Сокращение аудитории, рекламодателей и количества типографий, нехватка кадров — об этих проблемах печатных СМИ давно известно. Но ворвавшиеся в Россию санкции принесли с собой новые, вдобавок к старым, вызовы для газетчиков. Чем "дышат", на что надеются и о чём "кричат" редакции с вековой историей, рассказали на площадке Дальневосточного МедиаСаммита-2022 (12+) во Владивостоке, сообщает ИА PrimaMedia.
Последние события усложнили и без того непростую жизнь российских и, в том числе, приморских журналистов-газетчиков. Самая "свежая" из озвученных на дискуссии "Российская пресса: вызовы и ответы" (12+) проблем — "обрушение" известной социальной сети. Именно Instagram (12+) (деятельность организации Meta запрещена на территории РФ) стал "любимой" площадкой печатных СМИ. В других сложно работать с аудиторией, признаются журналисты.
Дискуссия "Российская пресса: вызовы и ответы". Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Но это не повод опускать руки, считают эксперты. Постоянный гость мероприятия — главный редактор журнала "Журналистика и медиарынок", секретарь Союза журналистов России, председатель экспертного Совета ежегодного конкурса "10 лучших газет России" (12+), кандидат филологических наук, лауреат премии "Золотое перо России" (16+) Владимир Касютин уверен, что присутствие муниципальной и региональной прессы в Telegram (12+) — обязательно, несмотря на небольшое количество подписчиков.
Владимир Касютин. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Ещё одна актуальная проблема — резкое подорожание полиграфических услуг. Когда стоимость бумаги выросла, некоторые муниципальные газеты превратились в "вечных" должников. Не самым позитивным, но действенным решением главный редактор информационного комплекса "Пульс — Северное Приморье" Жанна Чикризова считает урезание полос.
Остаются нерешёнными и давно назревшие проблемы. Например, "оторванность тиражей от качества". Как выжить достойным местным газетам, если в районе проживает всего несколько тысяч человек? Для большинства пришедших на дискуссию этот вопрос — наболевший. Тираж их газет не превышает и двух тысяч экземпляров.
Дискуссия "Российская пресса: вызовы и ответы". Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
"Даже если редактор — марсианин, он не сможет в таких условиях заработать достаточно денег, чтобы платить нормальную зарплату. Проблема начала формироваться ещё в 90-е. В каких-то регионах власть активно беспокоилась о будущем местной прессы, а в каких-то, например, в Приморском крае, дистанцировалась", — высказался Владимир Касютин.
Общая сумма государственных грантов, на которые ещё возлагают надежды газетчики — около 500 млн рублей в год. Выходит, не богато живут более 3,5 тысяч российских редакций печатных СМИ.
"В органах власти не понимают, для чего нужна пресса. Нужно давать им понять, что газета — не просто кусок бумаги, а серьёзный инструмент. Интернет — прекрасная игрушка, но в тяжёлые моменты уходит из-под ног",
— отметил Владимир Касютин.
Владимир Касютин. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Руководитель отдела маркетинга приморского филиала "Российской газеты" Константин Бахирев поддержал разговор о государственной поддержке и способах её получения: "Суеты много, денег мало". Но всё-таки этот инструмент существует, и им нужно пользоваться, уверен эксперт.
Константин Бахирев. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Среди возможных источников дохода эксперты также назвали сбор средств на проекты на порталах вроде "Силы слова" (12+) или "Планеты" (12+), а также создание околоредакционных некоммерческих организаций с большими возможностями в плане господдержки и упаковка журналистских материалов в книжные издания.
Жанна Чикризова поделилась также своей практикой экономии. Журналисты газеты переехали в менее просторное помещение, отказались от стационарных телефонов в пользу мобильных, нашли более выгодный тариф с безлимитным интернетом и стали сами наклеивать марки на письма без переплат на почте. Теперь редакция сохраняет полмиллиона в год.
Дискуссия "Российская пресса: вызовы и ответы". Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Вспомнили и о продвижении. В онлайне — это размещение на сайтах и в соцсетях газет "глобальных" новостей, которые привлекут аудиторию вне зависимости от географии, а в оффлайне — работа по привлечению "потенциальных клиентов".
"В тюрьмах и колониях печатаные издания могут помочь в перевоспитании. Во всех районах есть почтовые отделения, где можно организовать продажу. Нужно также работать со школами, чтобы газеты были на виду у молодёжи. А то учиться журналистике приходят те, кто не держал в руках газет", — заметил Константин Бахирев.
Кстати, проблема с кадрами, особенно верстальщиками, тоже стоит остро. Университеты готовят, скорее, деятелей новых медиа. Но даже в таких условиях журналистам газет предлагают не сидеть в ожидании смерти российской прессы.
"Универсального решения нет, но есть универсальный принцип. Называют его стратегией ежа. Когда лиса хочет съесть ежа, она придумывает разные способы достижения цели. Ёж отвечает на это только одним — сворачивается в клубок, но делает это хорошо. Нужно сосредоточиться на том, что у каждой редакции получается лучше всего",
— заключил эксперт МедиаСаммита, директор дальневосточного филиала "Российской газеты" Сергей Сайко.
Напомним, что Дальневосточный МедиаСаммит — единственная коммуникационная площадка для специалистов СМИ, PR и блогосферы Дальнего Востока. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества Дальнего Востока для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2022 выступают Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив", Правительство Приморского края, Дальневосточный федеральный университет, Союз журналистов России, Приморское отделение Союза журналистов России. Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро". Официальный поставщик питьевой воды — группа компаний "Славда".
Официальный сайт форума — медиасаммит.рус.
Автор текста: Маргарита Долгова