Транспортные компании утверждают, что из-за введённых санкций, тарифы на грузовые автоперевозки падают, а цены на запчасти и расходные материалы растут. Это грозит отрасли убытками и проблемами с обновлением парка, не исключены банкротства перевозчиков, сообщает ИА PrimaMedia. При этом Госдума и Счетная палата не поддержали законопроект о временной отмене взимания платы за проезд большегрузов по федеральным автодорогам системы "Платон", что могло бы реально помочь отрасли.
Рынок автотранспортных грузоперевозок делится на два основных сегмента — с полной загрузкой машин (Full Truck Load, FTL) и перевозка сборных грузов (Less than Truck Load, LTL). По данным Strategy Partners, в 2020 году объем рынка составил 1,8 трлн рублей, из них 1,6 трлн рублей пришлось на FTL. 2022 году этот сегмент может подрасти до 1,9 трлн рублей в связи с растущей себестоимостью транспортных компаний и сезонным увеличением спроса осенью.
Как пишет РБК, индекс грузоперевозок FTL.РФ, отражающий изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, снизился с начала марта к 1 июня на 13,2%, до 1141 пункта. Падение ставок почти не оставляет возможностей для развития, заявил РБК Фаиль Шигабутдинов, гендиректор компании GLT (в парке более 1,3 тысячи автопоездов). Ситуация грозит снижением рентабельности и, как следствие, убытками и проблемами с обновлением парка, добавил управляющий директор "Совтрансавто" (более 700 автопоездов) Владимир Тян.
Главные экономические темы в чуть более пессимистичном чем обычно бизнес-обзоре ИА PrimaMedia
Ставки падают
В апреле страны ЕС перестали пускать грузовой автотранспорт из России в связи с военной спецоперацией на Украине. Система логистики, формировавшаяся десятилетиями, изменилась. В мае глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что санкции "практически поломали всю логистику в стране", поэтому Москва вынуждена искать новые логистические коридоры.
По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, доставкой грузов в ЕС занимались 3,1 тысячи российских компаний с парком на 45 тысяч автопоездов. Большинство переключилось на рейсы по России, создав дополнительное предложение. В результате на рынке наблюдается избыток транспорта: ранее на 1 млн машин приходилось 300 тысяч ежедневных погрузок, сейчас на 1,1 млн машин — 180 тысяч погрузок.
В итоге начали снижаться тарифы на грузоперевозки, по некоторым направлениям — на 25%, Спад в перевозках более ощутим в западной части России, граничащей с Европой, а вот цена перевозки на ряде межрегиональных маршрутов не изменилась и даже выросла.
С какими еще проблемами столкнулись перевозчики
Кроме падения ставок компании столкнулись с увеличением себестоимости перевозок, и она продолжила расти. Поставщики запчастей резко подняли цены, себестоимость перевозок увеличилась в среднем на 5,5 рублей на километр.
Ещё одна головная боль — поставка новых машин, при том что основной массив действующей грузовой техники в России в районе 20 лет. Уже есть сложности с поставкой импортных запчастей.
В апреле Минпромторг утвердил перечень товаров для параллельного импорта. В списке в достаточном объеме представлена продукция компаний Scania и Volvo, которую можно импортировать без разрешения правообладателя, но отсутствует продукция Mercedes, MAN, Iveco, DAF, Isuzu и нет ряда изделий для ремонта — к примеру, резинотехнических.
Одним из новых собственников стал председатель совета директоров "Роснано" Борис Алешин
Отрасли нужны дополнительные меры поддержки — необходимо сдерживать рост цен на топливо, решить вопросы по ускоренному прохождению таможни, помочь в разработке логистических коридоров на востоке и временно снизить тарифы за платный проезд.
Ситуация на рынке может привести к сокращению количества мелких перевозчиков (ИП и самозанятых). Им, возможно, будет выгоднее поставить собственную машину на стоянку и начать работать в крупной компании. По прогнозам, рынок могут покинуть около 10% мелких игроков. А если ставки продолжат снижаться, есть риск ухода с рынка "белых" игроков.
По словам источника РБК, близкого к правительству, там прорабатывается "системное решение" вопроса поддержки отрасли с учетом интересов перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей. Власти также наблюдают за ситуацией, чтобы рынок не ушел в серую зону, добавил он.
Неизбежный рост ставок начнется с увеличения тарифов на рефрижераторные перевозки. Летом клиенты с температурными грузами (например, молочной продукцией) будут готовы к пересмотру ставок, потому что операторы рефрижераторов столкнулись с ростом расходов для обеспечения качества перевозок.
"Платон" продолжит с(по)бор
Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам и Счетная палата не поддержали законопроект об отмене взимания платы за проезд большегрузов по федеральным автодорогам системы "Платон". В пояснительной записке к документу говорится, что в условиях санкционного давления российские транспортные компании несут повышенные расходы в связи с обязанностью внесения платы в "Платоне", и приостановка госсистемы, в частности, будет способствовать сдерживанию роста цен на продовольствие.
"Платон" — система сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным дорогам РФ, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам. Система была запущена 15 ноября 2015 года, ее тариф регулируется государством. Сейчас он составляет 2,54 рублей за один километр, увеличившись на 20 копеек с 1 февраля. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам в своем отзыве на законопроект отмечает, что отмена госсистемы "приведет к возникновению выпадающих доходов федерального бюджета, что может привести к нарушению принципа сбалансированности бюджета".
"В финансово-экономическом обосновании к законопроекту источники компенсации указанных доходов не определены, лишь отмечается, что выпадающие доходы федерального бюджета могут быть возмещены за счет долгосрочного экономического эффекта, достигнутого ввиду улучшения условий ведения деятельности хозяйствующими субъектами. При этом данные об экономическом эффекте от реализации предлагаемой нормы отсутствуют", — пишет Счетная палата в своем отзыве.
Доходы федерального бюджета от сбора платы в "Платоне" за прошлый год составили 34,7 млрд рублей, от штрафов — почти 3 млрд рублей. Основываясь на данных о том, что на середину апреля 2022 года в госсистеме было зарегистрировано более 1,6 млн транспортных средств, Счетпалата заключает, что средний размер платы на один большегруз в год составляет чуть больше 21,3 тысяч рублей, "что не может рассматриваться как серьезный фактор увеличения издержек транспортных компаний, в том числе продуктов питания".
Счетпалата также добавляет, что приостановка "Платона" в рамках предлагаемого законопроекта может повлечь расторжение концессионного соглашения с оператором госсистемы ООО "РТ-инвест транспортные системы" по вине выступающего концедентом Росавтодора.
Оператором госсистемы "Платон" является ООО "РТ-инвест транспортные системы" (РТИТС). По данным ЕГРЮЛ, 50% компании принадлежит "РТ-инвест".