Продукцию уходящей из России PepsiСо на внутреннем рынке заменит локальный бренд "Русский дар". Лимонады со вкусом апельсина и лимона с лаймом американская компания будет продавать взамен уходящих Pepsi, Mirinda и 7Up. А московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" уже выпустил аналоги сильногазированных напитков Coca-Cola, Fanta и Sprite под названием CoolCola, Fancy и Street. Что касается Coca-Сola Co., то эта компания, как и PepsiCo, тоже планирует создать новые марки газировки специально для нашего внутреннего рынка, сообщает ИА PrimaMedia.
Американский производитель напитков PepsiCo 9 марта заявил, что приостанавливает продажу в России прохладительных напитков и оставляет только молочную продукцию и продукты питания для детей. У российских заводов компании есть запас сырья на несколько месяцев разлива газированных напитков. За это время руководство PepsiCo изучит варианты развития бизнеса в РФ. В итоге уже принято решение выпускать линейку газировки "Русский дар", сейчас под этим именем выпускают квас. На очереди — разработка других локальных брендов.
PepsiCo стала одним из ведущих производителей молочной продукции и безалкогольных напитков в РФ после покупки компании "Вимм-Билль-Данн".
В мае гендиректор The Coca-Cola Co. Джеймс Куинси заявил, что американская компания не исключает полного ухода с российского рынка. Пикантность ситуации в том, что офис The Coca-Cola Co. занимается только маркетингом, а всеми заводами владеет Coca-Cola Hellenic Bottling Company (Coca-Cola HBC). В РФ компании принадлежат 10 заводов по производству безалкогольных напитков и соков, в том числе во Владивостоке.
Конечно, исчезновение Pepsi и Cola с прилавков будет заметным. И появление всевозможных "клонов" ситуацию не спасёт. Наверное, придется закупать американскую газировку в Корее или Китае, но цены в этом случае будут высокими. Напитки, по факту элитными станут",
— сказал ИА PrimaMedia представитель одной из торговых сетей.
"Клоны" на прилавках
Газированные напитки, схожие по дизайну и названиям с известными Coca-Cola, Fanta и Sprite, которые производит американская Coca-Cola Company, уже можно увидеть на полках российских магазинов в Приморье. Например, четыре вида напитка с названием Fantola, в том числе оранжевого цвета, как у Fanta, производит группа "Черноголовка". Один из крупнейших производителей безалкогольных напитков в РФ в конце прошлого года отстояла право на эксклюзивное использование бренда Fantola — палата по патентным спорам Роспатента отказала The Coca Cola Company в удовлетворении ее возражений против предоставления правовой охраны товарным знакам серии Fantola, принадлежащим ГК "Черноголовка", и оставила в силе их регистрацию.
Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" уже выпустил аналоги сильногазированных напитков Coca-Cola, Fanta и Sprite. На сайте производителя говорится, что CoolCola представляет собой газированный напиток со вкусом колы, Fanta — сильногазированный напиток с натуральным апельсиновым соком и вкусом фанты, Street — газированный напиток с натуральными соками лимона и лайма и растительными экстрактами. Напитки доступны в объеме 0,5 и 1,5 литра.
Завод в республике Коми отреагировал на возможный уход с российского рынка компании Coca-Cola выпуском газированного напитка "Коми Кола". В Приморье группа компаний "Славда" выпускает напиток "Гринк Cola" (Grink Cola). "Тот самый вкус. Классический, любимый, бодрящий", — говорится в аннотации на сайте производителя.
Продукция "Славды". Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Амбициозные планы по увеличению поставок своей продукции в РФ имеет Минский завод безалкогольных напитков (МЗБН), выпускающий "клонов" продукции Coca-Cola под брендами "Бела-Кола", "Росинка" и "Фан-Фан". Кстати, оба мировых бренда — Pepsi и Cola начинали свое производство в Беларуси с розлива напитков именно на этом предприятии. Продукция "братьев-сябров" уже давно представлена на прилавках сети магазинов "Белорусский фермер" на Дальнем Востоке.
Белорусские "клоны" Coca-Cola. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Шипучка выдыхается
6 мая был опубликован приказ Минпромторга с перечнем товаров для параллельного импорта. В список вошли более 50 групп товаров, необходимых как для промышленности, так и для потребителей, причем как определенных брендов, так и в целом категории товаров — например, автомобили, техника, косметика и другие категории. В то же время продукты питания, алкоголь и табак в перечень товаров для параллельного импорта пока не входят, поскольку Минсельхоз выступает против из-за опасений роста контрафакта.
Среди кандидатов в совет директоров также присутствуют два бывших вице-губернатор и сын ректора ТГМУ
Президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Максим Новиков ранее отмечал, что производители напитков в РФ опасаются, что на фоне санкций, ограничивающих поставки оборудования и комплектующих, они будут вынуждены останавливать производство.
Индустрия напитков является одной из самых высокотехнологичных, она более чем на 90% укомплектована иностранным оборудованием, в том числе европейским. Сбой поставок комплектующих может привести к проблемам на производстве, вплоть до остановки линий. Заменить это оборудование российскими аналогами в текущих реалиях не представляется возможным.
Также сохраняется непростая ситуация и с поставками сырья и компонентов для производства соковой продукции и безалкогольных напитков. "Степень зависимости от поставок из других стран высокая. Наблюдается не только рост цен на закупку сырья, ингредиентов и оборудования, происходит перестроение логистических маршрутов, и работа многих бизнес-процессов замедляется", — сказал Максим Новиков. Кроме того, есть сложности с ввозом сырья и для производства упаковки.
В то же время хорошие перспективы имеет расширение сотрудничества со странами СНГ. В частности, в настоящее время идут переговоры о совместном производстве концентрированных соков и пюре для выпуска соковой продукции, детского питания на территории Узбекистана и других дружественных стран.