Эксперты предполагают, что очередная волна коронавируса накроет Приморье, как и другие регионы России, уже в ближайшее время — в конце мая или начале июня. Чего ждать от нового штамма "стелс-омикрон", чем он опасен и что за чудо-препарат помогает спасать жизни тяжелобольных пациентов из группы риска, корр. ИА PrimaMedia рассказала главный инфекционист Минздрава Приморского края, заведующая кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, д.м.н. Анна Симакова.
— Анна Ивановна, вы наверняка тоже следите за новостями из соседнего Китая, где в Шанхае был введен полный локдаун из-за нового штамма коронавируса. Скажите, чем "стелс-омикрон" отличается от своих ранних версий?
— В начале пандемии SARS-COV-19 в 2020 году мы говорили об уханьском штамме, потом о "дельте", "омикроне" и сейчас "стелс-омикрон". Штамм этот не новый, достаточно ученые за ним наблюдали, и уже можно сделать вывод о том, что он отличается от своего предшественника менее коротким инкубационным периодом — до одних суток, большей способностью к распространению и большей вероятностью инфицирования. Клинические проявления, осложнения коронавирусной инфекции — они не отличаются от других штаммов. Хотя есть мнение, что новый штамм дает меньше пневмоний.
При "дельте" из 100 пациентов инфекционного госпиталя с пневмонией были 95, сейчас — из 50, но это все условно.
Вы помните, у нас была "волна" зимой-весной, ассоциированная с высокой заболеваемостью омикрон-штаммом? Регистрировалось огромное количество пациентов — по России более 100 тысяч в сутки первично выявленных случаев. Приморский край не был исключением. В Китае тоже циркулирует "омикрон", есть "стелс-омикрон". Заболеваемость у них такая же, как у всех, только у нас волна прошла раньше, а там началась чуть позже. Но ограничения не потому, что "стелс-омикрон"так заразен и опасен. Они связаны с государственной политикой нулевой терпимости к ковиду — согласно их законодательству, не должно быть выявлено ни одного пациента с положительным мазком на коронавирус. Поэтому у них такие жесткие локдауны, они стараются свести заболеваемость к нулю.
Северная Корея — совершенно закрытая страна, и тем не менее там очень высокие цифры по заболеваемости и летальности. Там циркулирует неизвестный ранее штамм коронавируса с преимущественным поражением печени.
— Как сейчас с заболеваемостью COVID-19 в Приморье?
— Сейчас по всей стране идет тенденция к снижению заболеваемости. Количество впервые выявленных пациентов держится стабильно на отметке в 30-32 человека. Это те, кто попал в поле зрения врачей во время плановой госпитализации или у кого были клинические симптомы, и результат подтвердился после исследования. Но это лишь имеющаяся статистика, думаю, что заболевших может быть гораздо больше. Просто мы обследуем только обратившихся. Люди могут и не знать, что у них коронавирус — очень много бессимптомных форм или когда симптомы держатся всего 1-2 дня, а потом самостоятельно проходят. При этом человек заразен — сам он не болеет тяжело или вовсе не болеет, но при этом активно заражает окружающих.
— То есть если такой бессимптомный едет без маски в автобусе …
— Он может заразить половину автобуса! Особенно, если рядом находятся ослабленные люди, люди с хроническими заболеваниями, из группы риска, или непривитые. Плюс люди, которые были вакцинированы 6 и более месяцев назад — у них идет естественное ослабление иммунитета, так как любой искусственный иммунитет действует только определенный срок. Переболевшие другими штаммами вируса SARS-COV-19 могут заразиться новым штаммом.
К нам часто поступают пациенты с положительными экспресс-тестами, до получения результатов ПЦР. А они не входят в эти 30-32 первично заболевших в сутки. Их, естественно, госпитализируем, лечим проявления болезни, но в статистику они не попадают.
Приемный покой инфекционного госпиталя. Фото: Юлия Пушкина
— Насколько понимаю, поликлиники края вернулись к привычному ритму работы. Так к кому же сейчас необходимо обращаться, если появились насморк, кашель, температура или же пропало обоняние?
— У нас продолжают работать АИЦ, так как, по данным Минздрава РФ, сохраняется вероятность роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. Обращаться надо туда, и врач обозначит дальнейшие действия и тактику лечения.
Сейчас много пациентов лечатся амбулаторно. Госпитализируют в основном только людей с высоким риском тяжелого течения болезни, хотя симптомы у них могут быть минимальными.
— Кто входит в группу риска?
— Это пациенты с онкогематологическими заболеваниями, особенно те, кто сейчас проходит химиотерапию, это пациенты ревматологов, которые постоянно получают гормональную или другую, иммуносупрессивную терапию, пациенты с трансплантированными органами, пациенты гемодиализного отделения, пациенты с ожирением и сахарным диабетом 2-го типа, особенно инсулинозависимые. Это пациенты, страдающие хроническими заболеваниями легких, сердечно-сосудистой системы, с бронхиальной астмой… Их достаточно много. Большая часть людей из этой группы не вакцинированы, а у вакцинированных и переболевших, к сожалению, иммунитет не вырабатывается так активно, как у людей со здоровой иммунной системой. Потому у них сохраняется высокая вероятность заболевания коронавирусом.
Но даже таких пациентов, у кого антитела не вырабатываются должным образом, поступивших в отделения в тяжелых состояниях, мы сейчас имеем возможность поставить на ноги. С февраля в Приморье мы применяем препарат на основе моноклональных вируснейтрализующих антител и видим замечательный результат в лечении.
— Что это такое?
— Когда человек переболел, у него формируется иммунитет, и в плазме крови появляются антитела. Моноклональные антитела — это искусственно созданные антитела. Если ввести их пациенту в ранние сроки, до 7 дня болезни, то они нейтрализуют вирус. Следовательно, не происходит остальных патологических механизмов, которые присущи данному инфекционному заболеванию.
Вируснейтрализующие мононуклеальные антитела были закуплены Мнздравом России и распределены по регионам. Существует несколько их вариантов, эффект отличный, нам есть, с чем сравнивать. К сожалению, ранее многих пациентов с тяжелым течением болезни и сопутствующими заболеваниями не удалось спасти.
Препарат помогает, но все нужно делать вовремя. Вообще коронавирусная инфекция — это инфекция, очень зависимая от времени. Если упустил — даже не день, а несколько часов, то уже будет поздно.
Нужно делать все сразу и вовремя — анализировать результаты клинических лабораторных исследований, выбирать тактику лечения пациента… Иначе окно возможностей будет упущено, последствия настигнут незамедлительно. Уже практически всем знакомо понятие "цитокиновый шторм", когда поражаются сосуды практически всех органов, и преимущественно легких. И происходит геморрагическое расплавление легочной ткани. А ведь есть момент, когда можно не дать развиться этому состоянию. Да, ранее не всегда оперативно срабатывало первичное звено. Проведена работа над ошибками, сейчас такого нет — пациенты поступают к нам достаточно быстро. По срокам мы успеваем им вводить вируснейтрализующие антитела. Человек перенесет коронавирус, но он поправится.
— Сейчас стало модным иметь дома пульсоксиметр. Когда его показания должны насторожить?
— Ситуацию должен оценивать не владелец пульсоксиметра, а врач, основываясь на анамнезе, симптоматике, полученных данных. Бывает, что сатурация 96, а у пациента, хоть одышки и нет, но мышцы шеи принимают участие в дыхании. Это уже говорит, что он нуждается в кислородной поддержке. А у людей с ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких — прим. ИА PrimaMedia), у заядлых курильщиков сатурация изначально ниже, и с ней они себя могут чувствовать хорошо. Нельзя стать врачом по интернету и просто потому, что купил пульсоксиметр, ставить диагнозы, искать схему лечения в Сети. А потом, когда не получается, бежать к врачу. А время-то ушло, и порой врач уже не может помочь. Причем у нас нет дефицита препаратов, необходимых для лечения, но время ушло.
— А препараты амбулаторным пациентам сейчас так же выдают, как и ранее?
— Да, ничего не изменилось. Лекарственные препараты выдает лечащий врач после получения положительного результата ПЦР-теста.
Заболеваемость коронавирусом пошла на спад, но радоваться рано. Фото: Юлия Пушкина
— Думаю, многих переболевших интересует вопрос, каким штаммом я переболел — эти данные никогда не озвучивались и не фигурировали в медицинских документах. Как и кто определяет, что же именно за штамм сразил пациента и есть ли разница в схеме лечения?
— В рутинной клинической практике нам нужно подтвердить диагноз, это делается методами ИФА или ПЦР. Определение штамма — длительная лабораторное исследование, производится секвенирование вируса на материалах ПЦР. Это делается, чтобы выявить циркуляцию штамма на той или иной территории. Данные важны для эпидемиологов, а для пациента, для постановки диагноза и назначения лечения они не имеют никакого значения. Лечение подбирается на основе выраженности клинических проявлений, статуса коморбидности пациента, то есть наличия сопутствующих заболеваний, и лабораторных показателей.
— Приморцы могут пройти обследование в рамках ОМС после перенесенного коронавируса. А как много пациентов соглашаются на это, или большинство думает "переболели — ну и ладненько"?
— Действительно, в Приморье проводится расширенная диспансеризация для пациентов, перенесших COVID-19, наше амбулаторно-поликлиническое звено активно приглашает на это обследование. Многих пациентов беспокоят постковидные проявления, которые могут сохраняться не месяц и не два. Чаще это астенический синдром, слабость, выпадение волос. У перенесших коронавирус возрастает риск развития острого нарушения мозгового кровообращения, иногда приводящий, к сожалению, к летальному исходу. Все сосудистые осложнения, связанные с нарушением реологических свойств крови, они могут быть проявлениями постковидного синдрома. Чаще у пациентов старшего возраста, но и среди молодых тоже. Потому не стоит геройствовать, необходимо обследоваться. Тем более, что такая возможность сейчас есть, причем по полису ОМС. Программа позволяет оценить в комплексе состояние пациента и при необходимости отправить его к узкому специалисту и назначить соответствующую терапию.
Многие пренебрегают обследованием, ориентируются на русский авось. Сначала болеют и в больницу не идут, потому как "не умираю же". Потом негодуют, как им было плохо. Давайте все делать вовремя и правильно — и обследоваться, и лечиться, и защищаться от болезни.
— В автобусах, общественных местах, магазинах — практически все без масок. Некоторые на повторную вакцинацию не идут, так как сняты ограничения… Врачам, проделывающим такую колоссальную работу по спасению жизней, которые видят последствия заболевания, что это не "страшилка, придуманная для запугивания властями", не обидно?
— Я даже не знаю, какое слово подобрать. Это не просто обидно, есть недоумение. Еще в период спада общей заболеваемости мы были на конференции в Москве, там с масочным режимом жестко все. Казалось бы, данные есть, предписания есть, распоряжения есть. А во Владивостоке в магазинах как? По залу ходят без масок, а на кассе ему предлагают купить ее за 5 рублей или прикрыться шарфиком.
Я однажды спросила у водителя автобуса, почему вы ничего не предпринимаете, у вас в автобусе одна я в маске, а ведь ограничения не сняты. Он мне ответил: "Оно мне надо?". А в автобусе сидят сплошь наши потенциальные пациенты — с ожирением, с сопутствующими заболеваниями, и все без масок. А потом они приезжают после 10-го дня с появления симптомов болезни, и виноват врач.
— Много писали про высокий профиль безопасности и эффективности вакцин, применяемых в России и в Приморье. Но есть ли у нас те, у кого не отмечается формирование антител после прививки?
— Конечно есть. Это индивидуальный иммунный ответ организма, как при любой прививке. По-хорошему, оценить наличие иммунного ответа на прививку должен каждый. Причем нет смысла это делать не ранее 21 дня после введения второго компонента. Мы видим, что вакцинированные продолжают болеть. Да, они болеют легче, но болеют же. Потому хотелось бы знать, а выработался ли иммунитет в ответ на вакцину или же именно на этот препарат организм не дал ответа.
Анализ проводится в коммерческих лабораториях, исследование не очень дешевая диагностика, но при желании человек может сдать этот анализ. Требований таких нет, о необходимости, если есть риски, необходимо консультироваться со специалистом.
— Впереди лето, пляжи, отпуска… Традиционно в этот период заболеваемость ОРВИ падает. Можно нам пока расслабиться, активно витаминизироваться ягодами, овощами и фруктами с приусадебных участков или же от новой волны Приморье не застраховано? Если да, то в какие сроки?
— Нет, расслабляться нельзя. Так как кроме коронавируса у нас есть другие заболевания, которые как раз напоминают о себе с наступлением тепла. Это и клещевые инфекции, кишечные инфекции, энтеровирусы. Это геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, переносчиком которой являются мыши, а человек заражается на даче, в подвалах дачного домика, где зимуют мыши. Есть ботулизм — инфекция, связанная с употреблением в пищу консервированных продуктов, содержащих токсин Clostridium botulinum и самих возбудителей, характеризующееся развитием парезов и параличей мускулатуры. Недавно во Владивостоке зарегистрирован даже случай бешенства. В разное время года мы встречаемся с разными заболеваниями, которые опасны для человека.
Возбудители инфекций никуда не исчезают, они рядом с нами. И когда у них появляется малейшая возможность себя проявить, они с удовольствием это делают.
Что же касается новой волны коронавируса, то точно вам никто не скажет, когда ее ждать. Есть предположения, что это конец мая — начало июня. Это относительный срок, рассчитываемый на основе математической модели, в том числе. Почему говорят о новой волне? Потому как начнут болеть те, у кого вакцинация была достаточно давно, кто не проходил ревакцинацию. У этих людей иммунитета будет недостаточно, чтобы защититься от нового подвида. И они будут заражать других.
— Как себя обезопасить?
— Методы остаются прежними. Это типичная воздушно-капельная инфекция. Поэтому моем руки и лицо, когда приходим с работы, соблюдаем масочный режим в общественных местах и местах скопления людей, при проявлениях ОРВИ обращаемся к медицинским работникам для того, чтобы вовремя вам была оказана квалифицированная помощь. Ну и не забываем о ревакцинации.
— Спасибо за беседу.