Политическая неделя оказалась богата на открытия. Партии стали публиковать списки своих кандидатов на выборы в Думу Владивостока. По приблизительным подсчетам, в них примут участие около 200 человек. Но интересно не количество и даже не качество претендентов, а их распределение по округам.
В то же время, технологическое обслуживание думской кампании и отдельных электоральных проектов ставит под вопрос эффект от этих самых проектов. В дело пустили партии-спойлеры и медиа, которые совершенно не попадают в задачи и аудиторию. Совладелец компании ДНС и, если не главный, то самый ресурсный либерал Приморья Дмитрий Алексеев ответил за присоединение к, в целом, провластному "Блоку Шестакова". Быстрая реакция и проскальзывающая эмоция показывает, что решение, скорее всего, далось не совсем легко и безболезненно. Ну и все это немножко орошено сбоку июньским ливнем.
Округа поделены, осталось только проголосовать...
Партии начали публиковать списки своих кандидатов на выборы в Думу Владивостока. Переход на мажоритарную систему привел к появлению 35 округов вместо былых 17. А это значит, что количество участников кампании удвоилось, превратившись из множества в великое множество.
Соревноваться меж собой будут представители всех пяти парламентских партий (ЕР, КПРФ, ЛДПР, СРЗП и Новые люди), а также Казачьей партии Российской Федерации, Коммунистической партии Коммунисты России. Сюда же стоит частично засчитать "Блок Шестакова" (пул провластных кандидатов, который ведет в Думу мэр Владивостока). Наверняка, реестр еще не полон, и кто-то присоединит к этому длинному составу еще одну теплушку с кандидатами. Но даже сегодня, по приблизительным подсчетам, их около 200.
Среди сонма поползновенцев на депутатский мандат найдется разве что пару десятков людей, реально известных и знакомых широкой публике. Большинство партий бросило в горнило "техников", главная задача которых — отбыть свой номер и не мешать кому не надо.
Основные перипетии, как всегда, стоит ожидать в противостоянии кандидатов "Единой России" и КПРФ. Сверив списки, становится понятно, что ждать интриги не от кого и не от куда. У сильных единороссов на округах нет в соперниках сильных коммунистов. И наоборот. Разница лишь в пропорции, в которой партия власти побеждает с многократным перевесом.
Кто будет противостоять кандидатам от "Единой России" и "Блоку Шестакова" на самом обсуждаемом голосовании в Приморье
Большой вопрос — можно ли вообще говорить о сильных кандидатах в отношении КПРФ? Под ними в данном случае подразумеваются действующие депутаты Гордумы. Причем, из числа "молчунов". Активисты из "самсоновского" крыла среди выдвиженцев не замечены. А ведь именно это крыло, пусть и наиболее радикальное, в прошлом году замахнуло коммунистам протестные голоса.
В то же время у ЕР округов, где она не выставила сильных кандидатов, гораздо больше числа "сильных" коммунистов. Очевидно, что эти пустоты предназначены под представителей "Блока Шестакова" и по остаточному принципу — другим политическим объединениям.
Что касается этих самых "других", здесь какая-то ойкумена ноунеймов. В списке СРЗП (утвержденном, но не опубликованном), наиболее известен общественник Максим Ананьев, который попал на округ №13.
На этот же округ претендует председатель приморского отделения "Новых людей" Владомир Рассадин. Ранее депутат Госдумы от НЛ Роза Чемерис твердо заверила читателей своего ТГ-канала (12+), что партия намерена очень серьезно побороться за кресла в Думе Владивостока. Взять сразу "несколько мест". Депутат пообещала лично обойти с кандидатами "каждый закоулок их избирательных округов". Правда, список кандидатов от "Новых людей" не то, чтобы свидетельствует о серьезных намерениях. Большая часть из выдвиженцев — студенты, которым в сентябре предстоит сесть за университетские, а не думские парты. В списке не оказалось популярных владивостокских блогеров Марины Першиной (ака "Дерзкий Владивосток") и Дмитрия Ковзана (ака Fatality), которые участвовали в прошлогодней кампании НЛ в ЗСПК.
Единственным более-менее заметным участником стал как раз Владомир Рассадин, которому еще придется побороться со справедливороссом. К тому же пока неизвестно, кого заведет на эту территорию КПРФ — это единственный округ, по которому коммунисты еще не приняли решение (второй этап конференции намечен на 2 июля).
Также 2 июля планирует провести конференцию местная ЛДПР. Сегодня у партии один депутат в ЗС ПК и два— в Думе Владивостока. Учитывая вызовы, стоящие перед либерал-демократами, возможно, главная задача на обозримое будущее — не растерять достигнутого.
"
Мы видим, что выборы пытаются сделать максимально спокойными, тихими и без интриги. Для этого, по всей видимости, партию КПРФ в Приморье сначала ослабили, и потом и, вероятно, с ней договорились
, — считает политолог Вячеслав Беляков. —Так что кампания будет вестись максимально тихо с упором на точечную мобилизацию и с попыткой максимально снизить общую явку. Но есть нюансы. Можно сколько угодно уславливаться со всеми партиями и кандидатами, но нельзя договориться с избирателями. Всегда может случиться так, что мнение существенного количества людей не будет совпадать с условной "расторговкой". Кстати, когда явка низкая, такие истории случаются чаще всего. В случае с Владивостоком, судя по всему, стоит ждать 1300 голосов на округ. Отсюда наличие даже 200 протестно заряженных людей достаточно, чтобы перевернуть результат".
Владивостокское техно
По сведениям ИА PrimaMedia к избирательной кампании провластных кандидатов во Владивостоке привлечена команда известного политтехнолога Ильи Митькина в режиме "карт-бланш в обмен на результат". Это косвенно подтверждается и узнаваемой стилистикой ведения кампании, где акценты делаются на "расторговку" округов, а также на использование "старорежимных" политтехнологических приемов. Однако, как отмечают эксперты, в обновленной избирательной системе трюки прошлого вряд ли будут эффективны, а их использование, скорее, свидетельствует об имитации бурной деятельности, чем о стремлении достичь результат.
Об особенностях предвыборного момента в осмысленном, традиционном и не ангажированном обзоре ИА PrimaMedia
Так, даже получив в качестве политического паровоза главу города Константина Шестакова, такой ценный и штучный ресурс используется с удручающе низким КПД. Так называемый "Блок Шестакова" — перспективный предвыборный проект. В нем 15 человек, большая часть которых имеет действительно хорошую репутацию и успешный бэкграунд.
Проблема лишь в том, что этим людям, собравшимся вместе, нечем толком заняться, кроме как сниматься в дорогостоящих агитационных видеороликах. "Блок Шестакова" забыли наполнить чем-то содержательным.
Технологическое сопровождение кампании также сводит на нет электоральную привлекательность проекта и обнажает его "родовые травмы". В частности, попытку вместе с "рыцарями без знамён" провести в Думу единороссов, не желающих особо афишировать партийную принадлежность. Техника такой маскировки не только противоречит партийной этике, но и в принципе сдана в склад архаичных политических инструментов.
Примечательно и то, что месседж, который несёт команда Шестакова (хотя бы тот, что она существует), транслируется через узкую группу медиа каналов: наружная реклама, экраны в автобусах и радио, принадлежащие одному-двум участникам местного медиа рынка. В то же время полностью игнорируются остальной арсенал информационных дистрибьюторов, включая, казалось бы, наиболее актуальный и подходящий — Интернет-СМИ, социальные сети и новые медиа.
Опять же, такой подход может играть на руку только одному-двум участникам местного медиа рынка, в то время как реальный потенциал проекта остаётся не в фокусе таргетинговой группы — молодого и креативного класса, которое давно ушло в Сеть. Странности в технологическом сопровождении блока ведут к тому, что набранный Шестаковым репутационный заряд уйдёт в землю.
И, как писал классик, рука в широком замахе ударит по воздуху.
Также политические ТГ-каналы (12+) не обошли вниманием вступление в борьбу за депутатские кресла Казачьей партии Российской Федерации и Коммунистической партии "Коммунисты России". Обе, но в разной форме, дублируют КПРФ. Одна — по аббревиатуре, хотя идейно является антиподом КПРФ, другая — по идеологии. Очевидно, что размывать протест попытаются не только договоренностями с КПРФ и не только "Блоком Шестакова", но и старой-доброй технологией партий-спойлеров, которая в текущем периоде выглядит больше старой, чем доброй.
По мнению экспертов, применение данного инструмента к выборам во Владивостоке, как минимум, избыточно.
— Кампания в Думу Владивостока — не такая уж резонансная. Есть большое сомнение в целесообразности подобных технологий, особенно при мажоритарной системе, когда люди голосуют за конкретных кандидатов, а не за партии, — говорит политолог Виктор Бурлаков.
Поворот туда
Самый известный и богатый приморский либерал, совладелец компании ДНС и член Партии Роста Дмитрий Алексеев объяснил, почему примкнул к "Блоку Шестакова". В ответ на общественный запрос и некоторые упреки в "переобувании" бизнесмен опубликовал пост, в котором по пунктам разложил свою позицию. А именно, что "нет никакой политики в "выборах в Думу Владивостока", что на муниципальном уровне "нет никакой самостоятельности", что единственная польза от выборов — сформировать общую с мэрией команду для извлечения максимального эффекта от федеральных проектов, что "Шестаков — хороший мэр" и что "сам я никуда не избираюсь, а Партия Роста в сентябре не будет выдвигать своих кандидатов".
Как известно, "парламент — не место для дискуссий", а муниципальная Дума — не место для политики. Действительно, мысли великих людей сходятся. И либерализм у нас столь же суверенен, как демократия.
Президент DNS Group подчеркнул, что в приморской политтусовке его вообще считают "скрягой"
Если репутация Алексеева, как общественного деятеля и мецената, стабильно крепка, то с политической репутацией не все так просто. Претензии к Алексееву объяснить достаточно легко. Долгое время он служил примером либерализма с человеческим лицом, контактировал с несистемной оппозицией, пока это не стало уголовно порицаемо, вступался в защиту системной оппозиции, ходил на митинги. В общем, прощупывал границы дозволенного, пока не уперся в пресловутые красные линии (ну или красные линии не уперлись в него). И, если раньше бизнесмен капитально дистанцировался от действующей власти, то теперь в некотором смысле пришел ей на помощь, став самым обсуждаемым после, собственно, Шестакова членом мэрской команды.
В то же время, политолог и политобзреватель Ольга Кишаковская отметила, что "противоречий в действиях Дмитрия Алексеева нет".
"Он действует в тех обстоятельствах, которые есть, — говорит эксперт. — Надо помнить, что Алексеев — достаточно прагматичный предприниматель с большими деньгами и возможностями. Как и его соратники, которые заходили во власть. Если посмотреть на ДНС за последние годы, то что мы видим? После ритейла они зашли в логистику, в производство стройматериалов, в мало— и среднеэтажное строительство, пробовали себя в продуктовом ритейле, в деревообработке — это не очень получилось, но тем не менее. То есть Алексеев все-таки не столько бегал по митингам, сколько занимался бизнесом. Да, он хочет сохранять свое присутствие и влияние в политике, и он его сохраняет так, как может. Для региона в целом лучше "Блок Шестакова", чем переезд головного офиса ДНС в Казахстан или Армению".
Мокрый вторник
Владивосток пережил первый за лето серьезный ливень. Такие события традиционно считаются испытанием для городских властей. Учитывая, что политический вес мэрии в предвыборное время значительно потяжелел, проверка водой просачивается в политическую плоскость и поддается углубленному рассмотрению.
Коротко о самом ливне, который прошел утром во вторник, 28 июня, и в котором, в общем-то, не было ничего выдающегося. В городе выпало 76 мм осадков — где-то две трети месячной нормы. Традиционные места подтоплений остались таковыми — проезды под мостами на Фадеева и Столетии, в районе Зеленого острова, улицы Космонавтов, на Пограничной у стадиона "Динамо" и так далее. Стоит отметить, что с большинства мокрых точек вода ушла довольно быстро. Ливневки к полудню справились со своей задачей. Осложнения возникли на городской периферии: на улице Нефтеветка, 4а затопило квартиры первого этажа, на Карьерной — проезд и придомовую территорию. Но, в целом, уже к вечеру тема дождя потеряла интерес большинства жителей и выветрилась из повестки.
СММ-специалисты, мониторившие соцсети в период непогоды, рассказали корр. ИА PrimaMedia, что общий тон комментариев ожидаемо имел критично-ироничный характер. В то же время, он оказался мягче, чем в прошлые "испытания водой и снегом".
Можно считать, что мэрия удачно отработала кризисную повестку в медиа, оперативно показав работу своих служб. Глава Владивостока Констанин Шестаков за несколько часов опубликовал в своем ТГ-канале (12+) четыре "специальных репортажа". Мэр побывал на точках, где непогода набедокурила сильнее всего. На Пушкинской, где на дорогу сошел сель, у "Динамо", на Авроровской и на Космонавтов. Куда бы не приезжал Шестаков, большая вода либо уже "полностью ушла с этой улицы", либо "через полчаса её уже не будет". Может, у ливневок сработал чиновничий инстинкт "начальник едет" и они везде стали справляться.
Тяжело сказать, что на что повлияло — приезд мэра на хорошую работу ливневок или хорошая работа ливневок на приезд мэра. Но и то и другое можно рассматривать явлением позитивным. По крайней мере, в таких деликатных для имиджа городской власти испытаниях. Непредсказуемые климатические условия постепенно перестают быть фактором влияния на предвыборные общественные настроения. Если, конечно, работа с водой превратится в тенденцию, а не останется частным случаем.