Массовая авария на оживленной дороге во Владивостоке осложнила утренний трафик
09:45
Правительство РФ наградило Виктора Пинского медалью Столыпина второй степени
09:35
Орлана из Хабаровска с огнестрельным ранением выпустили в дикую природу Приморья
09:26
Расследование коррупционного дела в отношении экс-главврача психбольницы в Приморье завершено
08:59
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным
08:57
Дождь и ветер накроет Приморье 24 апреля
08:35
Бизнес как прикрытие: аферистка из Владивостока обводила мужчин вокруг пальца на миллионы
08:30
Дальний Восток 24 апреля. Родился первостроитель и первый врач Комсомольска-на-Амуре
07:00
Вашему мозгу нужна срочная прокачка, если не ответите на 8 вопросов за 3 минуты – ТЕСТ
06:00
Этот нежнейший крем-суп с лесными грибами унесет на пик блаженства - рецепт для гурманов
04:40
Последствия разрушительны: почему нельзя спать вместе с телефоном - эксперт
04:20
Решение принято: стоимость ЖКУ резко снизится уже с мая – кто в списках
03:11
Прокуратура хочет взыскать более 2,5 млн рублей за некачественный проект детского сада
23 апреля, 19:59
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент
23 апреля, 19:41
Астролог предрекла взрывную мину бед и отчаяния в Розовое Полнолуние 24 апреля
23 апреля, 19:30
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41
Совладелец ГК DNS заявил о планах вступить в партию "Новые люди" 23 апреля, 18:15
Китай призвал власти Косово прекратить эскалацию напряженности 23 апреля, 18:06
Заторы на железной дороге угрожают проведению посевной в Приморье 23 апреля, 12:28
Модернизацию крупной электростанции юга Приморья оценили в 63,6 млрд рублей 23 апреля, 09:29
Глава Владивостока попал в промо русского движения "Северный человек" 22 апреля, 15:35
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 14:52
В Приморье готовят к банкротству рыбодобывающее предприятие 22 апреля, 10:45
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 20 апреля, 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 20 апреля, 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06

Приморье не вынесет нового угольного порта, ВКАД обойдется без китайцев

Актуальные экономические темы в еженедельном бизнес-обзоре ИА PrimaMedia
30 марта 2022, 21:05 Бизнес #Санкции
Тематическая иллюстрация ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

Прошедшая неделя вновь добавила в повестку дня "пыльный вопрос" — не успели остыть страсти вокруг проекта строительства угольного терминала в Славянке (а ему там скорее быть), как на подходе оказался ещё один проект, на этот раз под Находкой, рядом с сакральной для ряда приморцев горы Сестра. Губернатор Приморья поспешил сразу же поставить жирный крест на новом проекте угольщиков из Кузбасса (в Славянке свои проекты лоббируют два приморских олигарха), но, как свидетельствует практика, "надо посмотреть" как будет развиваться ситуация дальше.

По данным ИА PrimaMedia, новый проект имеет поддержку на федеральном уровне, поэтому Сестре есть о чём беспокоиться. В отличие от жизненно важного для столицы ДФО проекта ВКАД, который, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, похоже все-таки будет реализован. Скорее всего, без участия китайских претендентов и с учётом возросшей стоимости на фоне ужесточения санкций.

Кемеровских угольщиков не пустят к Сестре

Кузбасские угольщики, стремящиеся выжать максимум из благоприятной конъюнктуры на азиатском рынке, не прочь обзавестись ещё одним специализированным угольным портом в Приморье. На этот раз в качестве площадки выбран район мыса Клыкова на северо-восточном побережье залива Находка в Партизанском муниципальном районе. Место не совсем удобное, так как требует серьезных вложений в инфраструктуру, но на сегодняшнем безрыбье, когда все более-менее годные площадки уже застроены, а другие находятся под плотной "защитой" экологов и общественности, выбирать не приходится.

Проект получил название "Портовый перегрузочный комплекс в районе м. Клыкова (Приморский край)", реализует его ООО "Владимиро-Александровский морской терминал" (ВАМТ), учрежденное в декабре 2019 года в селе Владимиро-Александровское с уставным капиталом в 50 млн рублей! Заявленная специализация компании — "транспортная обработка грузов". Возглавляет ООО Денис Ваганов, в 2013-2014 гг. занимавший должность первого заместителя гендиректора АО "Ванинский морской торговый порт" в Хабаровском крае.

Итак, кто же готов вложить десятки миллиардов рублей в новый угольный порт в Приморье? Учредителем ООО "ВАМТ" выступает ООО "Углепроминвест" (Москва), через кипрскую компанию подконтрольное бывшему собственнику угольной компании "Шахта "Заречная" (ведет добычу угля в Кузбассе, признано банкротом в ноябре 2017 года) Виктору Нусенкису. В настоящее время группа компаний "Углепроминвест" эксплуатирует не так давно построенную в Кемеровской области шахту "Сибирская" (ранее работала под названием шахту "Кузнецкая"). Ранее сообщалось о планах выхода "Сибирской" в 2022 году на проектную мощность в 6 млн тонн угля в год.

На сайте "Углепроминвеста" говорится, что "Производственно-промышленный комплекс ООО "Шахта "Сибирская" предполагает создание вертикально-интегрированного производственно-логистического комплекса, обеспечивающего добычу, обогащение и транспортировку угля до потребителя". При этом, данный комплекс включает (как видим, в перспективе) глубоководный порт на Дальнем Востоке. Там же указаны характеристики планируемого к постройке угольного терминала: 1-я очередь — до 9 млн тонн в год; 2-я очередь — до 15 млн тонн в год.

В настоящее время на Дальнем Востоке работает около 30 угольных терминалов, из них специализированные — АО "Дальтрансуголь" и АО "ВаниноТрансУголь" (Хабаровский край), АО "Восточный Порт", АО "Торговый порт Посьет" и "Порт Вера" (все — Приморский край).

Интересно, что ООО "ВАМТ" ещё 16 сентября 2020 года получило свидетельство резидента Свободного порта Владивосток со сроком действия до конца 2035 года. При этом "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ), работающая с инвесторами, ни разу не обмолвилась об этом инвесторе и его планах. О проекте стало известно после того, как ООО "ВАМТ", ООО "Морстройтехнология" и ООО "Экоскай" официально заявили о начале процесса общественных обсуждений и проведении общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы — документации "Программа работ для выполнения инженерно-геологических изысканий на акватории по объекту "Портовый перегрузочный комплекс в районе м. Клыкова (Приморский край)", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). По факту, речь идёт об обязательных требованиях на начальном этапе даже не строительства, а планирования проекта.

"Морстройтехнология" (Санкт-Петербург) согласно данным сайта компании, специализируется на исследованиях и проектировании в области морского транспорта, главным образом, морских портов и терминалов, гидротехнических сооружений, мультимодальных логистических центров и других объектов транспортной инфраструктуры. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", её бенефициаром является Михаил Николаевский. В Приморье "Морстройтехнология" принимала участие в проекте строительства угольного порта Суходол в Шкотовском районе, который начинали строить опять же угольщики из Кузбасса.

Заявлено — не означает, что будет доведено до логического завершения.

Посыл инвесторам озвучил губернатор Приморья Олег Кожемяко:

— Получил от жителей Находки и Партизанского района ряд вопросов по поводу некоего проекта по строительству угольного терминала в районе горы Сестра. Позиция правительства края и администрации Партизанского района едина. Терминал там не нужен. Это место имеет большое природное значение и историческую ценность.

Поэтому никаких разрешений на строительство, никаких действий мы абсолютно не дадим той компании, которая решила это сделать. Сейчас уже подготовили материалы в природоохранную прокуратуру. Это невозможно сделать без нашего разрешения. Позиция у нас вместе с администрацией Партизанского района единая",

— отреагировал губернатор Приморья Олег Кожемяко.

Отметим, что Россия в 2021 году поставила на экспорт 227 млн тонн угля (рост на 7% к 2020 году), из них в АТР поставлено 129 млн тонн. Импорт в Китай составил более 53,5 млн тонн, в Японию — почти 22 млн тонн. В перспективе, Индия и Китай могут рассмотреть возможность увеличения закупок российских энергетических углей, но для этого необходимо развитие железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.

2876574.jpgГубернатор Приморья просит правительство помочь "Доброфлоту"

Крупнейшему в РФ производителю рыбных консервов грозит остановка

Стивидоров предлагают наказывать большим рублём. Для них это смешные деньги

На фоне угольного ажиотажа, правительство хочет увеличить наказание для стивидорных компаний по перевалке угля при нарушении природоохранного законодательства. Данный вопрос особенно актуален для Приморского и Хабаровского краев, где перманентно выписывают штрафы владельцам пылящих терминалов.

Административные штрафы для стивидоров могут вырасти до 600 тысяч рублей, следует из законопроекта, внесенного на рассмотрение в Госдуму. Требования должны вступить в силу с 1 сентября 2023 года.

Согласно документу, КоАП дополняется новым штрафом за невыполнение экологических и санитарно-эпидемиологических предписаний при перевалке, дроблении и сортировке угля в морском или речном порту. Штраф для компаний может составить от 100 до 200 тысяч рублей. Повторное (в течение года) нарушение может повлечь штраф в размере от 300 до 600 тысяч рублей или приостановку деятельности на срок до 90 суток.

Сейчас штраф за невыполнение предписаний для юридических лиц составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Естественно, что такой мизерный размер штрафа в отношении стивидорных компаний с миллиардной выручкой не понуждает их к принятию фактических мер по устранению выявленных нарушений.

Сейчас бизнесу проще откупиться (заплатить штраф), чем вкладывать куда более значительные средства в оборудование для соблюдения экологических норм. Это такой своеобразный "налог" на разрешение беспрепятственно "пылить". Довольны все — как сэкономивший на инвестициях бизнес, так и отчитывающиеся о проверках надзорные органы. Теперь вот ставки вырастут, какая-никакая, а денежка в бюджет",

— сказал ИА PrimaMedia представитель одной приморских стивидорных компаний.  

ВКАДу — быть. С учётом перерасчёта

Приморский край готовит конкурс на заключение концессионного соглашения о строительстве первого этапа Владивостокской кольцевой автомобильной дороги (ВКАД), но уже с учётом перерасчёта основных экономических показателей проекта. При этом, похоже из числа претендентов выпадает китайская заявка.

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в правительство Приморья поступило две частные концессионные инициативы (ЧКИ) на финансирование и строительство первого этапа ВКАД: от китайской CRCC International Investment (инвестиционное подразделение китайской China Railway Construction Corporation, CRCC) и от Газпромбанка совместно с группой "БТС-Мост". Согласно российской заявке, концессионером в проекте выступает совместная компания Газпромбанка и "БТС-Моста" — ООО "ВКАД".

"В настоящее время у нас в активной проработке публичная концессионная инициатива по созданию ВКАД. Основные экономические показатели проекта, такие как объем и источники финансирования, размер тарифа платы за проезд и иные, претерпевают перерасчёт, учитывая текущую экономическую ситуацию. Тем не менее, заинтересованность со стороны ранее заявившихся инвесторов неизменна, а на момент объявления конкурса вероятно, что число заинтересованных увеличится. Проект имеет высокую значимость на федеральном уровне, поэтому мы в оперативном режиме принимаем все необходимые меры для исключения любых рисков", — сообщил "Интерфаксу" министр экономического развития Приморья Андрей Блохин.

Напомним, что первая ЧКИ поступила от китайской CRCC International Investment. Однако в приоритете на фоне последних событий находится уже чисто российская заявка.

"У нас появилась некоторая надежда на то, что в ближайшее время приступим к реализации этого проекта. Есть предложение со стороны компании "Бамтоннельстрой-Мост" начать стройку. Это предложение поддержано Газпромбанком. Олег Николаевич (Кожемяко — прим. ред.) предложение поддерживает и предлагает принять соответствующее решение по концессии. Я буду с этим предложением выходить на председателя правительства (РФ Михаила Мишустина — прим. ред.)", — сказал вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев после недавнего совещания во Владивостоке.

Первая очередь ВКАД предусматричвает строительство и последующую платнуюй эксплуатацию участка дороги общего пользования регионального значения "остров Русский — остров Елены — ул. Казанская" протяженностью 9,7 км, в том числе 2 км мостового перехода через пролив Босфор Восточный.

Газпромбанк планирует выступить в проекте не только в качестве участника совместной компании, но и как старший кредитор. Проект также предусматривает привлечение федерального софинансирования в рамках механизма "Дальневосточная концессия".

Общая протяженность новой автомагистрали составит около 30 км. Строительство разделено на два этапа. На первом планируется построить 9,7-километровый участок. Строительство ВКАД позволит решить вопросы оптимизации транспортных потоков, разгрузки магистралей города от транспорта и транзита грузов в морские порты в обход городских территорий.

2881973.jpegБелоруссия будет поставлять продовольствие в Китай через Владивосток

Санкции заставляют белорусскую промышленность искать новые пути поставок

Контейнеры встают "на паузу", порты теряют прибыль

Порты Приморья готовятся работать в новых реалиях после прекращения деятельности в России одно из крупнейших в мире судоходных компаний Maersk. Датчане планируют вывезти все ранее ввезенные в Россию контейнеры до конца апреля. Тем не менее, транспортировка контейнеров в дальневосточные порты, хоть и с серьезными перебоями, но продолжается.

Maersk — судоходное подразделение датской A.P. Moeller-Maersk A/S, мирового лидера в контейнерных перевозках и в управлении портами. Группе принадлежит более 70 контейнерных терминалов по всему миру, флот состоит из 786 судов. Офисы Maersk в России находятся в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Калининграде и Владивостоке.

Ограничения на букинг в российские порты помимо Maersk ввели такие гиганты как MSC (506 судов), CMA CGM (более 500 судов). Как следствие, значительное число контейнеров находятся в портах трансшипмента (перевалки грузов). Новые заявки на перевозку есть, но их не так уж много, потому что никто не хочет везти, понимая, что груз в любой момент может встать в любом месте.

"Что касается экспорта, то здесь ситуация "на паузе": контейнеры стоят в портах, на терминалах, железной дороге. Прогнозов по разрешению ситуации у рынка нет, так как еще большая часть продукции ждет своей очереди на складах и заводах в ожидании разрешения на отправку. Резко поменять наработанные маршруты невозможно, транспортники не успевают выстраивать новые схемы доставки грузов. По мнению участников рынка, предпочтительным сценарием сейчас является выжидание", — отмечается в обзоре "Интерфакса".

Новые схемы логистики смогут предложить только крупные игроки транспортного рынка, полагают экспедиторы, небольшим перевозчикам проще уйти с рынка или консолидироваться с лидерами, чем продолжать бизнес в условиях хаоса.

Основные опасения участников рынка связаны с тем, что будет после того, как вывезут и доставят все застрявшие контейнеры. Если другие линии не последуют за Maersk, то ничего смертельного не произойдет, полагают они. Тогда, по их мнению, будет классическое перераспределение объемов, разворот грузопотоков на Дальний Восток и, возможно, приход новых китайских контейнерных линий.

Между тем, региональные промышленные предприятия уже вышли с инициативой и обратились в Минтранс с предложением провести переговоры с китайскими перевозчиками, которые пока не работают в РФ, чтобы привлечь их на российский рынок. На данный момент на российском рынке работает крупнейший китайский перевозчик COSCO, компания не заявляла о каких-либо ограничениях в работе.

2884418.jpgЯпония запрещает поставки в РФ "Лексусов" и других предметов роскоши

Любителям люксовых автомобилей придется обновлять свой автопарк за границей

Тем временем стало известно, что "Трансконтейнер" (актив группы "Дело") запустит новый мультимодальный сервис для перевозки грузов из китайских портов Тайсанг и Нингбо в регионы РФ через порт Восточный в Приморском крае.

Транзитное время на морском плече составит 3-4 дня. Ежемесячно по маршруту Тайсанг/Нингбо — Восточный планируется четыре отправки. В перспективе планируется организовать морские перевозки из порта Нингбо, а также станет доступна доставка до Тайсанга из портов Циндао, Ксинганг, Шэньчжэнь, Гуанчжоу и Сямынь.

"Трансконтейнер" — крупнейший в РФ оператор фитинговых платформ (эксплуатирует свыше 40 тыс. вагонов и порядка 100 тыс. крупнотоннажных контейнеров). Помимо вагонов и контейнеров у компании свыше 380 единиц автомобильной и 196 единиц погрузочной техники (по состоянию на конец 2021 года). Компания имеет сеть из 37 собственных и трех совместных терминалов в РФ.

По данным транспортной группы FESCO, контейнерный рынок РФ по итогам февраля 2022 года увеличился на 11,7% по сравнению с февралем 2020 года, до 540 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера).

"Импортные перевозки в феврале выросли на 27% относительно аналогичного месяца 2021 года. Экспортные отправки увеличились на 3% по сравнению с февралем 2021 года. Основной прирост произошел за счет роста отправок (на 19%) через порты Дальнего Востока России. Внутренние перевозки увеличились на 16%. Темпы роста транзитных оправок в феврале замедлились до 2%. Транзит из Азии в Европу показал наибольшие темпы снижения — падение на 6%", — сообщили в FESCO.

Контейнерный рынок России включает в себя внешнеторговый и транзитный контейнерооборот портов РФ, внешнеторговый и транзитный контейнерооборот сухопутных переходов на сети РЖД, внутрироссийские перевозки контейнеров по сети РЖД и каботажные перевозки.