Какой он — глобальный поворот России на Восток? Чего стоит ожидать и как к нему подготовиться? Какие риски он за собой несет? Об этом в рамках 25-го Петербургского Международного Экономического Форума (6+) на сессии "Поворот на Восток 3.0: Азиатский вектор в экономике" рассказали дальневосточные эксперты, представители бизнеса, логистики, политики и экологии, сообщает ИА PrimaMedia.
Политика
Им — наши ресурсы, нам — их капиталы
О том, как и зачем России поворачивать на Восток через призму политических решений рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Алексей Чекунков. Фото: Виктория Ламзина
"Очевидно, мы не полностью вовлекли в оборот многое из того, что у нас есть и что нужно Азии. В первую очередь это, конечно, природные ресурсы. Сейчас мы занимаемся развитием Северного морского пути. Всего два проекта, "Новатэк" и проект Роснефти "Восток Ойл", ориентированные на Азию, дают $100 млрд ежегодной выручки. По-настоящему сейчас развивается компания "Колмар", которая фактически заново пересобрала южную Якутию. Есть проекты эпохального масштаба, заточенные на эффективный экспорт российских природных ресурсов в Азию.
Мы как-то исторически стеснялись быть сырьевым придатком. Стыдно это? Нет. Мне кажется, это прекрасно. Эти деньги нужно заработать, проинвестировать в развитие человеческого капитала в России", — заявил Алексей Чекунков.
В Азии, в свою очередь, избыток капитала. Капитализация только китайских фондовых рынков, трех основных бирж — $20 трлн, активы банковской системы — более $50 трлн долларов. Назвать компании в России, которые смогли добраться до этих безграничных источников капитала, сложно. Поэтому сотрудничество получается взаимовыгодным.
Алексей Чекунков отметил, что сегодня мы стоим на пороге нового формата совместных предприятий. Современные русско-азиатские предприятия должны быть, по его мнению, более масштабными и задействовать ресурс рынков капитала как акционерного, так и заемного, которые в Азии, безусловно, есть.
"Сейчас надо запастись терпением и сильными компаниями. Это очень важно, чтобы с нашей стороны выступали сильные компании, готовые выходить в новый формат совместных предприятий", — уверен министр.
Все изменилось
Несмотря на имеющиеся сложности и нарушение логистических цепочек, губернатор Хабаровского края, Михаил Дегтярев заявил, что за последние месяцы с начала спецоперации работа не только не замедлилась, но даже стала проходить интенсивнее.
Михаил Дегтярев. Фото: Администрация Комсомольска-на-Амуре
"Мы строим самую длинную в истории и дорогую частную железную дорогу в Хабаровском крае. Мы только наращиваем строительство с Эльгинского месторождения к новому порту в Охотском море, в районе мыса Манорский. Дорога называется Тихоокеанская — порт Эльга. В 2024 году планируем отправить оттуда первый свой балкер мощностью 30 миллионов тонн", — рассказал губернатор.
Михаил Дегтярев также отметил, что регионе нашел инвесторов на два новых универсальных порта на побережье Татарского пролива. Сейчас ведутся изыскания и подготовка к стройке. Наращиваются темпы строительства и на Восточном полигоне РЖД.
"Мы обеспечим предпринимателей провозными мощностями и портами. А уже их дело — что и куда продавать. Ищите, рынок большой. Я уверен, вы справитесь. С дисконтом или без — решайте. Те бизнесмены, кто не повернется на Восток вовремя, будут бедными. А те, кто уже сделали это, как минимум не потеряют свои капиталы, как "Колмар", СУЭК, "Еврохим" и остальные Полюсы и Полиметаллы", — заявил Михаил Дегтярев.
В завершении губернатор добавил еще одну важную мысль: не стоит забывать, что Россия может сама для себя выступить еще одним рынком, куда можно направить высвобождающиеся объемы газа, ведь уровень газификации в стране достаточно низкий, а рынок огромен.
За Владивостоком — будущее
Об уникальных преимуществах Приморья как одного из ближайщих соседей стран АТР рассказал на форуме мэр Владивостока Константин Шестаков.
Константин Шестаков. Фото: Виктория Ламзина
"Что изменилось в Приморском крае и во Владивостоке? Кратно изменился спрос на инфраструктуру на территории региона. Возьмём наши владивостокские порты — изменился подход акционеров и собственников к инфраструктуре, которой они обладают. За последние четыре месяца FESCO, ВМТП, порт Первомайский утвердили свои новые инвестиционные планы, причём очень серьёзные. За Владивостоком — точно будущее, поверьте. А мы с командой готовы сопровождать бизнес по городу", — заверил мэр.
Константин Шестаков уверен: те, кто ещё не осознал необходимость развивать свой бизнес именно на Дальнем Востоке, могут потерять значимый рынок. Упомянул он и действующего губернатора Приморья Олега Кожемяко — как сформировавшего команду, с которой можно начинать свой бизнес в Приморье — хоть в портах, хоть в историческом центре Владивостока.
За Владивостоком — точно будущее, уверен Константин Шестаков
Логистика. Только вперед
О повороте на Восток с точки зрения логистики рассказал директор ПАО "ТрансКонтейнер" Виктор Марков.
Виктор Марков. Фото: Виктория Ламзина
"Ключевая наша задача сегодня — расширение географии нашего присутствия в странах АТР и расширение состава услуг, которые мы предоставляем своим клиентам. У нас функционирует два дочерних общества в Китае — в Пекине и Шанхае. Но в ближайшее время мы планируем существенно увеличить количество филиалов в Китае и покрыть все грузообразующие районы, включая внутренние провинции. В ближайшие два месяца мы откроем офисы в Даляне и Нинбо. Также в планах нашей компании в течение двух месяцев создание 100%-го дочернего общества в Японии, которое будет обеспечивать наш сервис там", — рассказал Виктор Марков.
Он отметил, что в своей активности сегодня не замечает каких-либо ограничений. Компания даже нашла кандидата на позицию руководителя дочернего общества в Японии. Будучи местным жителем, японцем, он с огромным удовольствием взялся за организацию бизнеса с Россией.
Компания также планирует упростить работу с клиентами и предоставлять им сквозной сервис по принципу одного окна. Все расходы и проблемы по консолидации, расконсолидации грузов, взаиморасчетам, оплате тарифов на территории Китая и прочему компания будет брать на себя.
"Расчет будет производиться с нами, а мы с вами уже со своими дочерними обществами, соответственно, проводим транзакции. Уверены, что этот сервис будет крайне востребован для наших экспортеров", — считает Виктор Марков.
Виктор также заметил, что при всем желании поддержать российского производителя контейнеров, отечественного объема индустрии не достаточно: 6-7 тысяч контейнеров в год. Поэтому компания закупает недостающее количество в Китае, где лишь один завод "CIMC" производит 1000 единиц в сутки.
"В планах нашей компании утроить инвестиционную программу по закупке контейнеров и вместо плановых 8000 единиц приобрести в этом году 24 000. С поставкой контейнеров из Китая на сегодняшний день никаких проблем нет. 15 000 контейнеров мы законтрактовали с поставкой в течение двух-трех месяцев", — отметил Виктор Марков.
Финансы. Взаимодействие не будет беспроблемным
Своим взглядом на поворот к Востоку с точки зрения финансового сектора поделилась заместитель президента — председателя правления ПАО Банк "ФК Открытие" Татьяна Нестеренко.
Татьяна Нестеренко. Фото: www.afanasy.biz
"Как уже показал наш опыт, взаимодействие с кредитными организациями Юго-Восточной Азии не будет беспроблемным, и эти проблемы мы уже чувствуем. Были и внезапные остановки расчетов без предупреждений. Нужно к этому готовиться. Что касается инвестиционной политики, то вряд ли нам стоит ждать, что банки будут вкладыватьу нас напрямую, но мы видим перспективы в синдицированных кредитах. И здесь действительно есть потенциал", — считает Татьяна Нестеренко.
Российским банкам эксперт рекомендует изучать азиатскую культуру, банковские нормативы, банковское законодательство стран АТР, искать партнеров на межбанковском уровне.
Одними из основных моментов в финансовом секторе, требующих проработки, являются внешнеторговые операции. Татьяна отметила, что уже сегодня идет речь о скорейшем соединении систем быстрых платежей России с аналогичными системами дружественных стран.
"С Китаем сейчас идет очень тесное взаимодействие, и они активно продвигаются в развитии цифрового рубля. И для нас цифровой рубль — это одна из платежных систем, которая позволит быстрее проводить расчеты", — говорит эксперт.
Еще одно важное направление сотрудничества России и восточных стран в сфере финансов — расчет в национальных валютах.
Экология. На Восток разворачивается не только Россия
О развороте на Восток в спектре климатической политики рассказал эксперт в области изменения климата Владимир Лукин.
Владимир Лукин. Фото: ИА SakhalinMedia
"Климатические действия и климатическая политика в РФ остается актуальной и приобретает новую значимость в связи с разворотом бизнеса в восточном направлении. На Восток сегодня разворачивается не только Россия. Климатическая повестка в целом разворачивается в сторону АТР как основного региона, от которого зависит уже не только амбициозность, но и результативность всех действий по декарбонизации", — отметил Владимир Лукин.
Страны АТР сегодня составляют треть от общей доли выбросов парниковых газов в мире. В одном только Китае ежегодно выбрасывается более 10 млрд тонн CO2. Это значит, что результативность всей климатической повестки будет зависеть от национальной политики Китая и в том числе от тех регуляторных мер, которые будут приниматься в данном регионе.
Эксперт развеял иллюзию о том, что рынки углеродных единиц будут охотно интегрироваться с российскими, и компании России смогут свободно продавать их на собственно углеродных рынках на Востоке. Это мнение Владимир Лукин считает если не ошибочным, то точно недостаточно обоснованным.
Бизнес
Чтобы торговаться с Китаем, надо иметь такую печень, которой ни у кого нет
О том, как бизнес смотрит на перспективу поворота на Восток и как мягко привлечь российских фермеров к более эффективной работе рассказал гендиректор ООО "Забайкальский зерновой терминал" Карен Овсепян.
Карен Овсепян. Фото: Виктория Ламзина
Забайкальский зерновой терминал будет открыт в рамках ВЭФа. Сегодня идет пусконаладка, 15 июля начнутся нагрузочные испытания с зерном. Все соответствует требованиям китайских партнеров. Поэтому они очень долго ждали запуска. Мы, если все пойдет хорошо, в конце года, возможно, займемся работой по морю с Юго-Восточной Азией", — рассказал он.
Отдельное внимание Карен Овсепян уделил сухопутному зерновому коридору (СЗК) — инициативе, которая получила поддержку лидеров России и Китая. В ней задействован не только Забайкальский зерновой терминал, но и один из ключевых игроков рынка — производственная экспортная компания "ЭПТ", которая занимается контрактным производством.
"В ближайшие три года мы дадим $4 млрд плюсом, а потенциал составляет $20 млрд в год. Самое главное — мы не про вывоз из страны, мы про научно-обоснованный подход к увеличению производства. От южного Урала до Дальнего Востока у нас только категорийных пашен числится почти 31 млн гектар, и сегодня они дают 23 млн тонн в год. На основе самого большого со времен СССР исследования, которое мы заказали по районам, ясно, что при имеющихся возможностях сегодня можно без напряжений выйти на производство в 65 млн тонн вместо 23. А в перспективе и больше", — сообщил Карен Овсепян.
В мотивации десятков тысяч частных владельцев всех этих миллионов гектаров земли выращивать больше и эффективнее, уверен эксперт, поможет контрактное производство, которое сегодня является мировым трендом. Он предполагает долгосрочные контракты с производителями.
"То есть это мотивация не через насилие, не через командно-директивные методы, а через объективную монетарную мотивацию в том числе. Мы подписываем 50-летние контракты, делаем долгосрочную программу, которая называется "Севооборот", и ежегодно даем технологическую карту на конкретный год. 50% авансируем от годовой поставки", — рассказал Карен Овсепян, добавив, что финансовые расчеты проходят по авторской методике и отлично себя показывают несмотря ни на какие колебания.
Самое важное, по мнению эксперта, делать именно то, что нужно рынку и понимать, чего он хочет.
"Мы четко знаем: что у нас купят, когда и сколько, какие качественные показатели мы должны оценить. То же самое внутри. И там формула, и здесь. Торговаться с нашими китайскими партнерами за каждый вагон это надо иметь такую печень, которой ни у кого здесь в зале нет. Я это все прошел. Лучше один раз потерять три года на переговоры и добиться того, чтобы была формула, которая постоянно работает. Эта идея доказала свою жизнеспособность", — заявил Карен Овсепян.
Существенное увеличение объемов зерна потребует и изменения инфраструктуры как неотъемлемой части всей системы.
"Мы сейчас реализовываем первую часть утвержденной программы — это семь новых элеваторов вдоль Транссиба, 200 тысяч тонн каждый. Уже в сентябре получим разрешение на строительство на Алтае, в Забайкальском крае. Причем они не занимают станционные пути, у каждого свой собственный парк. То есть состав пришел на станцию, за 40 минут РЖД сделали коммерческо-технический осмотр, отдали нам, мы его забрали, обработали, загрузили или разгрузили и вернули РЖД аналогичным образом", — рассказал эксперт.
У России нет другого выхода, кроме как продолжить свое развитие
О своем опыте работы со странами Востока сегодня рассказала председатель совета директоров АО "Колмар Груп" Анна Цивилева.
Анна Цивилева. Фото: Виктория Ламзина
В силу своей логистической расположенности компания уже давно была ориентирована на Восток. Однако в последнее время она столкнулась с проблемами производства, реализации и сбыта продукции и с ухудшением инвестиционного климата.
"Например, Япония, с которой у нас были заключены долгосрочные контракты и выстроены добрые, надежные отношения, отказалась от покупки российского угля. То же самое произошло и с Южной Кореей. Сейчас мы стараемся выстроить новые отношения и найти новых партнеров. Нашим стратегическим партнером является Китай. Мы активно заключаем контракты и с Малайзией, и с Индией. Эти перспективы нам открывает наш глубоководный терминал в Хабаровском крае, который дает возможность загрузки крупнотоннажных судов", — рассказала Анна Цивилева.
Она отметила, что новые партнерства должны быть прежде всего в интересах самой России, чтобы, уйдя с европейского рынка, страна не стала бы полностью зависима, например, от Китая. Тенденция к этому, по мнению Анны Цивилевой, уже просматривается.
"Китай нам предлагает сейчас существенно дисконтировать наш уголь, причем несправедливо. Из-за ограниченного канала сбыта появляется непродуктивная конкуренция между компаниями. Из-за постоянного дисконтирования Россия недополучает средства в бюджет. Мы не должны реализовывать нашу продукцию любой ценой. Нам нужно отстаивать свои национальные интересы, объединяясь, консолидируясь между собой, между другими поставщиками коксующегося угля", — выразила Анна Цивилева свое предложение.
Затронула Анна и два острых момента, которые могут усложнять работу компании. Она заверила, что уголь будет производиться, и цены его компания будет отстаивать. Но встает вопрос с его транспортировкой, где большое значение имеет развитие Восточного полигона РЖД. Второй проблемой является отсутствие у России своего балкерного флота. Если страны судовладельцы введут по той или иной причине какие-то ограничения захода судов, то все экспортные компании полностью потеряют единственный выход на восточные рынки. Поэтому, по мнению Анны, государству надо или покупать эти суда, или начинать их производить.
"Мы продолжим выстраивать наше сотрудничество и с Китаем, и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. У России нет другого выхода кроме как продолжить свое развитие, но на какие-то острые моменты нам надо не закрывать глаза, а использовать эту ситуацию для развития собственной экономики, собственного производства", — подытожила Анна Цивилева.
Работа на восточных рынках — крайне интересна и увлекательна
О повороте на Восток в свете принципов ESG рассказал гендиректор АО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим", член совета директоров АО "СУЭК" Сергей Твердохлеб.
Сергей Твердохлеб. Фото: Виктория Ламзина
"Мы достаточно давно начали поворачиваться на Восток. Это было неизбежно не только для нас, но и для коллег по цеху. Рынок с ВВП $25 трлн и 4 млрд человек — мощнейший магнит для всех нас. Работа на восточных рынках — это всегда про долгие выстраивания отношений и поиск того, что удовлетворяет конкретного потребителя, конкретного контрагента. Это в полной мере относится к тематике ESG и к климатической повестке, с которой мы очень тесно связаны последние пару тройку лет, — отметил Сергей Твердохлеб.
При работе с восточными рынками, по мнению эксперта, важно учитывать особенность, которая сегодня выходит на первый план. Продвигаться там без серьезной поддержки на высших политических уровнях почти невозможно.
"Мы столкнулись с остановкой всех платежей через восточные банки даже в самых дружественных странах. И только звонок с самого верха дает возможность эту ситуацию разблокировать. Так же и в логистике, и в страховании, и в работе дистрибьюторов этих сетей", — рассказал Сергей Твердохлеб.
Проблему русского дисконта, когда покупка у русских будет дешевле, чем у других, специалист считает неизбежной в ближайшие годы. Но и в этом есть свои плюсы.
"Мы можем предлагать продукцию, которая лучше удовлетворяет потребностям конкретного рынка. Я в этом абсолютно убежден, и мы это делаем. И в том числе это относится к тематике ESG и декарбонизации. Нам вряд ли получится быстро и успешно интегрировать углеродные рынки, но мы можем предложить продукт с пониженным углеродным следом по цене ниже, чем у конкурентов с Запада. За эту низкую цену углерода мы можем реализовать климатические проекты внутри нашей страны", — отметил Сергей Твердохлеб.
По мнению эксперта, подстраивание под потребности восточного рынка даст России возможность решать те же вопросы ESG уже на своей территории.
"Если ты не используешь эти устойчивые практики, то, в общем то, все равно ты никому не нужен. И в этом смысле тематика социального развития и улучшения экологии в регионах, в том числе Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеет колоссальное значение. Развитие социальной среды, инвестиции в социальную инфраструктуру — это, наверное, главный приоритет для нас в ESG. Развивая наше присутствие на Востоке и администрация Хабаровского края, и правительство, и компании двигаются к улучшению условий жизни. Но здесь нужны более радикальные меры в части государственной поддержки", — считает Сергей Твердохлеб.