Жителям Владивостока впервые показали Кубок Гагарина
Читать
Баскетбол: "Динамо-машина" преодолела спад
Читать
Не время расслабляться: в Приморье вернутся морозы до -21°C
Читать
Захват Львов, тревога Весов и выбор Рыб: подробный гороскоп на 12 февраля
Читать
СССР для вас "тёмный лес", если 5/7 вам не под силу — ТЕСТ-ностальгия
Читать
Минус 7 кг на этом напитке: рецепт экспресс-похудения за короткий срок - заметно сразу
Читать
Целые улицы Уссурийска останутся без света 17 февраля — список
17:10
Семейный своп: владивостокцы обменялись одеждой и помогли нуждающимся
16:00
Не время расслабляться: в Приморье вернутся морозы до -21°C
15:30
Как под гипнозом: сверка показаний счётчика в Артёме закончилась кражей денег
14:30
В прокуратуре озвучили подробности случая с песком и ожогами у 6-летнего ребёнка
14:16
“Почему не съел?": ещё одну растерзанную собаку нашли в Приморье — видео
13:50
Весь мир замер: ровно 12 лет назад над головами приморцев пролетел астероид
13:02
Из бутылки в нитку: во Владивостоке приоткрыли завесу тайны над будущим вторсырья
12:00
За сутки в Приморье произошло 104 пожара
11:45
Отношения в 11 лет — норма? Детский психолог рассказала, когда родителям стоит переживать
11:00
В Приморье показали, как выглядит тигр, пострадавший в схватках с сородичами
10:58
"Отважный" грабитель из Уссурийска открыто вытащил деньги из кассы магазина
10:54
Две приморские компании вернут по суду участки земли, выданные администрацией
10:20
Вахта Победы: сахалинцы собирали деньги на танки и жили по заветам Ленина
10:00
Баскетбол: "Динамо-машина" преодолела спад
09:49

Время полутонов прошло, мы должны побеждать в информационной войне: Александр Малькевич

Эксперт по безопасности в сети рассказал о том, почему важно усиливать наказание за создание фейков в Интернете
21 июня 2022, 09:05 Общество МедиаСаммит
Александр Малькевич ИА PrimaMedia
Александр Малькевич
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Каковы главные информационные угрозы нашего времени, почему россиянам нужно переходить из WhatsApp (12+) в Telegram (12+), зачем чиновникам перед вечеринкой лучше убирать телефоны в дальний ящик и почему надо жестко наказывать авторов интернет-фейков? Об этом в интервью ИА PrimaMedia рассказал эксперт Дальневосточной МедиаСаммита-2022 (12+) Александр Малькевич, руководитель рабочей группы Общественной Палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети Интернет, гендиректор телеканала "Санкт-Петербург".

— Расскажите, как нужно обучать журналистов работе по противодействию фейкам?

— Противодействию фейкам нужно учить всех, не только журналистов. У нас есть такая программа в Общественной палате России для лидеров общественного мнения, для представителей НКО, работников органов власти, представителей бизнеса. Если смотреть шире, с точки зрения медиа-грамотности, то этим навыком должны владеть и студенты, и школьники, и пожилые люди.

По кибербуллингу Россия занимает первое место в мире. Пожилые больше всего страдают от фишинга и кибермошенничества, детям угрожают все эти педофилы в соцсетях. Если не брать в расчет проблему кибербуллинга, то одна из главных проблем и бед для детей и молодежи — это непонимание того, какой цифровой след они оставляют. Сегодня ребенок выкладывает какие-то фотографии, видео или делает записи, которые через 5, 7 или 10 лет умножат его карьеру на ноль. И это же не его вина, это его беда, что никто не объясняет с "младых ногтей", как себя вести в этой области. Условно говоря, если вы идете на вечеринку, посвященную последнему звонку, то лучше всего, конечно, смартфоны оставлять в каком-то специальном шкафу. И это, в принципе касается не только детей, но и взрослых.

Сегодня каждое сказанное слово может быть использовано против вас вашими противниками. Сегодня ты обычный студент, а через пять лет — кандидат в министры, например. И исходя из этого, нужно никогда не терять цифровую бдительность. Поэтому работа предстоит огромная. У нас основная беда — это чрезмерная бюрократия. К примеру, нельзя вот так — раз и ввести этот предмет в школе или тем более в вузе.

— А надо?

— Надо, конечно. Медиаграмотность ведь не только про фейки. Мы в Общественной палате составили доклад о 23 главных цифровых угрозах для гражданского общества. 23 угрозы! И по каждой из них нужно минимум два часа объяснять. И про шпионские программы всевозможные, и про буллинг, и про анонимность в сети, и про фейки. Все эти технологии — умный интернет, интернет вещей, правила поведения в западных социальных сетях и много других — этому надо обучать, чтобы сохранить свое физическое и психическое здоровье, свой кошелек. Но для этого нужно написать программу, пройти аккредитацию, утвердить там и тут.

Александр Малькевич

Александр Малькевич. Фото: ИА PrimaMedia

— А работать с этим надо уже сейчас.

— Конечно. А что касается журналистов, работников пресс-служб, это замечательные люди, болеющие за свое дело, за свой регион, у них горящие глаза и есть интерес. Их проблема в том, что им приходится взаимодействовать с руководящими людьми, которые "забронзовели", перестали быть гибкими и не понимают современных вызовов.

Это касается не только в Приморского края — это в целом в российских регионах. Я много выступаю, и везде у нас начинается просто какой-то экстаз и единение, когда мы обсуждаем вопросы, связанные с согласованием разного рода релизов. А ведь информационная природа не терпит пустоты. Например, что-то произошло, но вокруг этого появились чудовищные фейки. Допустим количество жертв увеличилось в 20 раз. И тут же появляются силовики, которые говорят: "Мы должны взвесить и согласовать каждое слово". С одной стороны, это логично, но скорости сейчас совершенно другие. То есть пока вы будете два дня согласовывать все эти тексты, выйдет такое количество фейков, что, в общем, уже можно ничего не опровергать. Это проблема, с которой сталкиваются все наши коллеги в разных регионах — очень много согласований. Сложный рутинный процесс. А обвиняют потом их, журналистов, что написали не то. Пресс-служба тянет время, а они другие, нормальные люди, которые вынуждены в сложившихся обстоятельствах бороться за правду. Поэтому здесь есть над чем работать. Но не с журналистами, а с теми, кто ими руководит в отвественных ведомствах.

— Вы могли бы озвучить топ-5 цифровых угроз на сегодняшний день? 

— Первая — фейки, это понятная такая угроза. У нас их становится все больше и больше. И пока не будут введены какие-то строгие меры наказания в отношении не только распространителей, а их создателей, конца и края этому видно не будет.

Вторая — буллинг, кибербулинг, травля — аналогично. Мы должны наказывать тех, кто выступает организатором травли. Сейчас за счет Интернета вас будут травить десятки тысяч людей, которые вообще вас не знают, но они включились в эту кампанию. И такой прессинг очень трудно выдержать неподготовленному человеку. 

Александр Малькевич

Александр Малькевич. Фото: ИА PrimaMedia

Третья угроза, хотя, на мой взгляд, она вообще самая важная — наша почти 100% зависимость от иностранного ПО и операционных систем. Мы давно об этом говорили, но все как-то так пропускали мимо ушей. Сейчас мы видим, что происходит. Все железо — не наше. Нам каждый день сообщают: "Этот сервис отказался работать", "Тут графические дизайнеры осиротели", "Тут эти не могут, там другие". Этим надо было заниматься в предыдущие годы, создавать все свое. 

Четвертая угроза — шпионские программы. Мы должны понять и принять, что смартфон, который лежит рядом, он нас слушает, записывает. И это может повлечь за собой серьезные проблемы. С этим перекликается и абсолютная цифровая беспечность людей. У нас многие чиновники, которых я критиковал, и работники госкомпаний пересылают друг другу секретные документы в WhatsApp. Другой пример: я был где-то в российской глубинке на закрытом совещании по информационной безопасности. Там докладывал крупный местный чиновник, и у него на руке были часы Apple Watch. 

— То есть за Telegram вы не волнуетесь...

— С Telegram согласен. Но Дуров жестче стоит на отстаивании неприкосновенности частной жизни, а WhatsApp же не скрывает, что сливает все американским спецслужбам. 

Пятая угроза — облачные хранилища. Меня так раздражает, когда на совещании чиновник говорит: "Ну все, завершаем, всем пришлем ссылку на Google-форму заполнить документ". Вы обалдели, что ли ребята? У нас уже идет специальная военная операция. Мы все знаем о том, как с нами воюют. А вы говорите, что разместили в Google-Docs какой-то важный документ, куда каждый может зайти и что-то написать. 

— Сколько, по-вашему, должно пройти времени, чтобы эта беспечность как-то трансформировалась? 

— Сейчас, конечно, процессы ускорились на фоне специальной военной операции. Но я сторонник того, чтобы государство четко это регламентировало, а наказание сделало бы публичным.

Например, вы — региональный министр чего-то. И должен быть издан указ, что вы в рабочих целях не должны пользоваться WhatsApp. Строго говоря, у чиновников, поступающих на госслужбу или у служащих, нанимающихся в госкорпорации, и так есть ряд ограничений: публиковать сведения о своих имуществе и доходах, не делать одного, другого, третьего. Вот вам скажут дополнительно, что надо отказаться от WhatsApp или еще от каких-то историй. Я в этом вообще не вижу ничего такого, потому что Telegram, на мой взгляд, в разы удобнее как мессенджер.

— Вы предлагаете всем перейти в Telegram, но какие-то важные, опасные вещи не публиковать нигде вообще, снимать часы, убирать телефон? 

— Смотрите, идете вы, например, на празднование дня рождения какого-то чиновника. Будет правильно, чтобы при входе стоял специальный шкафчик, куда вы сдали все свои девайсы, отключили их и нормально отдохнули. Не потому, что там будет твориться что-то страшное, чтобы избавиться от невроза на почве пропущенных звонков или вдруг кто-то что-то не то сказал, как-то скорчил рожу, а его сняли и... Вырванные из контекста фразы, кусочки видео: все может быть использовано против вас, против нас. Это же реальность. Вы из лучших побуждений сказали какую-то фразу, а там "чик-чик" нарезали. Да, в WhatsApp удобны эти домовые и школьные чаты, пусть они будут, наверное. Но я говорю о том, что если вы пришли на госслужбу и нарушили ряд поставленных перед вами ограничений,  за этим должно последовать наказание. 

Александр Малькевич

Александр Малькевич. Фото: ИА PrimaMedia

Вот, например. Принято решение, что корпорация Meta (деятельность организации запрещена на территории РФ) признана экстремистской, запрещена вместе со своими двумя сетями. Но при этом пользоваться этими сетями можно. Вы как пользователь можете заходить, читать и публиковаться там. У меня возникает вопрос: что это было? Допустим я перестал там вести аккаунт, а вы — нет. Вы продолжаете публиковать контент, имеете свою аудиторию, охват. Я как патриот перестал и выстрелил себе в ногу, лишился  аудитории. Это неправильно, потому что я должен тогда иметь какую-то поддержку, дополнительные бонусы, не знаю, какой-нибудь там золотой статус в RuTube (12+) или еще что-то. Вот таких историй огромное количество, когда законодатель должен включиться. Но не хотят "жестить".

На мой взгляд, время каких-то там полутонов прошло, потому что против нас "жестят", а мы нет. Это такая гигантская тема.

Мы однажды поругались с группой депутатов. Я говорю: "Смотрите, вот Запад вводит санкции, отменяет русскую культуру. Так может быть мы с авторскими правами покончим уже? Вот у меня телеканал. Почему я не могу, например, показывать в вечернем эфире допустим "Пиратов Карибского моря" без прав?" Мне говорят: "Ой, так нельзя. Это же нарушение". Я говорю: "Да. А что мне за это будет? Подадут в суд? А кто? Голливудские компании? А в какой наш суд подадут?" Наш суд, во-первых, не должен принимать этот иск, потому что они наши враги, и это продекларировано. Во-вторых, ну, хорошо, они подали в суд, даже выиграли. Они не могут от меня деньги получить, они же ввели санкции. Им запрещено иметь с нами финансовые операции. То есть мы понимаем, что они не могут от нас получать деньги, но готовы рассматривать их иск. Ну, какой-то бред. В ответ мне депутат одна объясняла что-то из серии "Ну это же будет правовой беспредел, мы откроем ящик Пандоры". Да не мы его открыли. Вот о чем речь. Получается, что с нами воюют, а мы говорим "Ну нет, мы будем в белом".

— В общем вы за критичные, жесткие меры?

— А в чем проблема? Конечно. Мы же должны побеждать в информационной войне. Умение, талант, креатив у нас  есть, но мы должны как-то себя обезопасить, в том числе с помощью жестких наказаний для фейкометов, с помощью информационной безопасности.

— Вы говорите, что нужно ужесточать наказание. А есть что-то уже разработанное или над чем работают депутаты, Общественная палата, что будет в этом году?

— Общественная палата свои предложения направила, но они у нас все жесткие. Начиная с того, что нужно осенью вводить обучение медиаграмотности, и заканчивая тем, что наказание за фейки должно быть жестким и публичным. 

— Что вы посоветовали бы людям в текущей ситуации, учитывая, что нагрузка есть со всех сторон?

— Ограничить медиапотребление. Это защита от неврозов. Идеальная история  — это когда вы выделяете себе, например, три окна в день по полчаса, когда вы потребляете информацию. Отключайте всякие бесконечные уведомления.

Старайтесь определить набор источников, которым вы давно уже доверяете, которые вас не подводили. Берите информацию только оттуда, от всего остального лучше отписаться, потому что мы все находимся в состоянии такого психоза: боязни пропустить что-то важное. Но надо заботиться о своей нервной системе и о нервной системе родных. Вот простейшие правила, но им не так легко следовать.

— Как вы считаете, сколько еще времени нужно на уравновешивание всей этой системы? 

— Если мы будем делать в час по чайной ложке и как-то медленно ковыряться, то это будет очень долго. Если в этом году мы предпримем какие-то такие решительные действия до конца года, то в следующем году мы переломим ситуацию.

Дальневосточный МедиаСаммит — одна из немногих коммуникационных площадок для специалистов СМИ, PR и блогосферы Дальнего Востока. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества Дальнего Востока для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа.

Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2022, который прошел 9-10 июня в кампусе ДВФУ, выступают Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив", правительство Приморского края, Дальневосточный федеральный университет, Союз журналистов России, Приморское отделение Союза журналистов России. Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро". Официальный поставщик питьевой воды — группа компаний "Славда". Официальный сайт форума — медиасаммит.рус.

203077
43
37