ВЛАДИВОСТОК, 14 августа, PrimaMedia. Уникальное географическое положение Владивостока – на перекрестке торговых путей всего мира – создает важнейшие конкурентные преимущества для развития города и края. Значительная роль в развитии транспортной составляющей экономики Приморья отводится аэропорту Владивосток. После завершения масштабных работ по строительству нового терминала и аэродромной инфраструктуры аэропорт Владивостока станет мощным международным транспортным узлом. Генеральный директор компании Максим Четвериков уверен, что и жители, и гости Приморья уже оценили начавшиеся преобразования. Об этом говорит и возросший пассажиропоток, и число визитов российских и зарубежных делегаций с предложениями о сотрудничестве.
У аэропорта Владивостока – большое будущее. В этом Максим Четвериков даже не сомневается. Энергичный, со здоровыми амбициями, четко видящий перед собой цель, он движется к ней, и уверено ведет за собой коллектив. О том, как ему это удается, генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Владивосток" рассказал корр.PrimaMedia.
- Максим Геннадьевич, позади первое полугодие текущего года, впереди профессиональный праздник – День Воздушного флота России. Это два своеобразных рубежа. С какими результатами компания подошла к ним?
- Уверен, что профессиональный праздник коллектив будет встречать в хорошем настроении. Буквально пару недель назад подвели итоги работы в первом полугодии и уточняли планы деятельности предприятия на второе полугодие.
Первые шесть месяцев 2010 года по достигнутым результатам оказались более успешными, чем мы рассчитывали. По основным показателям общее перевыполнение плана составляет порядка 10%. Если сравнить с показателями прошлого года, выручка предприятия увеличилась почти на 50%. Прибыль выросла на 32% и в фактическом выражении составила 24 млн рублей. На 20% выросла производительность труда. При этом объем перевезенных пассажиров составил порядка 570 тыс. человек.
Здесь стоит заметить, пассажиропоток стал расти лишь с наступлением весны, а к середине мая, когда у людей отпуска и каникулы, вошел в пиковую фазу. За полугодие план по перевозке пассажиров ОАО "МАВ" перевыполнило на 8%. А впереди еще август, осенние месяцы. Поэтому можно смело прогнозировать, что в этом году мы не только превысим показатель в один миллион перевезенных пассажиров, но и выполним поставленные задачи – по плану на 2010 год пассажиропоток составит 1 млн 250 тыс. человек.
Одним словом, итоги полугодия говорят о том, что предприятие уверенно развивается.
- Аэропорт активно внедряет новые услуги. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы сегодня предлагаете клиентам и партнерам?
- На внутренних воздушных линиях открыт зал повышенной комфортности на 30-35 человек. Для их удобства мы предусмотрели прекрасный бар, доступ в Интернет, доставку на борт самолета VIP-автобусом. Главное отличие нашего зала повышенной комфортности в том, что пассажир может воспользоваться его услугами после того, как пройдены технологические моменты контроля, а не наоборот. Такое решение делает пребывание в аэропорту гораздо более удобным и безопасным.
С тем же вниманием мы относимся и к комфорту наших партнеров – авиакомпаний. В апреле у нас начала работать служба аэронавигационного обеспечения полетов. В июле мы предложили авиакомпаниям предполетный досмотр экипажей. Медпункт Международного аэропорта Владивосток находится в аэровокзале, что очень удобно для экипажей.
В июне аэропорт начал самостоятельно обрабатывать багаж. Для этого были приобретены, смонтированы и запущены все необходимые средства механизации. В сентябре-октябре мы начнем опытную эксплуатацию по обработке грузов.
Уже провели конкурс по выбору лизинговой компании: запланировано приобретение восьми единиц техники на сумму 110 млн рублей, аэропорт серьезно готовится к наступлению зимы, и сложные климатические условия не станут помехой в работе авиапредприятия. Во втором полугодии приобретаем дополнительно две снегоуборочные машины, машину для распыления реагента на ВПП, аэродромный пылесос.
- А как обстоят дела со строительством терминала и аэродромной инфраструктуры?
- Одним из очень важных для нас моментов стал запуск временного пути руления. Он включает магистральные и вспомогательные рулежные дорожки. Открыта стоянка ПОЖ, предназначенная для обработки судов противообледенительной жидкостью.
Что касается строительства терминального комплекса – полностью завершены работы по цокольному этажу, по формированию свайного поля и ростверков. Об этом много говорилось, находились скептики, которые сомневались в возможности выполнения работ в указанные сроки. Конечно, сложностей на начальном этапе было достаточно: место для строительства выбрано непростое – полностью отсутствовали коммунальные сети, грунты имели сложную характеристику, работы начались в преддверии холодов. В этот же период шло формирование разрешительной документации и окончательного проекта всех работ. Сейчас этот рубеж уже преодолен, темп работ по монтажу каркаса терминала возрос почти в два раза. Теперь ведутся работы по монтажу наружных стен и перегородок внутри терминала. К декабрю здание терминала будет выведено под теплый контур, начнется разводка внутренних коммуникаций. Эти планы вполне реальны.
Немалый объем работ выполнен и по строительству аэронавигационного командно-диспетчерского пункта. По своим технологическим требованиям здание КДП является высотным, его высота составляет 32 метра. В конце июля на этом объекте уже закончены свайные и фундаментные работы, сейчас идет монтаж первого этажа.
Кроме того, выполнена часть работ по строительству ограждений и патрульной дороги вокруг аэродрома, что соответствует современным требованиям авиационной безопасности.
- Вы затронули тему обработки грузов, а недавно УФАС по Приморскому краю опубликовало пресс-релиз о том, что ОАО "МАВ" создает необоснованные препятствия ООО "Аэро-Груз". Можете прокомментировать эту ситуацию?
- Причина появления подобной информации очевидна: это неизбежное следствие конкурентной борьбы, которую мы сейчас наблюдаем между компаниями, работающими на территории аэропорта.
"Аэро-Груз" – компания-оператор по обработке грузов, работающая здесь уже не первый год. В то время, когда авиапредприятие было единым, "Владивосток Авиа" не стремилось развивать услуги по обработке багажа и грузов, единственным оператором их оказывающим, был "Аэро-Груз". И в 2008 году – начале 2009 года аэропорт за обработку багажа ежемесячно платил порядка 300-400 тыс. рублей в месяц. Это немалые расходы. Но попытки выстроить взаимовыгодное сотрудничество, заключить договор с оператором, что предусмотрено постановлением Правительства № 599 от 27 июля 2009 года, успехов не принесли.
Мы несем расходы на оплату аренды федерального имущества – взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перрона, очистных сооружений. Нежелание "Аэро-груз" взаимодействовать с аэропортом, учитывая его бизнес-интересы, заставило нас искать альтернативный способ оптимизации расходов. Определив инвестиционные затраты, изучив технологический процесс, мы пришли к выводу, что нам выгоднее вложить деньги и самостоятельно освоить этот вид бизнеса. Багаж мы уже обрабатываем. К обработке грузов будем готовы приступить в сентябре. Месяц-два будем обкатывать технологию.
Что касается жалоб на действия ОАО "Международный аэропорт Владивосток" – за последние два месяца их было шесть. Но жалуются не авиакомпании-перевозчики или коммерческие структуры, работающие на территории аэропорта. Было четыре жалобы от "Аэро-Груз" и две – от "Владивосток Авиа". Те дела, которые рассматриваются в приморском УФАС, мы опротестовываем и успешно выигрываем в суде. Однако для упорядочивания ситуации, ОАО "МАВ" обратилось с письмом к руководителю Федеральной антимонопольной службы России Игорю Юрьевичу Артемьеву с просьбой провести проверку работы регионального УФАС по фактам правомерности возбуждения и рассмотрения дел в отношении аэропорта.
- Рубеж июня и июля оказался богат на посещение Владивостока первыми лицами страны. Все они очень хорошо отзывались о развитии аэропорта, перспективах, строительстве. В чем вы видите причину этого успеха?
- В стратегии, которая направлена на развитие аэропорта за счет привлечения к сотрудничеству различных авиаперевозчиков. Поэтому за прошедшие полтора года мы часто встречались с представителями российских и иностранных авиакомпаний.
В ноябре 2009 года в аэропорту Владивостока стали базироваться два воздушных судна – аэробусы А-320. Это позволило изменить тарифный уровень в приемлемую для жителей дальневосточного региона сторону. Удалось привлечь к совместной работе авиакомпанию "Сибирь" (бренд S7 Airlines). С октября она дважды в неделю будет выполнять полеты из Владивостока в Токио и Пекин.
Нам удалось решить вопросы по допуску аэропорта к обслуживанию широкофюзеляжных воздушных судов аэробус А-330 и Boeing777. Удалось запустить аэропорт для обслуживания такого воздушного судна как Airbus А300-600 авиакомпании Korean Air. Допуск аэропорта к широкофюзеляжным судам позволил расширить предложения в адрес авиакомпаний, увеличить количество перевозимых пассажиров, и это сразу сказалось на доходах ОАО "МАВ".
- Общение с Вами показывает, что ситуацией в своем бизнесе вы владеете, как элементами высшего пилотажа. А в коллективе вы какой?
- Я руковожу авиационными коллективами уже более 10 лет и вижу, как развиваются предприятия, как работают люди. На мой взгляд, идеальный вариант - поощрять тех, кто работает с отдачей, стремится к выполнению поставленных задач, заинтересован в получении результата, и расставаться с теми, кому работа неинтересна. Я думаю, этот принцип взаимодействия с командой понятен каждому руководителю, который стремится к достижению большой цели.
Причем, говоря о цели, я имею в виду, что она будет обязательно достигнута. Процесс мне мало интересен.
- Итак, вернемся к тому, с чего начали. Впереди День Воздушного флота России. Что пожелаете коллективу, коллегам и партнерам?
- Всем работникам Международного аэропорта Владивосток желаю терпения, профессионализма и помнить, что все достижимо! Желаю здоровья – без него работать с отдачей просто невозможно. Очень хочется, чтобы в работе сотрудники аэропорта не забывали о своих семьях – вторых половинках, детях, родителях. Ведь семья – это тыл, это отдушина. Именно от отношений в семье зависит и успех в работе.
Сотрудникам красноярского аэропорта "Емельяново" и его директору Олегу Шпагину, сотрудникам иркутского аэропорта и его руководителю Константину Былинину, коллективу аэропорта "Шереметьево" и генеральному директору Михаилу Василенко, другим моим коллегам, желаю исполнения всех намеченных планов и целей. Также хочу сказать им "Спасибо!" за вклад в российскую авиацию. Надеюсь, что развитие отечественной транспортной отрасли будет и дальше осуществляться теми темпами и в те сроки, которые ставит перед нами руководство страны. Всем профессионализма, успеха в делах, надежных партнеров и высокого неба над головой.