30 декабря 2021 года исполняющим обязанности главы городского округа Большой Камень был по представлению губернатора Приморья утвержден Рустям Абушаев. Времени "на раскачку" у нового руководителя города особого президентского внимания не оказалось. Да оно, судя по всему, особо и.о. главы и не требовалось. "Задач — очень много, надо просто брать и делать", так сказал Абушаев в беседе с корр. ИА PrimaMedia. Все подробности — в нашем интервью.
Справка: АБУШАЕВ Рустям Саитович, исполняющий обязанности главы ГО Большой Камень. Родился в 1984 году в селе Нижняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. Образование: Пензенский артиллерийский инженерный институт (2006), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (2013). Гражданская специальность: юриспруденция.
"Ответственности нельзя бояться"
— Региональной прессе за последние годы укоренилась традиция называть Большой Камень пафосно — "город президентского внимания" или даже "любимый город Путина в Приморье". Как вы считаете, такие слова отражают реальную ситуацию?
— Если говорить о любимом городе Владимира Владимировича Путина либо о "городе президентского внимания"…
Я думаю, если бы ему задали этот вопрос, он бы, наверное, сказал, что для него все города и все жители России — одинаково важны.
Учитывая же стратегическую значимость Большого Камня — здесь все-таки самая крупная, наверное, судостроительная верфь в России,— то, конечно, можно подтвердить, что именно в Приморском крае это — действительно важный город. Даже если вернуться в историю, в 50-е года прошлого века, то ведь в принципе как раз из-за стратегического завода "Звезда" здесь город и строился. На сегодняшний день — уже дополнительное направление в гражданском судостроении. Опять же, недалеко от города, в бухте Суходоле строятся перегрузочные порты. Это будет дополнительное направление уже не только в границах города, а в границах всего побережья Уссурийского залива.
— Большая ответственность — возглавлять такой муниципалитет?
— Если бояться ответственности, то зачем вообще на своих должностях работать?
Есть такое выражение, что на такие должности — уже призывают. Есть задача, есть стратегия, их надо выполнять. И если бояться ответственности в этой жизни, то зачем тогда жить в принципе? Поэтому здесь, я считаю, ответственности нельзя бояться.
И что главное на сегодняшний день — это то, что законодательство позволяет выполнять любые задачи. И то правительство, которое на сегодняшний день работает у нас в Российской Федерации, — опытные, грамотные люди, правильные решения принимают и вносят изменения законодательства для того, чтобы нам здесь, на муниципальном уровне, было легче работать и добиваться результатов.
— И о результатах. Как идет в городском округе Большой Камень выполнение поручений губернатора Приморского края о создании антикризисных штабов, о создании резервных фондов?
— Конечно, эта работа активно ведется. Понятно, что сейчас необходимо где-то выполнение тех задач, которые были запланированы на год, продолжать, а где-то, может быть, стоит и притормозить. Формируется и резервный фонд, на сегодня он составляет 5,6 млн рублей, планируем увеличить его до 23 млн рублей. Это нужно для того, чтобы быть готовым практически к любому развитию ситуации. И это — абсолютно нормальные, общепринятые вещи, тем более что опыт такой у нас уже был во время пандемии коронавируса. Этот период, я считаю, мы прошли достойно.
Антикризисный штаб у нас, конечно, уже создан. Буквально сегодня я проводил совещание в рамках штаба. Решения, предложения, которые на нем прозвучали — хорошие, живые. Уже от нас исходят предложения и на региональный уровень, это, например, изменения в градостроительную нормативную базу для того, чтобы бизнесу, строителям жилья было легче работать на территории.
Соответственно, в обязательном порядке мы внесли предложения и по импортозамещению. Если нужна конкретика, то мы, например, сегодня начинаем оснащать новую школу на 600 мест, которую в ближайшее время введем в эксплуатацию. Естественно, для школы нужны компьютеры, и здесь с поставками, как мы понимаем, есть определенные сложности: удорожание этой техники — уже в разы. Поэтому мы свои предложения по этому вопросу внесли, предлагаем помочь нам в этом в том числе и федеральными средствами.
Средства будут направляться на поддержку предприятий и субъектов малого предпринимательства
— То есть антикризисные штабы у нас — это части вертикальной структуры управления?
— Конечно. Все логично: на уровне муниципалитета — свои антикризисные штабы, которые на местах выделяют проблемы , формируют пути и способы их решения и направляют свои предложения в региональный штаб. Краевой штаб уже анализирует все предложения и, соответственно, направляет их на федеральный уровень, который уже вносит необходимые изменения в нормативно-правовые акты или другими способами оказывает помощь и поддержку.
— После последних изменений бюджет Большого Камня на 2022 год по доходам — свыше 2 млрд рублей. На 2023-2024 годы — пока где-то по 1,5 млрд в год. С чем связана такая диспропорция?
— Здесь все прозрачно. Собственные доходы городского округа — порядка 700 млн в год. Остальную доходную часть формируют дотации и субсидии консолидированного бюджета. И здесь много зависит от нас, муниципальных властей — сможем ли мы "затянуть" в город федеральные, региональные деньги? Такой опыт у меня, к слову, есть, бюджет Надеждинского района мне удавалось практически в два раза таким образом увеличивать.
И поэтому у нас уже сегодня идет интенсивная подготовка к участию в различных краевых и федеральных программах, чтобы пополнить бюджеты 2023-го и 2024 годов. Я планирую сделать так, чтобы в итоге бюджет Большого Камня стабильно показывал рост по доходам каждый последующий год.
— А напомните, пожалуйста, на какие цели планируется в этом году использовать пополнившие бюджет городского округа средства?
— Как я уже говорил, мы в этом году завершаем строительство школы на 600 мест. Также начинаем строительство новых дорог, ремонтируем существующую дорожную сеть. Для новых объектов инфраструктуры, естественно, необходимо проектирование, разработка проектов планировки территорий. Это — обязательные вещи, напомню, для того, чтобы получить в итоге положительное заключение госэкспертизы проектной документации, и уже на основании этого мы получаем возможность получить финансирование и приступить непосредственно к строительству в последующие годы.
В целом на это год, я считаю, у нас достаточное финансирование для того, чтобы продолжить ранее запланированную работу. Хочу отметить, что у нас на территории действует распоряжение Правительства РФ № 1122-р "Об утверждении плана комплексного социально-экономического развития городского округа Большой Камень Приморского края". В этом плане — и школа, и детские сады, и вопросы ЖКХ, и здравоохранение (в нашем случае этот вопрос, напомню, федеральный, поскольку у нас медициной занимается Федеральное медико-биологическое агентство).
Сегодня мы также разрабатываем мастер-план города и синхронизируем его с утвержденным планом комплексного социально-экономического развития. К слову, мастер-планом я начал заниматься в этом году, когда пришел на должность руководителя территории. К началу мая мы должны подготовить качественное техзадание на его разработку. По каждому направлению у меня расписаны специалисты. Параллельно смотрим на привлечение инвестиций, подбираем разработчиков мастер-плана. Это, разумеется, не делается за один день, идет плановая работа.
"Вопросы решаются только системно"
— Поговорим о насущном — о ценах на потребительские товары, продовольствие. На краевом уровне, как мы видим, ведется работа с ритейлерами, власти региона договариваются с сетями о том, чтобы бизнес в ценовой политике вел себя по-настоящему социально ответственно. А как в Большом Камне предприниматели смотрят на ситуацию?
— Договоренности с крупными краевыми сетями, как вы и говорите, уже достигнуты, так что магазины этих сетей, расположенные у нас, договоренности выполняют. То есть Олег Николаевич Кожемяко муниципалитетам в этом вопросе уже очень помог.
Мы понимаем также, что для того, чтобы цены не задирали, нужна здоровая конкуренция среди предпринимателей.
И в первые же дни на должности я дал распоряжение не проверять торговлю без надобности. И оказывать полное содействие, если на законном основании ведется торговля по хорошим, доступным ценам. То есть такого, что "тут не положено, потому что нам просто не нравится", — этого у нас нет.
Сейчас, кстати, прорабатываем вопрос о ежедневной продуктовой ярмарке в районе расположения городской администрации. Пока видим, что здесь может поместиться до 12 автомашин, с которых можно каждый день вести торговлю самыми необходимыми продуктами, причем цены должны быть самыми низкими в городе.
— Текущие вопросы, о которых мы говорим, — безусловно, очень важны. А еще на каких проблемных вопросах территории необходимо сосредоточиться в нынешнем году?
— Наверное, я не первый глава муниципалитета, с которым вы общаетесь. И ведь все мои коллеги прежде всего говорят о ЖКХ, об изношенности сетей от 60% и выше. Это действительно первоочередные моменты. Да, у нас идет развитие ТОР "Большой Камень", идет развитие и инфраструктуры ТОР. То есть в новых жилых кварталах, которые у нас строятся, проводятся новые сети. Но вопрос с нашей котельной №1, которая отапливает практически весь город, также не снимается. Как проблемы существующих магистральных сетей, по которым идет теплоноситель в том числе и в новые микрорайоны. И вопросы водоотведения, водоочистки тоже на сегодняшний день требуют внимания.
В этом плане работе идет плотная, об этом я могу смело сказать. Ведь одно дело — каждый год выделять 30-40 млн рублей на ремонт участков ветхих сетей, но в целом это проблему не решает, мы это понимаем. Другое дело — решать проблему комплексно. Если говорить о комплексных решениях, то на сегодняшний день мы с КГУП "Примтеплоэнерго" договорились о подписании концессионного соглашения на всю систему теплоснабжения города. Это строительство новой газовой котельной — вместо действующей пока угольной — и это полное обновление все магистральных сетей.
Если говорить о водоснабжении и водоотведении, то на сегодняшний день КГУП "Водоканал" ведёт реконструкцию очистных сооружений. Все эти меры обозначены в комплексном плане, утвержденном Правительством РФ. И каждый четверг в крае проходят совещания проектного офиса, в которых участвуют и региональные министры, и краевые институты развития, и Корпорация развития Дальнего Востока, а при необходимости — и федеральные структуры. И там все мероприятия на территории синхронизируются, все необходимые вопросы решаются.
— А что с энергоснабжением городского округа? Не секрет, что напряжения в некоторых сетях уже не хватает, люди жалуются, особенно те, что живут в районах частной застройки.
— В связи с тем, что планы по созданию у нас Приморского металлургического завода, насколько я знаю, остаются в силе, у нас как минимум две новые подстанции запланированы. И у меня есть обязательное условие, чтобы дополнительные энергомощности были предусмотрены и для города, и в этом плане взаимопонимание есть. В этом плане сотрудничество и понимание со всеми есть. Это нормальные вещи.
Что касается частной застройки, то буквально вчера у меня на приеме была группа граждан, говорили о необходимости новой подстанции. У многих, получается, отопление электрическое, фактическое потребление мощности — до 30 кВт. А по всем документам на эти домохозяйства — по 15 кВт.
Что получается? У ДЭК ("Дальневосточная энергетическая компания" — ред.), допустим, в этом районе по всем документам 10 домов по 15 кВт. Суммарно — 150-200 кВт, если с запасом. И как энергоснабжающей организации утвердят строительство новой подстанции, допустим, на 400 кВт? Напомню, что у ДЭК есть утвержденная инвестиционная программа, на основании которой и утверждается тариф на электроэнергию.
Поэтому, я считаю, вопрос нужно решать комплексно. Прежде всего жителям стоит скорректировать техусловия, перейти на реальное потребление мощности. И тогда и у ДЭК, и у ДРСК ("Дальневосточная распределительно-сетевая компания" — ред.) появятся основания на расширение инвестиционной программы, чтобы построить новую подстанцию и сети.
Да, может быть, для кого-то такой мой комментарий, может быть, слишком жестко звучит, но эти вещи действительно надо делать. Такие вопросы решаются только системно.
— Как представляется, еще одним непростым вопросом в Большом Камне является беспокойство жителей по поводу индустриального развития города. Здесь и экологические аспекты, и вопрос изменения Генплана, ведь под тот же Приморский металлургический завод отходят земли, где живут сейчас люди. Вы общаетесь жителями, эти вопросы часто поднимают?
— Конечно, поднимают. Скажу прямо: жители села Суходол, вблизи которого планируется к размещению ПМЗ ("Приморский металлургический завод" — ред.), — люди совершенно адекватные. Есть понимание того, что город Большой Камень — город производственный, он изначально создавался именно под промышленное предприятие (то есть оборонный завод "Звезда" — ред.).
И, естественно, для того, чтобы сегодня полноценно работало предприятие гражданского судостроения — ССК "Звезда" — необходимы сопутствующие предприятия. Необходимы, чтобы мы не зависели от заграницы, чтобы тот же металл не привозили оттуда. То есть, условно, в Челябинске отлили металл, а здесь, в Большом Камне, осуществили необходимый для верфи прокат.
И если нормально разговаривать с жителями, показывать, какие будут у предприятия охранные зоны, показывать решения проектировщиков, по которым и пляжи сохраняются, и зеленые зоны остаются, то здесь какого-то "экологического ажиотажа" не возникает.
И так называемым "экозащитникам" что тогда остается? Мы же понимаем, кто они такие. Как правило, это те, кто перед выборами хотят заработать некие "бонусы" и поэтому начинают "раскачивать ситуацию". Но у нас уже люди умные, грамотные, они все это прекрасно и сами понимают.
На новом производстве будут работать порядка 1,5 тысяч человек
— А как все-таки будет решаться вопрос с теми большекаменцами, у которых недвижимость попадает "под завод"?
— Будут выкупать однозначно. Кроме того, у нас идет переселение по программе расселения ветхого и аварийного жилья, это относится к тем, кто живет в бывшей воинской части. Что касается тех жителей, кто построил себе дома самостоятельно, то здесь мы сейчас отрабатываем вопрос отдельно, ведем переговоры с представителями ПМЗ, они говорят о готовности на сегодняшний день оказать содействие в том, чтобы свести неудобства людей к минимуму.
Если же вернуться в целом к ситуации, то здесь — самые настоящие национальные интересы.
Вопрос — стратегический, промышленное развитие Большого Камня — это не только же для одного города, это для всей страны. Это наша экономическая независимость, по сути — обороноспособность. Об этом сегодня надо говорить совершенно прямо.
"Задач очень много. И надо просто брать и делать"
— На политической карте Приморья Большой Камень — точка, как минимум, заметная. В том числе и благодаря местной Думе. Удалось ли вам уже найти общий язык с депутатами?
— Я считаю большекаменскую Думу замечательной.
— Похоже, у вас есть какой-то секрет.
— Вы знаете, авторитет на любой службе зарабатывается знанием своего дела. Я считаю, что опыт у меня есть.. Поэтому практически все, что происходит на территории, я понимаю.
Моя первая задача была — систематизировать все процессы. И вы знаете, мне очень приятно, когда наши депутаты стали присутствовать у меня на совещаниях. То есть я практически сразу начал с ними встречаться, ходить вместе по округам — и мы нашли общий язык. Нашли общий язык и в том плане, что я понимаю проблемы округов, понимаю, как их решать.
И на сегодняшний день есть ощущение, что депутаты такое взаимодействие приветствуют. И вообще у нас система оперативного реагирования на запросы жителей, депутатов активно налаживается.
Администрация открыта, мы себя никак не отделяем ни от Думы, ни от населения. С Думой мы — единый механизм, который должен работать и работает на благо жителей, работает на результат.
А говорить, что, допустим, дума какая-то не такая или вообще плохая — это, получается, сказать, что власть в целом в муниципалитете чем-то не тем занимается. Ведь когда есть ссора, то виноваты в ней оба, правильно? Так что скажу совершенно честно, таких дум — а у меня есть опыт — я пока не встречал, депутаты здесь очень слаженно и хорошо работают на результат.
— А со спикером Думы городского округа Большой Камень Алексеем Кузнецовым тоже, получается, есть взаимопонимание?
— Отношения однозначно хорошие выстроились. Наверное, и потому, что я в политику не лезу. Нет у меня на это времени, я должен городским хозяйством заниматься. А Алексей Владимирович (Кузнецов — ред.) занимается как политик своим делом. Если вопросы пересекаются — встречаемся, причем во встречах принимают участие и мои заместители, и депутаты.
— В этом году, как известно, в сентябре завершается 5-летний срок нынешнего состава Думы, будут выборы. Как и во Владивостоке, где, между прочим, уже говорят о некоем "блоке Шестакова" на предстоящих выборах в гордуму. А в Большом Камне "блок Абушаева" в принципе возможен, как считаете?
— Могу сказать, что ко мне сейчас достаточно много инициативных групп жителей обращается, предлагают мне идти в политику. Как и вам, и объясняю жителям, что если я сейчас уйду в политику, я с неизбежностью буду меньше заниматься хозяйственной деятельностью. А для меня сейчас хозяйственная деятельность — это 100%-ный приоритет. Исходя из этого, пока говорить о "блоке" или "команде" Абушаева, наверное, рановато.
— Присутствует возможность, что конкурс на замещение должности главы ГО Большого Камня объявят и проведут депутаты еще нынешнего созыва Думы. Если так, что будете выставлять свою кандидатуру? Или есть сомнения какие-то?
— Конечно, буду. Я этого нисколько не стесняюсь, я это говорю смело. Почему я сейчас должен на этот вопрос отвечать с сомнениями, если жители ждут от меня результат, если я на сегодняшний день вижу, что жители и депутаты идут мне навстречу, почему бы не поучаствовать? А кто тогда будет участвовать?
— Возможно, половина жителей Большого Камня точно знает, как нужно управлять городом. Все-таки жители здесь традиционно очень активны…
— Я с вами здесь готов подискутировать по одной простой причине. Сколько было всегда желающих стать мэром Владивостока до того конкурса, по итогам которого главой города стал Константин Владимирович Шестаков? Правильно, десятки кандидатов. А потом все осознали, что мэру столицы края и ДФО надо серьезно работать, работать Олегом Николаевичем (Кожемяко — ред.), а там расслабиться не получится, и все процессы — прозрачные.
На сегодняшний день требование и президента страны, и полпреда, и губернатора — пахать. По-другому это и не назову.
И приходится пахать, вот у меня, смотрите, каждый день работа после 18.00 часов расписана. Почему? Потому что задач очень много. И надо просто брать и делать.
— Вопрос межнационального согласия для Большого Камня — тоже не последний. Здесь есть несколько достаточно влиятельных диаспор, есть и иностранные специалисты. Наверное, баланс здесь соблюсти не просто?
— Я, наверное, для начала процитирую слова своего земляка, хирурга и поэта-любителя Ильи Соколова, который написал:
"Нас враг пытается делить на нации,
Одно неведомо ему:
Сроднили нас могилы братские,
нас не разнять там никому".
— Сильные стихи.
— Вы знаете, что "диаспоры" и все остальное — это все выдумано. И второе, что я хочу сказать. Когда мне говорят, что я, мол, татарин, занимаю руководящий пост в России, я всегда на такое говорю так:
"Вы, конечно, извините, но я русский офицер Рустям Саитович Абушаев. Я давал присягу России, я живу в России".
И поэтому если говорить о диаспорах — я не считаю, что это хоть какая-то проблема для города. Потому что мы — единый, мы — многонациональный народ. Наши деды вместе воевали. Мы — едины сегодня, как никогда.
А что касается каких-то единичных вещей — с этим соответствующие органы прекрасно разбираются. Я же на 100% уверен, что общий язык на благо и развитие нашего города найду со всеми жителями.