"Северный завоз" — то есть многоуровневый комплекс мероприятий по обеспечению отдаленных и труднодоступных территорий Дальнего Востока социально значимыми грузами (топливо, продукты питания и т.п.) — находится в зоне особого внимания всей вертикали власти макрорегиона. Поэтому практически любые публичные заявления о некоем "срыве северного завоза" или даже "угрозах" такого "срыва" без внимания госорганов не остаются. Не удивительно, что здесь возникает большой соблазн использовать эту тему для откровенного бизнес-лоббизма, прикрыв "государственным интересом" интересы частно-коммерческие и даже поставив под вопрос законные действия органов власти. Признаки как раз такой "кампании", по мнению редакции ИА PrimaMedia, сегодня можно наблюдать и в порту Владивостока.
"Родной причал не отдам!"
14 апреля 2022 года Служба капитана морского порта Владивосток уведомила капитанов морских судов, судовых агентов и организации, осуществляющие деятельность в порту, о выводе из эксплуатации для текущего ремонта причала № 1 (ул. Калинина, 204А) — согласно приказу ФГУП "Нацрыбресурс", которое осуществляет хозяйственное управление рядом причалов во владивостокском порту как государственным имуществом.
Как удалось выяснить редакции, изданию упомянутого приказа ФГУП "Нацрыбресурс" (№30-01 от 8 апреля 2022 года) предшествовало освидетельствование причала № 1, которое осенью 2021 года провели специалисты и аккредитованной организации "НИЦ "Восток". Согласно акту освидетельствования (копия имеется в распоряжении редакции) был выявлен, в частности, существенный 25%-ный износ крановых путей на причале и нарушения режима эксплуатации сооружения. В связи с этим специалисты организации официально заявили о необходимости проведения соответствующих ремонтных работ.
Между тем достаточно обычная процедура вывода причала из эксплуатации для необходимого ремонта неожиданно получила большой резонанс в региональной прессе и "новых медиа".
Как можно предположить, "импульс" резонансу мог исходить от коммерческой структуры ООО "Востокморсервис" (учредитель и гендиректор — Сандомиров В.В.), много лет зарабатывающей на перевалке грузов в так называемом "диомидовском порту" и с 2001-го по 2016 год являвшейся арендатором находящихся там государственных причалов №№ 1, 2 и 3. По некоторым сведениям, ООО "Востокморсервис" мог использовать государственные причалы и после истечения срока действия договоры аренды (то есть после 2016 года), при этом в настоящий момент крановое и иное оборудование, находящееся на причале № 1, может принадлежать именно этой коммерческой структуре, а доступ к государственным ГТС ограничен бетонным забором. Нелишним будет здесь отметить, что причалы №№ 2 и 3 были выведены из эксплуатации еще в 2014-2015 годах — в связи с критическим износом инфраструктуры.
Как ранее недвусмысленно заявляли в комментариях прессе представители ООО "Востокморсервис", вывод из эксплуатации причала № 1 противоречит коммерческим интересам компании и ее собственника, в УФАС по Приморскому краю компанией было направлено заявление о некоем возможном "нарушении антимонопольного законодательства". Кроме того, распоряжение капитана порта Владивосток оспорено ООО "Востокморсервис" (учредитель и гендиректор — Сандомиров В.В.) в Арбитражном суде Приморского края.
4 мая 2022 года пресс-служба полпредства президента в ДФО распространила информацию о том, что заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития России и Росрыболовству (подведомственным учреждением которого является ФГУП "Нацрыбресурс" — ред.) "в кратчайшие сроки разобраться в сложившейся ситуации и доложить о решении вопроса".
А был ли "северный завоз"?
12 мая 2022 года во Владивостоке состоялось совещание по поводу возникшей ситуации под председательством Приморского транспортного прокурора Дмитрия Третьяка и с участием представителей других контрольно-надзорных органов, Службы капитана порта, ФГУП "Нацрыбресурс", бизнес-структур. Как подтвердили редакции несколько участников совещания, представитель ООО "Востокморсервис" (сам учредитель и гендиректор компании Сандомиров В.В. в совещании участия не принимал), выступая против вывода причала № 1 из эксплуатации для ремонта, указывал на некую "угрозу срыва" мероприятий так называемого "северного завоза" в 2022 году, участие в которых коммерческая структура, по ее собственному заявлению, "планирует".
Согласно ответу Приморской транспортной прокуратуры от 30 мая на официальный запрос редакции ИА PrimaMedia,
в рамках проверки законности действий капитана порта Владивосток, которую проводит надзорный орган, каких-либо нарушений не выявлено.
Также Приморская транспортная прокуратура сообщает редакции, что по предоставленной в надзорный орган информации от ООО "Востокморсервис", это общество с ограниченной ответственностью с 2019 года
не обрабатывает на своем терминале социально значимые грузы — в том числе и те, которые можно было бы отнести к "северному завозу".
От редакции отметим, что, согласно открытым данным, ООО "Востокморсервис" не фигурировало в прошлом и не фигурирует в настоящее время среди участников государственных закупок (в рамках которых и осуществляется так называемый "северный завоз"). Источники ИА PrimaMedia в правительствах регионов Дальнего Востока, которые выступают заказчиками мероприятий "северного завоза", также не смогли подтвердить, что ООО "Востокморсервис" когда-либо являлся контрагентом органов региональной власти в таких мероприятиях.
В своем ответе на официальный запрос редакции Служба капитана порта Владивосток информирует, что
сведениями об участии ООО "Востокморсервис" в "северном завозе" — в качестве поставщика в госконтрактах или каким-либо иным образом — Служба не располагает.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в материалах упомянутого арбитражного дела (с помощью которого ООО "Востокморсервис" пытается отменить распоряжение Службы капитана порта) какие-либо "угрозы срыва "северного завоза" не фигурируют, вместо этого истец откровенно утверждает, что вывод причала № 1 из эксплуатации для текущего ремонта привел к тому, что "общество (то есть ООО "Востокморсервис" — ред.) несет колоссальные убытки".
Частный интерес против государственного
Как явствует из материалов дела, коммерческая структура требовала от суда принять обеспечительные меры по своему иску, то есть еще до решения суда о законности или незаконности вывода причала из эксплуатации приостановить действие распоряжения Службы капитана порта.
11 мая 2022 года суд, впрочем, отказал истцу в этом ходатайстве, указав, в частности, что
"учитывая цель, с которой было вынесено указанное распоряжение (обеспечение безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта на период проведения ремонтных работ — ред.), применение обеспечительной меры в виде приостановления его действия неизбежно нарушит баланс публичных и частных интересов, в частности, обеспечение безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта".
Также в материалах дела говорится о том, что еще в феврале 2018 года Арбитражный суд Приморского края выдал по вступившему в силу решению исполнительный лист, который обязывает ООО "Востокморсервис" (которое, напомним, единолично использовало государственные ГТС в 2001-2016 годах как арендатор) привести причалы №№ 1, 2 и 3 в первоначальное состояние — то есть осуществить их ремонт и восстановление в соответствии с паспортами ГТС, составленными АО "ДНИИМФ" — и освободить причалы от своего имущества, в том числе — кранов.
Согласно открытым данным,
это исполнительное производство в отношении ООО "Востокморсервис" (учредитель и гендиректор — Сандомиров В.В.) в настоящее время не завершено и не прекращено, то есть можно предположить, что решение суда ответчиком за все эти годы, вероятно, так и не исполнено.
Редакция ИА PrimaMedia уже обратилась УФССП по Приморскому краю с запросом о причинах возможного неисполнения вступившего в силу решения суда.
Вместе с тем редакции стало известно, что 25 мая этого года во исполнение определения суда упомянутые причалы №№ 1, 2 и 3 были осмотрены комиссией, в состав которой вошли представители ФГУП "Нацрыбресурс", действующего с 2019 года арендатора "Дальневосточная стивидорная компания" и специалисты "НИЦ "Восток". Отдельное внимание комиссия уделила состоянию подкрановых путей на причале № 1.
Согласно акту осмотра, с которым ознакомилась редакция (включая и фототаблицу к акту), подкрановые пути на причале № 1 по целому ряду параметров имеют существенные дефекты, причем комиссией зафиксировано ухудшение состояния путей с момента предыдущей проверки (проводилась, напомним, осенью 2021 года).
Также члены комиссии отметили в акте, что доступ на территорию государственных причалов затруднен бетонным забором, возведенным по всей длине причалов на земельном участке, по всей видимости, принадлежащим либо находящимся в аренде у ООО "Востокморсервис".
Что немаловажно, члены комиссии путем измерений причала обнаружили, что его фактическая длина — 187,1 метров, тогда как техническом паспорте гидро-технического сооружения указаны совсем другие данные — 163,5 метра. Согласно акту осмотра, такое несоответствие прямо говорит о том, "что причал №1 не приведен в первоначальное состояние согласно технической документации" (как того и требует, напомним, решение суда от 2018 года). Отметим, что, по мнению опрошенных редакцией экспертов,
такое несоответствие размеров может с большой долей вероятности говорить о том, что причал был самовольно достроен, при этом законная эксплуатация такого "модернизированного" сооружения в принципе невозможна.
В завершение отметим, что в ответе на запрос редакции руководство ООО "Дальневосточная стивидорная компания" (в 2019 году заключила с ФГУП "Нацрыбресурс" договор аренды трех упомянутых причалов на 49 лет с условием осуществления арендатором ремонта этого госимущества) сообщило, в частности, что во исполнение данных осенью прошлого года "НИЦ "Восток" рекомендаций по текущему ремонту причала № 1, включая и его подкрановые пути, заключило договоры подряда со специализированными организациями, однако подрядчики до настоящего времени не имеют возможности приступить к техобследованию и ремонту государственного сооружения, поскольку этому "препятствует наличие на причале оборудования (в частности, кранов) сторонней коммерческой структуры и затрудненный доступ к месту проведения необходимых работ".
Редакция ИА PrimaMedia продолжает следить за развитием ситуации.