Рекордное укрепление рубля спровоцировало "безумие" на вторичном рынке автомобилей из Японии и Кореи, сообщают импортёры. По сравнению с дилерскими центрами разница в цене на японских аукционах может достигать двух-трёх миллионов рублей и более. Такая уникальная ситуация привела к ажиотажному спросу, рассказали участники рынка ИА PrimaMedia.
По данным Владивостокской таможни, за март, апрель и май текущего года через дальневосточную столицу ввезено 31 865 автомобилей для личного пользования. Это на 38% больше по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
"Динамика остаётся стабильной. В указанном периоде больше всего ввезенных автомобилей в этом году приходится на март, в прошлом на апрель. В июне этого года ввезено уже более семи тысяч автомобилей для личного пользования", — сообщили в пресс-службе Владивостокской таможни.
Импортёры объясняют рост показателей курсовой разницей. Из-за рекордного укрепления национальной валюты цены в рублях на б/у иномарки снизились. А после введения санкций на авторынке спрос сместился в сторону Японии, Кореи и Китая.
Прогнозы о том, что "эшелоны праворульных авто" пойдут на запад России", начинают сбываться, отмечают собеседники агентства.
"Сейчас сложилась уникальная ситуация — из-за курса доллара и иены машины дешевеют. Раньше иена стоила 100 с чем-то рублей, а сейчас 50 с чем-то. Соответственно, вырос спрос на автоимпорт. Буквально на днях пришёл пароход из Кореи с леворульными BMW. Разница в ценах с дилерскими центрами огромная — у дилера Lexus может стоить 10 млн рублей, а везут его за четыре. И такая картина по многим автомобилям", — рассказал один из импортёров.
Руководитель компании Priority Auto Константин Тарасов подтверждает эту информацию: "Сейчас возим из Японии и Кореи те машины, которые раньше покупали у дилеров. Например, Land Cruiser 200, который у дилера стоит 6-7 млн, из Японии везут за 4 млн".
"Цену на японских аукционах теперь формирует Россия, по крайней мере, в интересном ей сегменте. Торгуемся практически только друг с другом. Покупает вся страна", — комментирует представитель компании ADN GROUP Сергей Островский.
Причём продажи растут и по корейскому направлению, которое до сих пор было не так востребовано в России и на Дальнем Востоке.
"Корея — это левый руль. Рынок достаточно маленький, сжатый — там нет такого выбора, как в Японии, и такой прозрачной системы аукционов. Тем не менее, и по корейскому направлению спрос увеличился, потому что после санкций многие автомобили просто неоткуда привезти. Европа отпадает, новую машину не купить, производство встало колом, Америка ввела эмбарго, в Японии действуют ограничения на экспорт в Россию автомобилей стоимостью больше 6 млн иен. Фактически остаются Корея и Китай", — поясняет Сергей Островский.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора подтверждает, что низкие курсы позволяют покупать машины в Корее по очень интересным ценам: "Из Кореи сейчас везут всё подряд — и "немцев", и "американцев". Мы бы тоже занялись этим направлением, тем более что уже работали с ним лет семь назад. Но просто не успеваем — по "японцам" такой входящий объём заказов, что уже не до Кореи, хотя, безусловно, это очень интересно".
Как отмечает собеседник, на японских аукционах представлено большое количество европейских машин премиум-класса с левым рулём, но ограничения на экспорт в 6 млн иен не позволяют покупать такие машины. До шести млн иен можно привезти практически любой автомобиль японского производства.
"Например, буквально сегодня пришёл договор на Toyota Land Cruiser 200 — бензиновый. Стоимость 4 млн рублей. Но с учётом ограничений придётся покупать в более-менее простой комплектации, с велюровым салоном. А в целом сегодня востребованы даже те автомобили, которые было невыгодно завозить раньше", — комментирует Дмитрий Забора.
При этом он отмечает, что имеет смысл покупать автомобили, не особенно популярные на российском рынке, так как в Японии самые востребованные модели поднялись в цене.
"Тот же Toyota Land Cruiser Prado подорожал почти на один млн иен за последние полтора месяца. Рост цен в Японии нивелирует низкий курс. Покупать Land Cruiser Prado сейчас, конечно, выгоднее, чем в начале года, но он стоит не намного дешевле, чем год назад. Поэтому я и рекомендую обратить внимание на не самые популярные автомобили. Например, цены на немецкие машины практически не изменились. Какой-нибудь BMW X3 или BMW X5 можно купить на очень выгодных условиях — разница в цене по сравнению с дилерскими центрами достигает уже не 500-700 тысяч рублей, как раньше, а полтора-два миллиона рублей", — рассказывает Дмитрий Забора.
По словам импортёров, авторынок перестраивается в новых реалиях. Спрос смещается в сторону стран АТР. На этом изменившемся рынке большие перспективы у китайского автопрома — по многочисленным прогнозам, он должен занять место покинувших Россию дилеров из Америки и Европы.
"Автомобили б/у будут привозить из Японии и Кореи. Китайские машины заполнят салоны, которые раньше назывались BMW, Audi и Mercedes — думаю, очень скоро их переименуют в названия китайских брендов, — прогнозирует Сергей Островский. — В случае проседания курса рубля ажиотаж начнёт немного спадать, но в целом, если японцы не введут санкции на вывоз гражданских автомобилей, считаю, это долгосрочный тренд. Мы будем покупать меньше Land Cruiser Pradо и больше "приусов" и "филдеров", но спрос никуда не денется. Людям надо на чём-то ездить".
Отметим, по итогам пяти месяцев 2022 года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 52%, до 318114 единиц, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Доля импортных автомобилей на российском рынке по итогам первого квартала нынешнего года выросла и составила 18,6%. В январе — марте 2021-го этот показатель составлял 16,1%, то есть был на 2,5 процентных пункта ниже.
Главные экономические темы в традиционном бизнес-обзоре ИА PrimaMedia