ВЛАДИВОСТОК, 7 июля, PrimaMedia. Ливневая канализация Владивостока нуждается в реконструкции, поскольку ее пропускная способность в десятки раз меньше необходимого в сезон тайфунов уровня. Вопрос о разработке долгосрочной целевой программы "Ливневая канализация Владивостокского городского округа" рассмотрели на заседании комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного Собрания Приморского края. Принято решение рекомендовать разработчикам проекта обратиться с предложениями в Думу Владивостока, сообщает деловой еженедельник "Конкурент".
Как отметил представитель инициатора программы (Ассоциация строителей России в ДФО) Николай Матвиенко, проектируемые и строящиеся сейчас во Владивостоке очистные уже имеют плановый дефицит мощности. При чрезвычайно высоких затратах на эксплуатацию полная проектная производительность этих очистных сооружений окажется недостаточной для нужд города, поскольку в них не заложена потребность очистки ливневых стоков.
Проект ливневой канализации был разработан существенно позже, и параметры ливневки вообще не учтены в документации очистных сооружений.
Главной проблемой системы ливневой канализации Владивостока являются недостаточная пропускная способность основных водоприемников и отсутствие очистных сооружений поверхностного стока. Обилие осадков, значительные объемы их сезонного ("пикового") выпадения в сочетании с холмистым рельефом местности приводят к интенсивной эрозии почв, особенно в зонах городской застройки, лишенных естественного растительного покрова.
Кроме песка и глины, с городских улиц смываются твердые бытовые отходы, мусор, фасадная краска (содержит тяжелые металлы), топливо и горюче-смазочные материалы автотранспорта, иные загрязнения. Заметную долю в загрязнениях составляет собственно асфальт городских улиц, который, как раз таки по причине отсутствия ливневой канализации, интенсивно разрушается и смывается в море в каждом сезоне.
По оценке специалистов Института биологии моря ДВО РАН, ежегодно в акваторию залива Петра Великого ливневые воды выносят свыше 20 млн тонн вод, имеющих различную степень загрязнения. Качество морской среды на большей части акватории залива Петра Великого продолжает ухудшаться. Среднегодовые концентрации тяжелых углеводородов (в основном битума) превысили предельно допустимую концентрацию (ПДК) от 1,8 до 6,6 раза в акваториях бухт Золотой Рог, Диомид и проливе Босфор Восточный. Вся акватория бухты Золотой Рог загрязнена нефтепродуктами, фенолом и соединениями ртути. В толще вод бухт Золотой Рог и Диомид высокое содержание меди, кадмия и свинца. Донные отложения по всей акватории бухты Золотой Рог также загрязнены тяжелыми металлами. Содержание кадмия, меди, свинца и ртути превышает допустимые уровни концентраций от 2,5 до 5 раз.
Частичное решение этой проблемы даст осуществляемое в настоящее время строительство городской хозфекальной канализации и соответствующих очистных сооружений. Однако этих мер принципиально недостаточно. Во-первых, хозфекальные стоки качественно отличаются от ливневых по способу канализования и очистки. Во-вторых, пропускная способность коллекторов хозфекальной канализации и производительность этих очистных сооружений меньше той, которая требуется для канализования/очистки ливневых вод.
Проектная мощность всех очистных сооружений Владивостока после завершения их строительства составит 600 тыс. м3 в сутки. Однако, например, в ходе тайфуна "Робин" (1990 г.) ежесуточной объем ливневых стоков составлял 12 млн м3, что в 20 раз больше возможностей строящейся хозфекальной канализации.
Как отметил Матвиенко, строительство ливневой канализации и системы очистки предусмотрено в Генеральном плане Владивостокского городского округа. Однако меры по реализации ген-плана в этой части остаются непроработанными. Сложность еще в том, что в ходе идущего строительства очистные хозфекальных сооружений делаются вещи, не предусмотренные генпланом.
Например, в устье Второй речки прокладывается хозфекальная канализация, которая перерезает ливневые стоки, и, соответственно ул. Иртышская, Постышева и весь прилегающий район во время тайфунов будут "плавать".
До настоящего времени ни в администрации Владивостока, ни в администрации Приморского края не существует структуры, непосредственно отвечающей за данный вопрос. В связи с этим Ассоциация строителей и предложила разработать долгосрочную целевую программу по реконструкции и строительству ливневой канализации в городе. Также предложено создать организацию частно-государственной формы собственности, которая будет заниматься строительством и эксплуатацией ливневки. Про предварительным оценкам, цена вопроса — 3 млрд руб. Финансироваться предположительно можно частично за счет федерального бюджета, путем включения программы в ФЦП "Развитие Владивостока" и частных инвестиций, например, оплаты за подключение предприятий к сети уже существующей ливневой канализации.
По словам председателя комитета по природопользованию Сергея Сидоренко, поскольку ливневая канализация относится к муниципальной собственности, заказчиком разработки программы может быть только муниципалитет. Комитет обратился в Думу Владивостока с просьбой рассмотреть вопрос. Но кажется вполне понятным, что шансов на быстрое решение этого дела мало. Разве что кто-то из первых лиц "проникнется".