В России на фоне санкций вспомнили о наследии дальневосточной авиакомпании "Владивосток Авиа" (признана банкротом в 2014 году), ставшей первым в России эксплуатантом отечественных дальнемагистральных пассажирских самолетов Ту-204-300, сообщает ИА PrimaMedia. Приморская авиакомпания в лучшие для себя времена ставила эти самолёты на рейсы в Японию, Китай и Южную Корею, выполняла чартерные программы в другие страны.
Как сообщает "Коммерсант", лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК, входит в госкорпорацию "Ростех" намерена продать часть из семи подержанных Ту-204/214 собственникам бизнес-джетов для переделки их под VIP-борт.
Все самолеты в настоящее время разукомплектованы и находятся не в лётной годности: три Ту-214, два Ту-204–100 и два Ту-204–300. Возраст лайнеров — от 12 до 16 лет. Прежде самолеты использовались Red Wings (входит в "Ростех"), "Владивосток Авиа" и "Трансаэро" (признана банкротом в 2017 году). Проектный ресурс судов рассчитан на 45 тысяч лётных часов, но фактический налет не превышает 20–25 тысяч.
"Владивосток Авиа" стала первым заказчиком самолетов Ту-204-300, начав получать их в середине 2000-х. Всего в парке авиакомпании было шесть бортов этого типа.
Проблема в том, что из-за ограниченной серии самолеты Ту-204/214 имели сложности с постпродажным обслуживанием и долгими простоями из-за нехватки запчастей. Также проблемой называлась низкая топливная эффективность, из-за чего самолёты "Владивосток Авиа", выполнявшие прямой рейсы Владивосток-Москва при неблагоприятных условиях зачастую вынуждены были садиться в промежуточном аэропорту для дозаправки (проверено на личном опыте автора — прим. ред.). Все эти проблемы позже назывались в качестве причины снижения эффективности работы авиакомпании, что якобы привело к банкротству. Но это довольно спорный вопрос.

Главные экономические темы в традиционном бизнес-обзоре ИА PrimaMedia
Прим этом у Ту-204-300, которую использовала "Владивосток Авиа", были свои плюсы — большая дальность (свыше 8,5 тысяч км) при сравнительно небольшом объем пассажирской кабины (в базовой компоновке — 8 кресел бизнес-класса и 134 эконом-класса).
"Дальние линии из Владивостока в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург мы смогли обеспечить достаточным уровнем регулярности и экономической эффективности именно с помощью самолета Ту-204-300", — говорил в своё время заместитель гендиректора "Владивосток Авиа" Игорь Маценко.
Первый регулярный беспосадочный рейс с пассажирами из Владивостока в Москву "Владивосток Авиа" выполнила 27 июня 2005 года. За 8 лет эксплуатации Ту-204-300 во "Владивосток Авиа" ими было выполнено около 24 тысяч российских и международных рейсов и перевезено почти 2,7 млн пассажиров.
Кстати, один самолёт Ту-204-300 эксплуатировала северокорейская авиакомпания Air Koryo, и этот борт прилетал во Владивосток из Пхеньяна.

Ту-204 авиакомпании Air Koryo в аэропорту Владивостока. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
После приостановки действия сертификата эксплуатанта "Владивосток Авиа" шесть Ту-204-300 были переданы ИФК. Как видим, свободными на данный момент остаются два борта.
"Аэрофлот" в 2013 году объединил подконтрольные ему "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы" (САТ) в единого дальневосточного перевозчика. Акции ОАО "Владивосток Авиа" были переданы САТ, которая в октябре 2013 года была переименована в ОАО "Авиакомпания "Аврора". В январе 2014 года "Аэрофлот" передал 49% акций "Авроры" из принадлежащих ему 100% в собственность Сахалинской области.
Арбитражный суд Приморского края в конце марта 2014 года ввел в отношении "Владивосток Авиа" процедуру наблюдения сроком на 6 месяцев по иску миноритарного акционера ООО "Аэро-Груз", долг авиакомпании перед которым составлял около 3,5 млн рублей. В сентябре 2014 года суд признал авиакомпанию банкротом и открыл конкурсное производство. На момент банкротства была установлена кредиторская задолженность перевозчика в размере около 8,4 млрд рублей основного долга.
ЦПК имени Ю.А.Гагарина в конце 2014 года заключил контракт стоимостью 3,3 млрд рублей на приобретение и переоборудование двух из шести самолетов Ту-204-300 "Владивосток Авиа", выведенных из эксплуатации в 2013 году. Главным назначением самолетов первоначально являлись беспосадочные полеты из Москвы на новый космодром Восточный для доставки туда космонавтов и персонала.