К 77-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне Центр общественных связей ФСБ России на официальном сайте Службы в рубрике "Архивные материалы" раздела "История" выставляет цифровые копии рассекреченных документов из фонда "Особая папка" ГУКР "Смерш" Центрального архива ФСБ России. Ранее не публиковавшиеся докладные записки начальника ГУКР "Смерш" НКО СССР В.С. Абакумова И.В. Сталину о передаче в Госбанк СССР изъятых у агентов немецкой военной разведки денег свидетельствуют о весомом финансовом вкладе органов безопасности в достижении Победы.
В ходе войны в распоряжении германского военного командования оказались крупные суммы подлинных советских денег, захваченных вермахтом на оккупированной территории.
С лета 1941 по весну 1942 года "Абвер" забрасывал в советский тыл агентуру на непродолжительный срок — от одной—двух недель до месяца. При этом агентам выдавались весьма скромные денежные средства — от 2 до 5 тысяч рублей советскими дензнаками.
С осложнением ситуации на советско-германском фронте и крахом надежд на "блицкриг", "Абвер" перешел к более тщательной подготовке агентуры и постановке перед ней задач оперативно-тактического, а порой и стратегического характера.
С этого времени агентура противника забрасывалась на более длительный срок и, соответственно агентам для выполнения заданий выдавались значительные денежные средства в советских рублях, а иногда и в иностранной валюте (долларах и фунтах стерлингов).
Впервые крупные суммы советскими денежными знаками, которые противник выдавал своим агентам, были получены во время легендарной радиоигры "Монастырь—Березино".
В конце октября 1942-го заместитель начальника 2-го отдела 4-го Управления НКВД СССР капитан ГБ И.Б. Маклярский докладывал начальнику 4-го Управления НКВД СССР ст. майору ГБ П.А. Судоплатову рапортом свои предложения о расходовании денежных средств, полученных от "Абвера":
"В результате проведенной комбинации по агентурному делу „Монастырь“ у четырех арестованных немецких шпионов изъято 57 005 р. 50 к. (пятьдесят семь тысяч рублей 50 к.). Прошу Вашего разрешения о выдаче вознаграждения из отобранных денег, работавшим по этому делу агентам... Через агента „Гейне“ вручить писателю Садовскому 1000 (одну тысячу) рублей (разновременно). Для будущих расходов по делу „Монастырь“ оставить фонд в 20 000 рублей. Остальные деньги в сумме 28 005 руб. 50 коп. сдать в Госфонд".
Однако предложение И.Б. Маклярского не было принято. По решению заместителя наркома внутренних дел СССР комиссара ГБ 3-го ранга Б.З. Кобулова все деньги, передаваемые германской военной разведкой своим агентам, захваченные во время радиоигры, после соответствующей проверки их подлинности, передавались в Госбанк Союза ССР. Так же обстояло дело со всеми другими ценностями, получаемыми от агентуры противника.
19 апреля 1943 года произошла существенная реформа советских органов безопасности — было образовано Главное управление контрразведки (ГУКР) "Смерш" НКО СССР, которому было передано руководство по проведению радиоигр с противником.
Первый документ, который удалось выявить в Центральном архиве ФСБ России, о передаче денежных средств в Госбанк Союза ССР, изъятых сотрудниками контрразведки "Смерш" у агентов германских спецслужб, был составлен 28 августа 1943 года.
На следующий день начальник ГУКР "Смерш" НКО СССР комиссар ГБ 2-го ранга В.С. Абакумов за № 221/А направил докладную записку председателю Госкомитета Обороны Союза ССР И.В. Сталину.
Как видно из текста записки, Сталин уже из предыдущих докладов Абакумова знал, что во время специальных операций, проводимых военными контрразведчиками, при арестах агентов "Абвера" изымаются значительные денежные средства. В этой связи Абакумов и начинал записку словами: "В соответствии с Вашим указанием...".
В начале сентября 1944 года начальник ГУКР "Смерш" доложил в ГКО СССР о задержании агента германской военной разведки "Мухина":
"В результате проведенной радиоигры с противником, условно именуемой „Борисов“, 2 сентября с. г. Главным управлением контрразведки „Смерш“ вызван на нашу сторону и арестован на подставленном явочном адресе под Москвой агент-разведчик „Мухин“ [...] Таким образом, в результате этой радиоигры нам удалось вызвать и арестовать трех агентов-связников германской разведки. У арестованных агентов-связников и в посылке, полученной в марте с. г. с самолета, изъято 952 000 рублей советских денег, предназначенных для организации шпионской работы".
В конце октября 1944 года начальник ГУКР "Смерш" НКО СССР В.С. Абакумов направил в ГКО (Сталину и Молотову) докладную записку об использовании агентурных радиостанций, изъятых у арестованных агентов германской разведки. В документе были обобщены результаты проведения радиоигр с противником с использованием захваченной радиоаппаратуры, в том числе приведены сведения о денежных средствах, изъятых у арестованных германских агентах. В частности Абакумов докладывал, что в результате проведения радиоигр удалось:
"...Вынудить германскую разведку разновременно забросить на нашу сторону, якобы для подрывной работы своих агентов, 25 минометов и пулеметов, 292 автомата, винтовки и пистолета, 722 мины и гранаты, 72 897 патронов, 2 685 кг взрывчатых веществ, 12 радиостанций, 5 395 448 рублей советских денег, 20 000 американских долларов и 5 000 английских фунтов".
Значительные суммы денег были изъяты у арестованной агентуры противника во время радиоигры "Десант". 12 декабря 1944 года в район действия ранее заброшенной в советский тыл и арестованной в результате оперативных мероприятий сотрудниками "Смерш" с германского самолета были выброшены на парашютах 12 агентов-диверсантов и 7 тюков груза. Все диверсанты были задержаны. Для выполнения задания группа снабжена немцами фиктивными документами военного образца, 2 млн. советских денег, одним ручным пулеметом, 12 автоматами, 4 пистолетами, 8 револьверами системы "Наган", 20 гранатами, патронами, около 40 кг взрывчатки, походной типографией, ротатором и большим количеством антисоветской литературы.
31 марта 1945 года докладной запиской № 695/А начальник ГУКР "Смерш" НКО СССР комиссар 2-го ранга В.С. Абакумов доложил в Госкомитет Обороны СССР И.В. Сталину о денежных средствах, изъятых военными контрразведчиками у германских агентов и переданных в Госбанк Союза СССР.
В этом документе сообщалось, что за период Великой Отечественной войны сотрудниками "Смерш" было изъято у арестованных германских агентов 27.063.377 рублей 36 копеек.
Стоит задать вопрос, что можно было приобрести из вооружения на эту сумму. Известно, что стоимость производства одного танка "Т-34/85" в 1944 году составляла 179.000 рублей. Получается, что на деньги, изъятые у агентов германских спецслужб, в СССР можно было построить 151 танк "Т-34/85". В 1944 году в танковом полку по штату находилось 35 танков, то есть можно было полностью вооружить более 4-х танковых полков.