, стоимость может измениться на 5-10%", — сказал гендиректор и основной владелец птицефабрики Евгений Разник на пресс-конференции в правительстве Приморья.
Если пшеница, кукуруза, соя не подорожают, если не повысятся железнодорожные тарифы, то оснований двигать цены нет. Отслеживая цены сибирских поставщиков, мы сдерживаем рост цен на яйца",
— сказал гендиректор ООО "Птицефабрика Уссурисйкая" Евгений Разник.
Птицефабрика "Уссурийская" создана в 2003 году. На сайте предприятия говорится, что производство обеспечивает полный технологический цикл — от выращивания цыплят до производства яиц. В составе предприятия около 880 тысяч голов кур-несушек промышленного стада и 30 тысяч голов родительского стада. Мощность фабрики — 140 млн яиц, 270 тонн куриного мяса и 140 тонн яичного порошка в год.
В 2020 году ООО "Птицефабрика "Уссурийская" получило выручку в размере 732 млн рублей, чистая прибыль составила 120,6 млн рублей.
Отметим, что у птицефабрики были далеко идущие планы по развитию, в том числе по строительству и модернизации старых птицеводческих комплексов. Также в планах проект по строительству линии сушки, гранулирования и упаковки органического удобрения производительностью 20 тонн в час.
"Инвестировать в птицефабрику Уссурийскую выгодно потому, что это стабильное и длительное время работающее предприятие, спрос на продукцию которого превышает предложение. Большая собственная территория с дорогами и инженерными сетями, опытный и квалифицированный персонал, высокая транспортная доступность — преимущества, гарантирующие эффективность вложений", — говорится в обращении компании.
Активным абонентам предложили увеличенную скорость мобильного интернета
Средняя скорость мобильного интернета в Москве в 2022 году выросла на 4 Мбит/с, до 40 Мбит/с, что в 1,8 раза выше, чем в целом по России, подсчитали в Telecom Daily. Как пишет "Коммерсант", операторы сосредоточили усилия на увеличении мощности сетей в столице, поскольку здесь осталось больше платежеспособных предприятий, которым необходимы высокие скорости, полагают эксперты. В регионах, отмечают они, на фоне пандемии компании закрывались активнее и сильнее экономят.
ИА PrimaMedia сообщает, что "Мегафон" увеличит скорость интернета для владельцев максимальных тарифных планов. В компании рассчитывают, что появление дополнительных преференций для тех абонентов, которые потребляют больше услуг и скачивают тяжелый контент, поможет привлечь новых клиентов.
"Мегафон" включил в максимальные тарифные планы бесплатную опцию pre-5G, которая увеличивает обычную скорость интернета до 30%. Владельцы других тарифов смогут подключить опцию за отдельную плату.
"Когда появилась связь LTE, используемые в ней технологии можно было применять и для улучшения качества предыдущего стандарта 3G. То же самое касается и стандарта 5G. Пока он еще массово не используется в России, но опробованные на этом стандарте технологии позволяют улучшить качество связи и управление трафиком в стандарте LTE", — рассказал руководитель по архитектуре радио и опорной сети "Мегафона" Дмитрий Точилин.
По словам Точилина, оператор, обеспечивая связь абонентам, сталкивается с несколькими сложностями. "Используя дополнительные технологии, мы можем минимизировать влияние помех и грамотно управлять трафиком. Можем разводить абонентов по разным каналам, чтобы они не мешали друг другу. Большой частотный ресурс дополняет наши возможности и дает больше гибкости в управлении, позволяя увеличить скорость там, где это необходимо", — пояснил топ-менеджер "Мегафона".
В санкционный список по КНДР включены два крупных предпринимателя
По словам руководителя агентства Content Review Сергея Половникова, по такому пути формирования тарифов уже некоторое время назад пошла Финляндия. "Операторы там полностью отказались от лимитных тарифов. Они различаются как раз скоростью доступа в интернет", — говорит Половников. Это один из способов сдержать рост стоимости тарифов, когда появляются дополнительные преференции для абонентов с более дорогими тарифными планами и возможность поддержать тех абонентов, которые платят больше и потребляют больше услуг.