Университетская школа ДВФУ — проект Департамента довузовского образования ДВФУ, нацеленный на образование школьников, имеющих интерес к науке, технологиям и предпринимательству, школа, в основе которой лежит деятельность, направленная на формирование осознанного выбора и самоопределения школьника. Подробнее об этом — в интервью журналиста ИА PrimaMedia с директором Университетской школы ДВФУ Марией Юденко.
— Сколько лет работает Университетская школа ДВФУ? Что можно сказать об основных направлениях ее деятельности? Каких результатов удалось достичь?
— Университетская школа — это большой проект ДВФУ, который достиг в этом году 30-летнего рубежа. То есть первые школы при ДВГУ открылись в 1992 году. С годами это направление все больше развивалось, накапливались лучшие практики, в результате 1 сентября 2020 года оформилось такое структурное подразделение, как Университетская школа ДВФУ. В ней учатся ребята с 8-го по 11-й класс по программам основного общего и среднего общего образования. При этом учащиеся так называемой старшей школы (10-11-й классы) обучаются по нескольким профилям, каждое из которых имеет академическую и индустриальную привязку. Академическая — это привязка к какому-нибудь институту ДВФУ.
В предстоящем учебном году (2022-2023 годы) мы запускаем восемь направлений, которые смогут выбрать учащиеся 10-х классов. Это филологический, гуманитарный, экономический, архитектурный, информационно-технологический, медицинский и энергетический классы плюс Роснефть-класс. При этом медицинское направление дополняется биотехнологиями, а в энергетическое вплетаются инженерные направления, включая нанотехнологии. Среди 8-х классов также появятся профильные: гуманитарный, естественно-научный и универсальный.

Университетская школа ДВФУ. Фото: пресс-служба ДВФУ
В чем главная изюминка нашей программы? В том, что университет максимально интегрирован в работу со школьниками через проект "Университетский день". Каждую среду ребята ездят в кампус и распределяются там по институтам, которые привязаны к каждому классу. Например, филологический класс привязан к Восточному институту, экономический — к Школе экономики и менеджмента, гуманитарный — к Школе искусств и гуманитарных наук, IT-класс — к Институту математики и компьютерных технологий, Роснефть-класс и архитектурный — к Политехническому институту, естественнонаучный (энергетический) — к Институту наукоемких технологий и передовых материалов, медицинский — к Школе медицины.
— Чем занимаются учащиеся в университетский день?
— Если у них лабораторная практика, они занимаются в лабораторном корпусе на том оборудовании, на котором работают ученые ДВФУ, и под их руководством. Это уже реальная научная практика. Здесь больше возможностей для проведения полноценного лабораторного эксперимента в настоящих в лабораторных условиях.
Также в университетский день учащиеся занимаются проектной деятельностью. Буквально на днях состоялась защита проектов школьникв, обучающихся в 10-х классах. Ребята из IT-класса представили реальные проекты, доведенные до конечного результата, до определенного продукта. Например, сайт по генерации различного рода математических уравнений. Или сайт, позволяющий наглядно увидеть, как работают законы физики. Эти и другие проекты — результат университетского дня. Ребята из филологического класса работали в телецентре ДВФУ, поэтому они защищали сценарии видеороликов, демонстрировали, чему научились.
Кроме университетского дня в среду, есть еще онлайн день в субботу. Мы все получили прекрасный опыт 2020 года, когда все обучались в дистанционном режиме и, несмотря на это, нужно было сохранять качество образования.
Теперь же в качестве одной из практик мы взяли прохождение программы самостоятельно через автономные онлайн-курсы, которые не требуют сопровождения учителя. В онлайн-программу внесены два предмета — астрономия и ОБЖ. Мы договорились с Лицеем Высшей школы экономики, который находится в Москве. Взяли у них готовые онлайн курсы. Учащиеся проходят самостоятельно программу, тестирование и получают оценки, которые, согласно нашему сетевому договору, мы имеем право выставлять в текущие ведомости успеваемости.
Это тоже прекрасная практика с нашей стороны. Поскольку мы школа при вузе, наш общий заказ для родителей — подготовка ребенка к следующей ступени образования — к вузу. Многие вузы сейчас имеют очное и заочное образование, онлайн курсы, ребенок, будучи в школе, уже должен уметь адаптироваться к этим новым реалиям и самостоятельному обучению. И эти курсы как раз формируют в нем компетенции самостоятельного образования.

Университетская школа ДВФУ. Фото: пресс-служба ДВФУ
Мы уже получили первых выпускников, которые обучались с проектом "Университетский день" в прошлом году. Это прекрасная практика, которая показала, что через нее ребята больше узнают о вузе, конкретном институте и направлении обучения, знакомятся с преподавателями, которые будут их вести при поступлении. Учащиеся делают осознанный выбор, поскольку ДВФУ для них — не какой-то далекий остров, а то место, где они уже были, чью атмосферу почувствовали, к чьей среде привыкли. При поступлении в вуз ребята не испытывают стресса или неуверенности, переход от среднего образования к высшему получается плавным. Благодаря проекту "Университетский день" мы в два раза увеличили поступления в ДВФУ наших выпускников.
У нашей школы три ключевых показателя деятельности. Самая главная задача — подготовка ребят к ЕГЭ. Здесь мы ориентируемся на большую долю высокобалльников по каждому предмету. Университетский день, ввиду привлечения в деятельность профессоров университета, позволяет качественно улучшить знания ребят, соответственно, баллы по ЕГЭ у них высокие. Выпускники прошлого года это ярко продемонстрировали.
Еще один показатель нашей деятельности — получение выпускником школы права поступления в вуз без вступительных испытаний, что бывает возможно по некоторым правилам, если ребенок побеждает в предметной олимпиаде. В прошлом году 12% выпускников получили такое право.
И, наконец, такой показатель, как количество поступлений ребят в вузы страны. Здесь почти половина наших выпускников, согласно внутренним исследованиям нашего федерального университета, предпочитает ДВФУ.
Достижению всех этих результатов способствует разнообразие педагогического состава, который участвует в образовательном процессе. Если в обычной школе этим занимается штатный педагогический состав, то в нашем случае еще и профессорско-преподавательский состав (в пропорции 50 на 50), который расширяет и углубляет знания учащихся, пробуждает у них интерес к науке, технологиям, инженерии.
— Вы коснулись определенных планов на этот год. А как насчет дальнейших стратегических планов?
— Один из таких планов — переход на индивидуальные учебные планы. Это современный тренд, который в России пока представлен мало в каких школах. На западе страны уже есть такая практика, есть школы, которые уже двигаются в этом направлении, и имеют условия для того, чтобы организовать обучение по индивидуальному образовательному маршруту. Но и таких школ очень мало.
Прежде всего предстоит обзавестись программным обеспечением, которое позволит организаовать учебный процесс иначе. Вручную с этим справиться невозможно. Второе — обеспечить переход от классного руководства к тьюторскому сопровождению, сохранив и классное руководство в том числе. Это абсолютно другой подход к организации образовательной деятельности..
— У нас вообще тьюторы есть в природе?
— В природе существуют, конечно. Сейчас и нормативно-правовая база страны располагает к тому, чтобы в штат школ принимать тьюторов. Но пока нет программного обеспечения, тьюторское сопровождение будет чисто формальным. В итоге мы можем скатиться к тому, с чего начали — к классному руководству.
— Но в коллективном обучении тоже есть свои преимущества? В плане социализации подростков, например.
— Может быть. Но я имею в виду другое. Если образовательная модель прошлого предполагала коллективность, массовость образования, создание человека, который соответствовал индустриальному времени и стране, то сегодня мы должны готовить человека, который способен действовать в условиях неопределенности, делать выбор, адаптироваться под любые меняющиеся условия. В этом смысле массовое образование не может формировать в ребенке эти компетенции. Если тебе нравится математика, значит тебе нужно выбрать группу, где занимаются более сильные в математическом смысле ребята. Если тебе нужен активный английский, значит ты идешь в группу, где он более сильный. Если нравится физика, мы прикрепляем тебя к лабораторному корпусу ДВФУ, и там ты работаешь с профессорами, там у тебя больше практики. И ребенок двигается по тому направлению, которое ему нужно.

Университетская школа ДВФУ. Фото: пресс-служба ДВФУ
Обычная школа сейчас в большей степени применяет фронтальный подход. То есть пришел в класс, сел, учитель рассказал новую тему, на следующем уроке — ее закрепление, потом контроль. Понятный алгоритм уроков. При новом же подходе есть варианты иной организации образовательной детельности школьника — работа в малых группах, например, и лекция от всемирноизвестного профессора.
— Всё, что вы рассказали, очень интересно. Возникает вопрос, возможно ли ваш опыт каким-то внедрить в образовательное поле Приморья, как сейчас принято говорить, масштабировать его?
— Я думаю, это возможно. Это тоже одно из стратегических направлений, к которому мы присматриваемся. Поскольку мы являемся школой при федеральном университете, то обладаем большей степенью влияния на образовательную среду края, чем просто школа города Владивостока. У нас и здоровые амбиции гораздо выше, так как есть широкие возможности получать практику ведущих школ центральной части России.
Мы, конечно, готовы делиться своим опытом и наработками, нашей внутренней нормативной базой, нашими учебными планами. И уже делаем это. Мы транслируем нашу практику школам Владивостока и края, а в перспективе хотели бы адаптировать ее для тех школ Дальнего Востока, у которых есть возможность партнерства с вузом. Судя по нашим показателям, она может быть признана успешной.
— Ваш университетский день вполне можно назвать примером взаимопроникновения двух миров — школьного и университетского. А достаточно ли одного дня? Может быть, таких дней должно быть больше?
— Думаю, что достаточно. Программа общего образования тоже имеет свои плюсы. К тому же ребенок не может полноценно погружаться в университетскую среду, да это и не нужно. Юность все-таки должна оставаться юностью, и школа, в том числе, должна обеспечить атмосферу, которая соответствует возрасту. Вузовская среда более взрослая, хотя дети и стремятся к этому. Но у них есть потребность где-то пошалить, поговорить, заняться каким-то событийным треком, сделать свое собственное, более интересное им мероприятие... Думаю, что достаточно того, что они раз в неделю пробуют на зуб университетское образование. Это дает им возможность сделать в дальнейшем правильный, осознанный выбор.
— Прикосновение к университетской среде, к университетским занятиям, наверное, поднимает детей в их собственных глазах?
— Очень сильно. Я так и вижу горящие глаза у 11-классников, которые выходят на различные открытые фестивали. Они на голову выше своих сверстников в части желания делать что-то важное. Я не имею права, конечно, сравнивать качество образования, но в части мотивации на развитие, на создание чего-то полезного и классного наши ученики просто кипят.

Университетская школа ДВФУ. Фото: пресс-служба ДВФУ
— Вы правильно заметили, дети любят двигаться, могут и пошалить, движение — для них физиологическая потребность. Как у вас организуются занятия физкультурой и внеклассная работа? Кружки, литературная студия, творчество — всё это есть?
— Конечно, есть. Поскольку мы являемся школой при ДВФУ, у нас есть возможность пользоваться ресурсами университета. В университетский день на одной из пар ребята занимаются физкультурой, тем более что спортивная инфраструктура кампуса очень богата и разнообразна, и она одновременно может обеспечить занятия для всей школы. Одна пара — и все разбегаются на разные направления. Их представлено девять — от гребли до баскетбола, от мини-футбола до занятий в тренажерном зале.

Университетская школа ДВФУ. Фото: пресс-служба ДВФУ
У нас есть и театральная студия. Причем дети занимаются в ней бесплатно. Относительно недавно на малой сцене нашего Мариинского театра мы показывали постановку по пьесе "Легенда о царе Куань-Юне" (6+), посвященной жизни чжурчжэней. В мае намечается спектакль в арт-центре "Пушкинская-10". И мы также готовимся к некоему творческому проекту, который мы покажем в рамках культурной программы Восточного экономического форума (18+). Есть свой интеллектуальный клуб "Что? Где? Когда?". И наши ребята в этом деле лидеры.
— Можно ли считать обучение в вашей школе неким конкурентным преимуществом в глазах родителей ваших учеников?
— Я думаю, определенные преимущества у наших выпускников всё-таки есть. Об этом говорят данные о поступлении в вузы наших выпускников... По большей части это рейтинговые вузы, то есть вузы, входящие в те или иные рейтинги.
Второй момент — возможность в какой-то мере обучаться в вузе, будучи школьниками. И родители об этом знают. Их привлекает именно то, что в педагогический состав входят не только учителя, но и профессоры, доценты, кандидаты наук. При сдаче ЕГЭ у нас много высокобалльников, бывают и стобалльники.

Университетская школа ДВФУ. Фото: пресс-служба ДВФУ
— А вы любых детей принимаете, или у вас какие-то вступительные экзамены есть?
— У нас платная школа. Конечно, мы позиционируем себя как селективная школа с отбором. Но не скажу, что мы берем только отличников. Мы берем тех, кто хочет учиться. Для тех, кто знает про нас, кто заинтересован в наших образовательных услугах, двери нашей школы всегда открыты. В этом смысле у нас есть широкая возможность, то есть мы не ограничены цифрами приема. Если случится так, что по итогам набора получается два 8-х класса, то будет два, Если три, то три.
При этом неуспешных детей мы просто не можем себе позволить. Ребенок будет расстраиваться, не будет тянуть программу, ему будет очень сложно, он будет от этого страдать. Здесь больше про мотивацию, чем про прежние успехи. Если ты способен, ты получишь шанс. Но бывает и так, что ребенок не справляется и просто уходит от нас, к сожалению. Но это очень редко.
— Последний вопрос. Для региона хорошо, что в нем есть такое учебное учреждение, как ваше?
— Конечно, хорошо. Во-первых, если в регионе есть такая школа, то показатели качества образования всего региона подрастают. И это влияет на показатели развития всего региона. Во-вторых, мы создаем тот самый человеческий капитал, который так нужен региону. Воспитываем человека, который любит то место, где он живет и учится. И в этом мы видим в определенной мере свою социальную миссию: самим наличием такой школы, как наша, показать, что Дальний Восток — это место, откуда не стоит уезжать, где можно полностью реализовать свои способности и возможности.