Школьников Владивостока знакомят с предпринимательским делом
25 ноября, 19:20
Огласили список профессий с самой высокой зарплатой по России - куда идти
25 ноября, 19:11
Где самый красивый аэропорт Дальнего Востока: поддержим Владивосток
25 ноября, 18:50
Власти Приморья просят Госдуму сделать проезд по дорогам к погранпереходам платным
25 ноября, 18:42
Владивосток будет перенимать лучшие практики Владикавказа в сфере образования
25 ноября, 18:38
Рывок Львов, хлам Дев и реклама Рыб: подробный гороскоп на 26 ноября
25 ноября, 18:30
Кожаные женские и мужские сумки: вечная классика и актуальные тренды
25 ноября, 18:10
Башня, Тройка Мечей, Дурак: переломный расклад с 25 по 30 ноября - фокус кармы
25 ноября, 18:00
В четырех филиалах ДРСК введен режим повышенной готовности в связи с непогодой
25 ноября, 17:33
Бездонный кратер желаний: астролог назвала 3 главных счастливчиков декабря 2024
25 ноября, 17:30
Приморцам снова стал доступен безлимитный мобильный интернет
25 ноября, 17:25
Во Владивостоке подключили три новых "умных" светофора для оптимизации движения
25 ноября, 17:03
Последовательным гибридам отказывают в льготе по транспортному налогу в Приморье
25 ноября, 16:44
Где легально купить "живую" новогоднюю ёлку во Владивостоке – адреса
25 ноября, 16:37
В школах Владивостока объявили свободное посещение из-за надвигающегося циклона 
25 ноября, 16:25
Власти Приморья просят Госдуму сделать проезд по дорогам к погранпереходам платным 25 ноября, 18:42
Интервью председателя Думы города Владивостока – скоро на PrimaMedia (АНОНС) 25 ноября, 16:17
Три города в Приморье станут муниципальными округами из-за низкой плотности населения 25 ноября, 12:59
Жители Раздольного выступили против преобразования Надеждинского района в округ 22 ноября, 17:03
Главный коммунист Приморья потребовал закрыть процесс об элитном жилье от общественности 22 ноября, 13:20
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19
Парламент Приморья просит детского омбудсмена чаще общаться с депутатами 20 ноября, 13:55
В агентстве по делам молодежи Приморья определили временного руководителя 20 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Губернатор Приморья выразил признательность и уважение мигрантам 16 ноября, 16:30
Чем опасны вклады под высокий процент - эксперт раскрыл мало кому известные риски 15 ноября, 14:58
Почему сорвались выборы мэра в Большом Камне – мнение эксперта 15 ноября, 09:00
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 11:40

Николай Стецко: У экономики Приморья понятные преимущества – транспорт, логистика и туризм

Большое интервью самого молодого зампреда правительства Приморья о ключевых параметрах стратегии развития региона
8 мая 2022, 15:10 Бизнес
Николай Стецко пресс-служба правительства Приморского края
Николай Стецко
Фото: пресс-служба правительства Приморского края

Как Приморью максимально использовать логистическое преимущество, зачем стоит развивать креативные индустрии, почему государственное планирование — не залог успеха, за счёт чего возрождает большая экономика региона. Об этом и многом другом в интервью ИА PrimaMedia рассказал заместитель председателя регионального правительства Николай Стецко, курирующий вопросы экономического развития, промышленности и торговли, профессионального образования и занятости населения, проектного управления, туризма.

Справка: Николай Игоревич Стецко родился 5 июня 1991 года в Арсеньеве. За время своей трудовой деятельности прошел путь от главного специалиста научно-организационного отдела Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета до заместителя председателя правительства Приморья. Трудился в бизнес-структурах, институтах развития региона, органах исполнительной власти. С апреля 2019 года возглавлял краевое агентство проектного управления, в июле 2021 года назначен заместителем председателя регионального правительства. Имеет три высших образования по специальностям "Регионоведение" (ДВФУ), "Государственное и муниципальное управление" (ДВФУ), "Экономика и управление народным хозяйством" (ВГУЭС). В 2018 году стал победителем Всероссийского конкурса управленцев "Лидеры России".

Регион строит новую экономику с учетом своих преимуществ

— Николай Игоревич, на своем посту вы имеете самое непосредственное отношение к переформатированию стратегии развития Приморья под новые реалии. Какие задачи сегодня выходят на первый план?

— Действующая Стратегия социально-экономического развития Приморского края — замечательный документ объемом где-то под полторы тысячи страниц, разработанный ещё в конце 2019 года. Основа — 250 страниц. Для законодательства документ достаточно важный, так как на его основании мы строим все государственные программы и в принципе развиваем регион. Деньги государственные выделяются немалые, и использовать их надо с максимальной отдачей.

Ещё когда я работал в агентстве проектного управления, председатель правительства Вера Георгиевна Щербина подключала меня к изменению подходов управления. Сегодня, уже в новой должности, я занимаюсь более смысловыми, стратегическими вопросами.

У Приморского края очень понятные преимущества. Столь теплое и удобно расположенное с географической точки зрения море. Но просто наличие моря ни о чём. Важна прежде всего готовая инфраструктура, поэтому развитие наших портов и железной дороги — наши приоритеты. Пускай сегодня достаточно много угольных терминалов, но активно развивается и контейнерное направление, например, Владивостокский морской торговый порт уже два года сохраняет первую позицию среди всех портов страны в обработке контейнеров. Плюс рыбные терминалы, в планах — строительство зерновых. Это конкретные преимущества, которые мы будем ближайшие несколько лет обязательно использовать и на их основе строить новую экономику региона.

Параллельно мы продолжим заниматься и более технологическими задачами, всё-таки на дворе 21 век. В том числе Инновационный научно-технологический центр "Русский" — первая технологическая долина на Дальнем Востоке России. В этот проект мы сильно верим. Значимость и важность этого направления для государства подтверждены выделением участков на острове Русском и в целом развитием ДВФУ. Там уже готовятся строить технологически сложные установки.

Николай Стецко

Николай Стецко. Фото: ИА PrimaMedia

Развитие промышленности — безусловно, тоже преимущество. И нынешние пертурбации в экономике нам напоминают о том, насколько важно иметь собственные производства и выпускать товары на месте. Даже не столько с точки зрения импортозамещения, сколько с точки зрения альтернативы и создания продукта, которым мы можем гордиться.

Приморский край — пограничный, и этим всё сказано. Здесь не просто ворота в Азию, а фактически ключевой вход дружественных нам стран в Россию и, соответственно, России в АТР. Надеюсь, когда обстановка на политической арене успокоится, мы продолжим активнее воплощать свою миссию.

Некоторое беспокойство, несмотря на то, что в Приморье уже достаточно развита транспортно-логистическая инфраструктура, конечно, вызывает вопрос состояния пунктов пропуска на границе. С точки зрения региона мы понимаем, что есть "узкие горлышки", но одновременно есть и возможность для решения этих проблем. В первую очередь будут расширены возможности  Краскино и Марково, что позволит нам улучшить взаимодействие с нашими партнерами.

Сегодня мы формируем все предложения и в том числе для полпреда президента России в ДВФО, заместителя председателя правительства страны Юрия Петровича Трутнева, чтобы не плыть по течению, а развиваться на перспективу.

Понятно, что денег всегда не хватает. Наш край чуть ли не вдвое больше, чем Республика Корея. А населения, увы, раз в 40 меньше. Плотность меньше, затраты на инфраструктуру больше. Плюс мы чуть более северный регион, чем Республика Корея. Это означает, что государственные деньги нужно использовать с максимальной отдачей. Мое убеждение, что их нужно фокусировать в точках роста. Вот это и есть последние тенденции.

Приморские точки роста

— Какие же видите точки роста в Приморье?

— Точки роста давно определены и поддержка федерального центра это подтверждает. Ключевые направления — Владивосток, Большой Камень и Находка с очень понятными якорными инвесторами (судоверфь "Звезда", "Находкинский завод минеральных удобрений" — прим ред.). Надеюсь, когда-нибудь все-таки выстрелит и Хасанский район с его громадным потенциалом. Там ведь не только туризм можно развивать, до границы с Китаем каких-то 30-40 километров.

Ещё есть Уссурийск — основной транспортно-логистический центр края. И севера региона с их добывающей промышленностью. У нас есть конкретные планы по всем направлениям.

Мы очень хотим развивать промышленность и портовую инфраструктуру на севере края. Наши бухты Рудная Пристань и Ольга максимально близки к Японии. Этим, конечно, нужно пользоваться. Причем, речь идёт не о перевалке угля. Возможности куда шире. Мы планируем детально проработать и структурировать имеющиеся проекты. Необходимо провести дноуглубление в этих портах, чтобы построить там мощные контейнерные терминалы. Далее просматривается возможность протянуть железную дорогу от Чугуевки до Дальнегорска, что позволит полностью перенастроить логистику, в том числе с расчётом на перспективный грузопоток из Северо-восточных провинций Китая. А там ведь по широте почти прямая идет с Пограничного, то есть фактически мы сможем сразу выходить и на Японию, и на Северный морской путь. Согласно Транспортной стратегии РФ к 2030 году в четыре раза планируется увеличить объем контейнерных перевозок. Поэтому будущее логистического комплекса Приморья не за углем. На повестке дня работа с контейнерами и организация новых логистических схем. Нужно наращивать инфраструктуру для работы с грузами высокой маржинальности. Поэтому инвесторы к нам заходят и предлагают вкладывать свои деньги как раз-таки в создание высокотехнологичных терминалов.

— Вы говорите про север, но там ведь не только порты. Там же горнорудный комплекс ещё с советских времен. В этом направлении есть понимание, что можно и нужно сделать в ближайшей перспективе? Я имею в виду Дальнегорск с его химкомбинатом, "Дальполиметалл", вольфрамовые предприятия.

 — Конечно, это очень мощный ресурс, и мы им предметно занимаемся. В нынешних условиях, когда с импортными поставками имеются определенные трудности, борная кислота Дальнегорского ГОКа (единственный в РФ производитель борной продукции из собственного минерального сырья — прим. ред.) пользуется огромным спросом на внутреннем рынке. Сегодня мы понимаем, что предприятие может увеличить выпуск этой продукции на треть точно. Учитывая курсовую разницу, прибыль получается очень даже хорошая. Для этого мы и поддерживаем наши добывающие предприятия, поднимаем конкретные вопросы на самых разных уровнях. И на уровне полпреда, вице-премьера РФ Юрия Петровича Трутнева, и вице-премьера РФ Александра Валентиновича Новака. Есть рабочая группа (Государственного совета РФ по экономическим вопросам и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции — прим. ред.). Мэр Москвы Сергей Собянин и первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов её возглавляют. Можно сказать, что на всех этапах мы бьем во все колокола для того, чтобы у нас были возможности для развития этих производств. Для примера, нашей промышленности в том числе необходима сера, продукт побочного производства на НПЗ. Надеюсь, мы наладим взаимодействие с крупнейшими российскими НПЗ "Роснефти", "Газпромнефти", "Лукойла", и будем получать это сырье в необходимых количествах. Дальнегорский ГОК производит продукцию, в том числе для госзаказа, и даже для космической отрасли. Это стратегический продукт.

Так же ситуация с "Дальполиметаллом" (один из крупнейших в РФ производителей свинцового концентрата — прим. ред.). Мы поддерживаем эти предприятия на протяжении всего губернаторского срока Олега Николаевича Кожемяко. Край каждый год выделяет субсидии на компенсацию энергозатрат, потому что это производство с очень большими объемами потребления электроэнергии. Совокупная поддержка, если не ошибаюсь, приближается к 2 миллиардам рублей за последние три года! Это приоритетные направления.

Николай Стецко

Николай Стецко. Фото: Диана Шарафулисламова (правительство Приморского края)

О развитии промышленности

Если смотреть на промышленность в целом, то не только горнорудной отраслью мы живы. В целом промышленный комплекс Приморья — это 44 крупных предприятия и около 50 средних. Это 34 тысячи работников со средней зарплатой 60-70 тысяч рублей. По итогам прошлого года индекс промышленного производства в Приморье составил 121%. Это 3 место среди регионов РФ и 1 среди регионов ДФО.

У нас в правительстве, кстати, есть практика, что мы выезжаем на промышленные предприятия. Четыре посетили уже в этом году — "Находкинский судоремонтный завод", авиазавод "Прогресс", Уссурийский локомотиворемонтный завод, недавно были на Дальзаводе во Владивостоке. И все руководители говорят, как один: "Если человек сегодня хочет достойно зарабатывать, то необязательно ехать за этим на севера. У нас можно получать до 200 тысяч рублей в месяц". Даже во Владивостоке.

О "зеленой экономике"

— Мы мыслим так, чтобы охватить не отдельные предприятия, а в целом регион, даже макрорегион. Для этого разработали политику развития промышленности. Конечно, это не основополагающий документ, а скорее презентация, в которую заложены главные принципы работы. Мы учились у лучших — у Санкт-Петербурга, например. Мне коллеги из федерального правительства подсказали, что в Северной столице лучший подход к работе. Учитывая нашу специфику, позицию топ-менеджмента и владельцев наших предприятий, мы заложили в основу такие принципы, как привлечение инвестиций в предприятия, цифровизация, развитие "зеленой экономики". В любом случае, мы должны переходить к углеродонейтральности. И это правильное направление. Нужно думать не про себя и сегодня, а про детей, внуков — будущее поколение. Ведь перед ними стоят новые вызовы. Тот же ESG (принцип устойчивого развития компании в трех направлениях: экология, социальная политика и корпоративное управление — прим. ред.)  ведь ничего нового не привносит. Это всего лишь переработка базовых принципов экологической и управленческой повестки. Наша страна согласилась с ней, что это крайне важно. К примеру, на Сахалине уже проведен эксперимент, принят отдельный федеральный закон. Мы внимательно изучаем имеющийся опыт, но у себя пока его не реализуем, понимаем, что территории находятся в разных условиях. А значит нужно искать свои преимущества.

Сегодня в экономической стратегии наш приоритет — развитие судостроения и судоремонта. Большое количество заводов — наше конкурентное преимущество, исторически сильное. Поэтому очень важно, чтобы мы эффективно поддерживали эти направления.

Возьмём ту же диверсификацию. Тот же "Дальзавод" был изначально предприятием ОПК, сфокусирован на гособоронзаказе. Сегодня он, по-моему, уже на 40% перешёл на работу с гражданскими судами. Поэтому предприятие перестраивается на работу в две смены. Вот что значит вовлеченный в современный процесс руководитель. И таких уже достаточно много. Это громадный плюс.

Естественно, что мы серьезное внимание уделяем цифровизации, потому что условия диктуют перемены. Сегодня все осознают, что без новых технологий уже никак. Каким бы большим не было производство, нагрузка на содержание инфраструктуры основных фондов тебя вынудит повышать свою производительность. Поэтому у нас многие предприятия уже входят в национальный проект по производительности труда. Помимо того, что за тобой закрепляют экспертов, которые профессионально это делают и помогают отладить твои производственные процессы, бизнесу еще дают дешевый кредит до 300 млн рублей под 1%.

— Николай Игоревич, как говорил один известный государственный деятель, кадры решают все… Точки роста есть, промышленность идет на подъем, но все в один голос говорят о тотальной нехватке квалицированных кадров для промышленности? Может быть, стоить подумать про возрождение технических училищ, которые практически похоронили…

— И это тоже важное направление. Ещё в середине прошлого года губернатор и председатель правительства Приморья приняли соответствующее решение. Выделено отдельное министерство, которое занимается развитием колледжей. Из Минобразования и Минтруда создано отдельное Минпрофобразования и занятости. Как следствие, уже привлечено 400 млн рублей в модернизацию двух колледжей — в Большом Камне и Уссурийске. В первом случае участвует верфь "Звезда", в Уссурийске — приморская компания федерального холдинга "Русагро". Бизнес наряду с государством уже вкладывает в модернизацию профобразования, в изменение программ и ускорение обучения с четырех до двух-трех лет. Это так называемое дуальное образование (вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки в организации на рабочем месте — прим. ред.). Это уже вовлечение предприятия в управление колледжем, присутствие в его наблюдательном совете.

Николай Стецко

Николай Стецко. Фото: ИА PrimaMedia

У каждого директора колледжа есть показатели по привлечению внебюджетных средств, мы сфокусировали их на развитии. Поэтому учебные заведения всё больше зарабатывают самостоятельно, где-то с помощью партнеров, где-то налаживают собственное производство, тех же лавочек и урн. Когда мы были в Арсеньеве, видели это. Это отлично, когда студенты имеют возможность хоть какую-то копейку зарабатывать.

В перспективе мы планируем разделять колледжи на отраслевые, где есть компетенции. Условно говоря, Большой Камень готовит, в первую очередь, сварщиков. Уссурийск — компетенции по автомеханикам.

— А что можно сделать для повышения престижа профессии рабочего? Сегодня, коль есть дикая потребность у рынка и в инженерах от низшего до высшего звена, и в сварщиках, и в обработчиках, как решить эту задачу?

— Все зависит от руководства. В том же Уссурийске есть крупнейший наш колледж. Так у него конкурс на некоторые направления достигает до четырех человек на место! У них есть свое общежитие, дополнительная стипендия. Секрет прост — там очень вовлеченный руководитель.

Первое, по чему мы судим — наличие конкурса. Если есть отбор, значит, есть вовлеченность. Второе, это зарплата. Если сегодня условный выпускник вуза пойдёт работать, то будет получать 40-50 тысяч рублей. А вот если выпускник колледжа придёт на завод и отрабатывая свою смену сможет получить получать 60 тысяч и более? А если попасть на "Звезду", или даже на "Дальзавод", то можно получать 100 тысяч рублей и более при своем разряде. Ты просто выполняешь показатели, делаешь норму, перевыполняешь ее, как следствие, можешь увеличивать свой базовый заработок. И сегодня в этой сфере у нас около 60 тысяч вакансий! Приморье — регион развивающийся, шансы на интересную и высокооплачиваемую работу есть для всех.

— Но пока мы добрались до того, что чуть ли не ликвидировали рабочий класс в принципе…

— Я бы не был столь категоричен. Система образования и бизнес, если он ставит задачу развиваться, всегда найдут возможность создать оптимальные условия для подготовки. В крайнем случае, привезут кадры со стороны. И сегодня и мы на уровне региона, и федеральный центр помогаем бизнесу привлекать из других регионов профессиональные кадры. Та же "Звезда", находкинские предприятия, компании из Владивостока привозят профессионалов, которые здесь по большей части потом и остаются.

2917835.jpgТорговля, строительство и HoReCa подвергаются наибольшему давлению в Приморье — эксперт

Такую статистику обращений на сервис "ЗаБизнес.РФ" привели на конференции, посвященной защите предпринимателей

На Дальнем Востоке меньше конкуренции. Вы не в Москве, когда на ваше место что на рынке труда, что на рынке производства придут десять таких же, и о вас не вспомнят. В столице тоже свои особенности. Когда у тебя конкуренция везде и всюду, приходит айтишник и меньше 150 тысяч рублей в принципе не называет своё пожелание по зарплате. Что бы он не делал. Сравнивая с тем функционалом, который выполняется в Приморье, мы выглядим абсолютно не хуже.

Когда я был студентом, к нам приезжали разные высокие персоны, в том числе Игорь Иванович Шувалов (бывший первый зампред правительства РФ — прим. ред.). До сих пор помню его фразу: "Не проблема в том, что уезжают отсюда, проблема в том, что не возвращаются". А вот для этого и существуют региональные органы власти. Для того, чтобы создать здесь интересные и комфортные условия, чтобы у нас были не авральные "вахты", а создавались рабочие династии.

Плюсы и минусы ОПК

— На ваш взгляд, военно-промышленный комплекс — это по-прежнему точка роста для региона? Или это пережиток советской экономики?

— Как ни крути, но и сегодня большинство крупнейших промышленных предприятий Приморья, под 90%, — это как раз и есть сфера ОПК, работа с гособоронзаказом. В этом есть свои плюсы, и "подводные камни".

Я считаю, что всегда есть куда стремиться. С гособоронзаказом интересно работать, потому что стоимость достойная. Да, маржинальность невысокая. Сверхконтроль со стороны различного рода экспертиз и надзорных органов. Но из-за высоких требований к продукту, у вас и стоимость работ повышается. С диверсификацией и коммерческими компаниями попроще работать. Быстрее получаешь деньги, можно по-разному выполнять работы. У военных очень качественная приемка работ, бизнес иногда завидует. В конце концов, у тебя операционное движение средств идет быстрее.

Что касается ОПК, то есть указ президента России и направление на диверсификацию. Почему предыдущие руководители регионов хотели больше гособоронзаказа — просто в тот период времени развития нашей страны так выживать было проще. Запрос у рынка был не настолько велик. Повторюсь, у "Дальзавода" в прошлом году до 60% приходилось на гражданское производство. Поэтому они собираются формировать технопарк, создают образовательный центр. Запросы рынка никто не отменял. 

Николай Стецко

Николай Стецко. Фото: Игорь Новиков (правительство Приморского края)

Авиазавод "Прогресс"", "Дальприбор", "Радиоприбор", часть арсеньевского машзавода "Аскольд" — это те предприятия, которые до сих пор сфокусированы на гособоронзаказе. И от этого никуда не деться, специфика региона. Но сегодня предприятия сами активно работают с Минобороны, потому что большинство из них входят в отраслевые холдинги. "Прогресс", например, входит в вертикально интегрированный холдинг "Вертолеты России", который распределяет заказы по всей стране. А это значит, что есть перспектива и понимание по каждому из предприятий, по их возможностям и потребностям. Тот же Арсеньев набирает, по-моему, 400 человек в этом году, потому что у них пошел заказ. И будут так делать дальше. Поэтому мы нацелены, в том числе на диверсификацию производства.

О мерах реальной поддержки

— Мы уже говорили про место Приморья в экономике России и экономике АТР. Что сегодня реально субъект может сделать, чтобы ключевые направления поддержать?

— Мы разработали план в лучших традициях управления в нашей стране. И ему следуем. Мы посмотрели на то, что сделал федеральный центр: выделил триллион рублей на развитие экономики. Мы разработали свой региональный план. В нем 105 мероприятий по 17 отраслям экономики. Есть налоговые меры поддержки, есть неналоговые. Уже принято решение о реализации более половины мер из этого списка.  

Мы оперативно, но при этом тщательно, готовим нормативную базу. Ежедневно смотрим на то, что происходит с экономикой, начиная от цен в торговых точках, заканчивая загруженностью наших системообразующих предприятий, стоимостью работ, решением конкретных проблем. Это непрерывная работа. Мы уже снизили ставки в Гарантийном фонде региона для малого бизнеса, создали новые продукты с дешевыми кредитами в Фонде развития Приморского края. Сегодня приморская компания может взять у нас микрозайм до 5 милионов рублей под 3-6%. У нас есть Фонд развития промышленности. Сегодня там уже аккумилировано около 100 миллионов рублей. Мы привлечем еще 200 миллионов рублей из федерального центра. Там есть разные продукты. Например, крупная компания может взять 30 миллионов рублей под 5% годовых и заниматься развитием своих новых проектов. В нынешних условиях это в несколько раз меньше, чем ключевая ставка. Проекты есть. На всех предприятиях, где я бывал — у всех есть свои инициативы. И они востребованы и интересны.

Госплан — не панацея

— Мне кажется, вы во многом занимаетесь ситуативным планированием. Может, стоит возродить в каком-то плане госплан, чтобы четко управлять всей историей?

— Здесь есть психологический эффект. Прошел же всего месяц с тех пор, как начали меняться реалии. А уже кажется, что все это длится огромное количество времени. Что касается госплана, то не думаю, что в нынешних реалиях это возможно. Чтобы был план, у вас должен быть точный прогноз. А если вы посмотрите на прогнозы, то их компетентно и ответственно из профессионалов никто не даст.

Я лично верю, что в тех отраслях, которые не связаны напрямую с государственной безопасностью или существованием государства, обязательно должна быть рыночная экономика. Я убежден, и история нашей страны это доказывает, что люди вполне способны сами себя прокормить, обеспечить, нежели кто-то это будет делать за них. Если начнется государственное планирование, то я не должен ничего делать — за меня все придумают, все решат, а я только отработаю свою смену и вернусь.

2924491.jpgАвтозавод "Мазда Соллерс" во Владивостоке остановит работу на 19 дней

Компания продлит майские праздники и выходные 9-дневным отпуском

Мы, как орган исполнительной власти, не регулируем движение товарных запасов или ценовую политику, мы их скорее координируем. Относительно решения проблем это касается точечных моментов. Условно говоря, рыбопромышленный гигант "Доброфлот". Уверен, если бы региональное правительство не занялось решением этих вопросов, если бы не помогли им получать доступные кредиты, предприятию было бы очень непросто в нынешних условиях вплоть до банкротства.

Но мы не беремся регулировать рынки. Это неблагодарное дело. Да, есть такие направления, как продовольственная безопасность. Мы должны туда включаться активно и обеспечить надежность, ясность и спокойствие для наших граждан, чтобы на основные товары не поднимались цены. Но если мы будем регулировать, например, производство мебели, чтобы сделать это лучше, чем рынок, то мы вряд ли справимся. Поэтому здесь важно разделять.

Я убежден, что государство имеет две функции в экономике — создание условий и инфраструктуры. Этого достаточно. Условия, если в широком смысле, это инвестиционный климат, снижение административного давления, понятное бизнесу налоговое регулирование. Конечно, без регулирования никак, но важно здесь договориться в терминах.

Креативная индустрия

— Виртуальные ателье, позволяющие конструировать одежду по индивидуальным меркам и управлять процессом ее изготовления, появятся в России к 2025 году. Расскажите про свою идею как это реализовать в Приморье. Я поначалу думал, что на нашем уровне это скорее из области фантастики.

— На самом деле, если углубиться в эту тему, то ничего нового здесь нет. Это началось давно. Мне рассказывал Иван Федоров, наш эксперт в региональной моде, о том, что на втором или третьем ВЭФе была представлена эта концепция. Просто тогда было не время. Сейчас государство повернулось лицом к креативной экономике. Мы просто с прошлого года увидели, что на этом рынке есть деньги. А если там есть деньги, то для предприятий, ведь мы же отчасти занимаемся регулированием отрасли, там будет спрос. Деньги есть, немаленькие — $1-2 триллиона в глобальной экономике, 1-2 триллиона рублей в национальной экономике.

В чем идея? Это возможность для реализации молодежи. При всех наших попытках, вряд ли сегодня люди спят и видят, как они пойдут на завод. Да, наверное, это было бы интересно. Скорее всего, они спят и видят, как они будут геймерами или блогерами или фотографами. Молодые люди в нынешних тенденциях по всем раскладам больше хотят себя реализовывать творчески. Это нормально с точки зрения экономики постиндустриального цикла.

2923735.jpgАэропорты Дальнего Востока затеяли большую перестройку

Кто, зачем и на каких условиях вкладывается в развитие аэропортов региона — обзор

Подробнее о нашей идее. Мы должны иметь ткани, моделей, которые будут носить одежду, фотографа, мейкап, дизайнеров, айтишников (если говорим про кибер-ателье), магазины и швей (если о производстве). И это комплексный процесс. Для нас как для государства это большая занятость в  экономике, что плюс.

Во-вторых, у нас есть исторически сильные позиции. Тот же ВГУЭС с его кафедрами моды и дизайна и швейного производства, тот же ДВФУ с его айтишниками.

В-третьих, в мире и в России уже были попытки сделать то, что мы задумали. А задумали мы иметь аватар (цифровой профиль) — когда с помощью смартфона создаешь свою 3D-модель и ее вносишь через сайт. Далее все реализуется на основании дизайнерских кодов, картинок, цветовой гаммы Приморского края, народов России, мира. И ты далее сможешь подобрать для себя индивидуально произведенную одежду, достаточно дешевую, но при этом индивидуальную. Зарубежные государства это делали. По крайней мере, в допандемийные периоды.

Ситуация, когда мы больше половины одежды выбрасываем и сжигаем, а именно таков этот рынок, неправильная с точки зрения той же системы ESG и сбережения экологии и планеты. Если мы говорим про высокую моду, то под 80-70% одежды сжигается. Даже когда одежда выходит из моды, ты ее не оставляешь в магазине, не отдаешь бедным, потому что ты должен поддерживать этот эталон, эту марку. Это не производится в РФ. Условно дети в Бангладеш производят из дешевого сырья одежду. Потом она доставляется через весь мир, растамаживается где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге, распределяется по всей стране. И везде одинаковая. Но молодежь сегодня хочет индивидуальности. Наша идея — дать импульс развитию легкой промышленности в Приморском крае.

Как это будет выглядеть на практике? Студент или выпускник ВГУЭС разработал принт, код. Выложил на сайт. А сегодняшние станки уже не про штопанье вручную. Это нормальное прототипирование, нормальное производство мелкого опта. Небольшой магазин, работающий в том числе на иностранцев. Магазин "Икра" до сих пор работает. Пандемия завершается. А еще до пандемии они разработали такую свою базу, что у них японцы заказывают. Так вот условный магазин "Икра" или производитель какой-то одежды делает заказ. Заходя на этот сайт, говорит: "мне нужен такой-то объем. 50 футболок". И фабрика в Лесозаводске спокойно это отшивает.

2918859.jpgКитайцы построят газовый терминал в районе бухты Пяти охотников

Проект предполагается, реализовать в рамках Свободного порта Владивосток

У нас был проведен "хакатон" (форум для разработчиков различных направлений с целью сообща и в ограниченное время решить поставленную задачу — прим. ред.) на эту тему. Сегодня мы фактически поддерживаем либо небольшие наши действующие предприятия, либо стартап-идеи. На ближайшем ВЭФ у нас первая точка презентации. Мы покажем, что за год наработали. Цифровой след представим, наших моделей. Постараемся заинтересовать. Мы не конкурируем с Китаем. Все улыбаются, считая, что мы заходим на ту нишу, где мы по определению проиграем — это масс-маркет. А мы туда не пойдем.

Мы шестые в туризме в стране. Потенциал невероятный

— Почему в последнее время из повестки дня в Приморье исчез туризм?

— Это не так. Я кратко про сферу туризма скажу. Первое: это настолько важно, что губернатор руководит комиссией государственного совета по туризму, физкультуре и спорту. Второе: этот сезон будет не менее успешным, чем предыдущий. В том году мы приняли 2,3 миллиона человек. В этом году ожидаем 2,8 миллиона человек. Просто сложно в нынешних условиях посчитать. Кстати, из 2,3 миллионов лишь 8 тысяч — иностранцы. Третье: нынешняя инфраструктура нас не устраивает. Думаю, что большинство отдыхающих в Приморье она не устраивает. Мы ее развиваем из регионального бюджета с созданием общественных территорий и туристических зон. К примеру, в этом году из регионального бюджета мы выделяем более 150 миллионов рублей на проект Ахлестышева во Владивостоке, на озеро Соленое в Находке. Это не совсем туризм, но рядом. На восстановление видовой площадки имени Арсеньева и Дерсу Узала в Арсеньеве выделяется 125 миллионов рублей. Не так давно мы подали заявки в Ростуризм, по-моему, на 300 миллионов рублей на гранты на создание глемпингов, кемпингов, общественных пространств в туристической береговой зоне. Надеемся, нас поддержат, и мы к окончанию сезона будем иметь порядка тысячи койко-мест.

Сегодня мы шестые в туризме по стране. Первый — Краснодар, у него 17 миллионов посетителей, в Москве — 16 миллионов, в Санкт-Петербурге — 10 миллионов. Есть Казань, есть Калининград, и есть мы. Будет теплое море — 28 градусов — к нам люди поедут. Главное здесь — зарабатывать по возможности честно, потому что это позволит получать меры государственной поддержки. Мы налоги планируем снижать для новых бизнесов. Туризм и стройка — одни из самых высоких мультипликаторов. На каждый рубль еще 8-10 рублей в экономику еще заходит. Мы понимаем, что для Приморья это будет драйвером экономического развития. 

84655
43
7