Строительство и реконструкцию пунктов пропуска на границе с КНР в Приморье в очередной раз раскритиковал полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. На совещании по вопросам национальной безопасности в ДФО под руководством секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, он привел данные о том, что из 80 пунктов пропуска на Дальнем Востоке функционируют 58, и почти все находятся в ненормативном состоянии, сообщает ИА PrimaMedia.
"Более 80% грузопотока проходит через 12 пунктов пропуска, реконструкция которых является приоритетной. На их модернизацию и техническое оснащение деньги Минтрансу выделены, тем не менее по целому ряду пунктов сроки строительства постоянно переносятся", — пояснил Юрий Трутнев.
Он привел в пример автомобильный пункт пропуска "Пограничный", где работы ведутся уже почти 11 лет, с 2011 года. Новый срок завершения — четвертый квартал 2024 года. Аналогичная ситуация по морскому пункту пропуска "Находка", где работы ведутся с 2011 года, а планируемый срок завершения указан в четвертом квартале 2023 года. На сегодняшний день контракты расторгнуты и новые не заключены. Уже несколько переносов сроков было по автомобильному пункту пропуска "Полтавка", который планировали завершить в 2024 году. Новый срок — четвертый квартал 2026 года.
"Я могу этот список продолжать. Он достаточно длинный. Но мне кажется, достаточно сказать, что в 27 пунктах пропуска по девяти расторгнуты договоры, что характеризует качество управления строительством со стороны Министерства транспорта. Здесь надо наводить порядок. Считаю, что решение вопросов транспортировки экспортно-ориентированных грузов сегодня является важнейшей задачей для развития экономики страны. Оно обеспечит устойчивость в условиях санкционного давления", — заявил полпред.
Вице-премьер: Это показывает отношение ответственных лиц к людям. И чиновники, которые такое допускают, должны за это ответить
Неутешительные цифры по состоянию погранпереходов полпред привел после слов секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева о том, что большинство пунктов пропуска построены более 20 лет назад и не подвергались ремонту и модернизации — "только 9 из 80 пунктов пропуска соответствуют нормативным требованиям". При этом Патрушев заявил, что такая ситуация является сдерживающим фактором в развитии внешнеторговой деятельности и экономики Дальнего Востока и ее надо срочно исправлять.
Напомним, в Приморье реконструкция пунктов пропуска тянется с 2011 года. Тогда на работы по МАПП "Краскино" было потрачено 897,4 млн рублей, а по "Пограничному" — 582,4 млн рублей. Но ни один объект не был до конца закончен. Хотя пункты пропуска были частью международного транспортного коридора "Приморье-1", условия и инфраструктура там сейчас далеки от удовлетворительных. После критики Юрия Трутнева в 2021 году в Приморье было возбуждено уголовное дело по факту оплаты невыполненных работ по государственным контрактам на обустройство автомобильного пункта пропуска Краскино.
В прошлые годы водители большегрузов не раз просили власти навести порядок в этой сфере. После введения ограничений со стороны КНР во время пандемии коронавируса среди перевозчиков вспыхивали недовольства и забастовки. Очереди около погранпереходов растягивались на несколько километров. Тогда в регионе ввели пропускную систему и электронные очереди, что немного сняло напряжение. Позже эту систему отменили.