ВЛАДИВОСТОК, 9 августа, PrimaMedia. Нарушения природоохранного законодательства, допущенные Тихоокеанской мостостроительной компанией при строительстве низководного моста через Амурский залив во Владивостоке, могут стать причиной загрязнения вод залива и гибели редких морских животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Приморского края. Об этом РИА PrimaMedia сказал главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, доктор биологических наук, профессор Владимир Раков.
"При строительстве моста через Амурский залив строители Тихоокеанской мостостроительной компанией допускают отклонения от проекта, нарушают природоохранное законодательство. В нарушение первоначального проекта с двух сторон залива сооружены насыпные дамбы и на его акватории - острова строительных площадок, грунт которых размывается и выносится в залив. Нарушая водный кодекс по речке Седанка в район строительства проходят грузовые автомобили, оставляя в воде не только грунт с колес, но и остатки нефтепродуктов. Это загрязнение отрицательно сказывается на жизни морских животных, среди которых есть и редкие краснокнижные виды, отрицательно влияет на ихтиопланктон, обитающий в заливе, а также на рыб и беспозвоночных животных", - сказал Владимир Раков.
По словам ученого, строители моста идут по пути наименьшего сопротивления, внося изменения в проект без согласования с экологами и комиссией государственной экологической экспертизы, не выносят их на общественные слушания.
"Отсыпка дамбы со стороны Де-Фриза была сделана варварским способом. Поскольку там нет никакого контроля, строители прямо с берега бульдозером сталкивали грунт в море. Почва, кустарники и деревья вместе с корнями были сброшены в воду, и шлейф грязной воды до сих пор тянется далеко по заливу. Как член комиссии государственной экологической экспертизы первоначального проекта и Координационного совета по экологическим проблемам Приморского края, я встречался с проектировщиками моста, высказал им свои претензии. Дело в том, что возведение дамбы оказывает сильное отрицательное влияние на мигрирующие и проходные виды рыб, например, корюшки. Встречая на своем пути дамбу, корюшка будет вынуждена обходить ее или возвращаться назад, явно поменяются пути миграции этой рыбы. Кроме корюшки, сюда заходит сельдь тихоокеанская, нерестилище которой было возле островка Коврижка в Амурском заливе, а в речки, впадающие в Амурский залив, заходит красноперка, кефалевые рыбы – пиленгас и лобан, возле Де-Фриза скапливается камбала, а в районе устья реки Богатой - навага", - сказал эколог.
По мнению ученого, от действий строителей особенно сильно пострадают редкие и краснокнижные виды морской фауны, погибнут устричные рифы.
"В этой части Амурского залива сохранились реликтовые виды морских животных тропического и субтропического происхождения, которые пережили все периоды похолодания, наблюдавшиеся 500 - 300 лет назад. Это ракообразные, двустворчатые и брюхоногие моллюски, некоторые из них включены в Красную книгу. Из них наиболее знакомы всем - рапана, а из ракообразных - рак-богомол, который обитает только здесь. В зарослях морской травы рыбаки промышляют креветок и шримсов. Есть и другие, малознакомые широкому кругу читателей виды, которые не смогут выжить из-за изменения условий существования и находятся под угрозой исчезновения", - добавил Владимир Раков.
Как считает ученый, нарушение природного водообмена может привести к деградации и гибели этой части залива на площади в десятки квадратных километров.
"Когда будет построен мост, его конструкции и отсыпанные дамбы примерно на 15 – 20 % могут затруднить водообмен в отсекаемой части залива с его открытой частью. И если раньше в заливе Угловом в зимний период из-за слабого водообмена резко возрастала соленость воды, то теперь она может быть еще выше, а в летнее время, когда пройдут сильные дожди, тайфуны, она будет сильно понижена. Такие резкие перепады солености воды скажутся на очень многих видах животных. В частности, такие колебания не выдержат трепанги, морские ежи, и вообще все иглокожие (морские звезды, офиуры, голотурии). Кроме того, в заливе Угловом и прилегающих акваториях находятся уникальные морские лечебные грязи. Курорт "Сад-город" почти 100 лет существовал на этих грязях. Теперь этим грязям придет конец, или, по крайней мере, их состав изменится не в лучшую сторону. Лечить ими людей уже будет нельзя, потому что там, кроме лечебной грязи, будут еще простые загрязненные донные отложения или дурно пахнущий ил. Проблема загрязнения акватории усугубляется еще и подводным дюкером, по которому на Де-Фриз перекачиваются городские сточные воды, которые при аварийных ситуациях также попадают в Амурский залив", - сказал океанолог.
По словам ученого, строители ТМК не прислушиваются к мнению специалистов – экологов.
"Нас не пускают на стройку для проведения измерений степени загрязнения воды, и мы вынуждены определять ситуацию с помощью косвенных методов. Мы пытаемся отбирать пробы планктона и донных животных, где это возможно вблизи дамбы. Если обнаружится загнивание воды, цветение токсичных водорослей, погибшие животные - мы отдадим эти пробы также другим специалистам, и постараемся разобраться с нарушениями при строительстве моста. То, что стройка там ведется с нарушениями, совершенно очевидно. Есть Конституция Российской Федерации, Водный кодекс, Красные книги, закон об охране окружающей среды, закон об экологической экспертизе, закон о животном мире, где речь идет о редких и охраняемых видах, закон об охраняемых природных территориях – все эти законы нарушаются руководителями Тихоокеанской мостостроительной компании, на что им неоднократно указывали приморские экологи", - добавил Владимир Раков.
Строители полностью отрицают свою причастность к "убийству" водной акватории близ Владивостока.
Как сообщил корр. РИА PrimaMedia заместитель генерального директора Тихоокеанской мостостроительной компании по строительству Сергей Собин, строительство моста через Амурский залив никакого вредоносного воздействия на окружающую среду не оказывает.
"Экологи утверждают, что строительство моста через Амурский залив может нанести вред экологии акватории залива, но у них нет доказательств, поскольку они не проводили исследований, не подсчитывали, образно говоря, количество погибших рыбок. Они говорят, что их не пускают на объекты, но, по-моему, это просто игра слов. У нас масса контролирующих организаций – Ростехнадзор, Роспироднадзор, Комитет по пользованию водными объектами. Все приезжают, проводят мониторинг, и вопросов ни у кого нет. Более того, мы содержим соответствующую структуру, "Чистые моря", которая нанимает на работу специалистов из лабораторий Владивостока, они ежемесячно проводят мониторинг воды в районе строительства на мутность, на цветность, множество других параметров, и там четко определено, что никакого вредоносного воздействия на окружающую среду стройка не оказывает", - сказал Сергей Собин.
По его словам, сооружение дамбы, вызвавшее наибольший протест экологов, полностью согласуется с проектной документацией, в которую необходимые изменения вносятся по ходу строительства.
"Есть проектное решение, которое мы исполняем, изменения в рабочей документации согласованы со всем участниками строительное комплекса – заказчиками, проектировщиками. Отсыпка дамбы, о которой сегодня все кричат, никаких негативных последствий не вызывает. Отчеты по проведенным исследованиям показывают, что превышений предельно допустимого уровня замутненности не зарегистрировано. Я каждый день бывают на этой дамбе, там вокруг нее в воде множество всевозможной нерестовой мелочи плавает, медузы, крабики ползают по камням, но никто не всплыл кверху брюхом. Объективно доказано, что по растворенному кислороду, по железу, по PH, по взвешенными веществам, по кадмию, свинцу, ртути, нефтепродуктам –превышений нет!", - сказал заместитель гендиректора.
Как утверждает один из руководителей строительства, из-за строительства моста в заливе Угловом не может произойти нарушение водообмена.
"Давайте проведем простой эксперимент. Отложите каким-либо способом 4 километра 300 метров, то есть длину моста, и потом из него вычтите 500 метров. Именно такую долю составляют в сумме 63 опоры и два островка, то есть площадки, отсыпанных нами в заливе для производства строительных конструкций. Ясно, что они не могут перегородить Амурский залив ни на половину, ни на четверть, поэтому реальной опасности заболачивания залива нет", - сказал Сергей Собин.