Министр здравоохранения Приморского края Анастасия Худченко рассказала о лекарственном обеспечении льготников и тех, кому положены медикаменты за счет средств регионального бюджета, назвав суммы, которые выделяет краевое правительство. А также в интервью ИА PrimaMedia пояснила, что такое электронный рецепт и в чем польза этой системы для пациента.
— Анастасия Геннадьевна, ситуация на льготном лекарственном рынке из года в год в центре внимания. В ряде регионов сегодня фиксируется дефицит и рост стоимости лекарств. Какова на сегодняшний день ситуация с лекарственным обеспечением в Приморье?
— Запас лекарственных препаратов для льготной категории граждан у нас составляет от 6 до 8 месяцев, а по некоторым категориям — имеется практически годовой запас.
Есть лекарственные препараты и для обеспечения пациентов в стационарах, и в поликлиниках — для оказания неотложной помощи. Нашими медицинскими организациями все закупочные процедуры проведены своевременно и у них есть необходимые лекарственные препараты для оказания полного объема медицинской помощи, в том числе высокотехнологической.
Для обеспечения льготных категорий граждан закупку препаратов осуществляет само министерство здравоохранения Приморья. В этой категории у нас состоялись практически все закупочные процедуры, и даже по тем препаратам, где есть дефектура (отсутствие в аптеке необходимой дозировки или наименования— прим.ред.), сегодня имеются аналоги данных препаратов, которые позволят их заменить.
Есть розничная торговля медикаментами — это то, что покупают наши граждане самостоятельно. Здесь может отмечаться небольшой дефицит некоторых импортных препаратов, но обязательно есть отечественные аналоги. Того ажиотажного спроса, который был у нас в марте-апреле этого года — его уже нет. Более того, аптечные организации отмечают падение спроса, потому что люди приобрели лекарств с запасом и сейчас продажи снижаются.
— Можем ли назвать препараты, которые у нас сегодня в стойкой дефектуре? И когда этот вопрос может быть решен? В чем сложности?
— Да, есть дефектуры по отдельным формам выпуска лекарственных препаратов. Вот, к примеру, сейчас в крае нет галоперидола в масляном растворе, но он есть в таблетках и в простом растворе. То есть, можно уверенно сказать, что у приморских врачей есть определенный арсенал по всем группам лекарств, который позволяет подобрать пациенту аналог того или иного препарата.
И еще — это важно — если человек-льготник обратился за рецептом на лекарство, врач проверяет в системе наличие этого препарата и дозировки. Специальная информационная система позволяет отследить наличие того или иного препарата в аптеке и на складе.
Еще бывает краткосрочная дефектура — на уже отсроченные рецепты — это когда препарат выписан, но пациент не сразу за ним пришел, и препарат уже забрали. Тогда требуется подождать очередного завоза в аптеку препарата. Но все такие рецепты Минздравом региона контролируются в ручном режиме. Специалисты стараются, чтобы в самый короткий срок пациент был обеспечен или этим препаратом, или его аналогом.
Случается и стойкая дефектура — это когда, к примеру, не сыграла закупка, никто не вышел на аукцион или поставщик нарушает свои обязательства. Сейчас, к счастью, такие случаи случаются все реже.
— Скажите, сегодня выписка рецептов идет ежемесячно или пациенту выписывают лекарства сразу на полгода?
— Вообще, пациент имеет возможность сегодня получать лекарства на период от 1 до 6 месяцев. Средний период — 3 месяца. Все зависит от того, как часто пациенту необходимо врачебное наблюдение и консультации по тактике лечения или ее корректировка. Если корректировка не частая, в этом случае возможна выписка на более длительный срок. Если пациент приходит в поликлинику и корректирует свое лечение раз в месяц или раз в два месяца, то здесь и выписка льготных рецептов происходит чаще.

Пилотный проект будет реализован уже к концу ноября 2022 года в семи районах края
— Как в целом обстоит финансирование льготников, закрывают ли выделяемые средства реальные потребности?
— Начну с того, что в этом году на лекарства мы получили рекордное финансирование из краевого бюджета — 1 млрд 800 млн рублей. Финансирование на краевых льготников с 2018 года по настоящее время увеличивалось ровно в два раза.
И мы действительно обеспечиваем краевых льготников всеми необходимыми лекарственными препаратами, в том числе и дорогостоящими.
К примеру, у нас есть закупки и для детей, и для взрослых по индивидуальным показаниям. Мы приобретаем в связи с жизненной необходимостью препараты стоимость которых достигает на курсовое лечение 20 млн рублей. Естественно такие закупки индивидуальные, они совершаются по решению лечебной комиссии.
К краевым льготникам относятся граждане, которые не являются инвалидами, как федеральные льготники, но страдают такими социально значимыми заболеваниями, как сахарный диабет 1 и 2 типа, заболеваниями онкологического и гематологического профилей, туберкулезом.
Средства, которые поступают на льготные лекарства из федерального бюджета, рассчитываются на каждого отдельного льготника, сохранившего за собой право на лекарственное обеспечение. К этой категории относятся граждане со статусом "инвалид" — в Приморье таких 122 тысячи человек.
Хочу сказать, что любая система здравоохранения имеет определенный размер финансирования и все государственные гарантии осуществляются в пределах этого финансирования.
— Вы уже упомянули о том, что врачи работают в некой информационной системе, которая позволяет знать на каких складах какие остатки. Что это за система и работает ли она в полную мощь?
— Эта система, которая объединяет в себе медицинские и аптечные организации.
С этого года мы должны полностью перейти на электронные рецепты и внедрить их повсеместно. Подчеркну, что уже сейчас эта программа эффективно работает: рецепт, который выписывает врач в поликлинике в электронном виде, видит аптека, а врачу доступны данные всех лекарственных запасов в любой аптеке, в том числе и на региональном складе.
Благодаря этому врач выписывает именно то лекарство, в той дозировке, которая есть в наличии, подобрав его в соответствии с особенностями течения болезни пациента.
Задача этого года — отказаться от бумажного носителя полностью. К концу года мы должны будем перейти на систему и выписывать только электронные рецепты, заверяя их электронной цифровой подписью врача. И фармацевт (провизор) отпускает именно по этому рецепту.
— Еще одна тема, которая активно обсуждается населением — сокращения/объединения медучреждений. Многие жители края считают, что это разваливает нашу систему здравоохранения (закрытие больниц и прочего). Правда ли что это вызвано нехваткой финансирования отрасли?
— Как правило, реорганизация медицинской организации касается только формы управления и юридического лица. Пациентам в данном случае переживать ни о чем не стоит. В случае реорганизации медучреждения ни одно место осуществления деятельности не изменяется — все остается на своих местах. К примеру, это было семь разных больниц, а стала одна большая — с единым юрлицом. Но при этом на каждом адресе сохраняется медицинская деятельность. Безусловно, могут быть при этом объединены, перенесены, централизованы для оптимального использования ресурсов отдельные виды или профили, но медпомощь, как оказывалась, так и будет оказываться.
В данном случае мы сокращаем расходы на административно-хозяйственное управление. Высвобождаемые при этом деньги перенаправляются на нужды медорганизации. Больница расходует средства, например, на оплату труда медперсонала, приобретение лекарств, расходных материалов, на обеспечение своей текущей жизнедеятельности.
Такие изменения позволяют и более эффективно распределить кадровые возможности. К примеру, сконцентрировать врачей на базе одного структурного подразделения, усилив его при этом. Реорганизация позволяет сосредоточить оборудование в одном месте, а это повышение качества и доступность оказания медицинской помощи.
Такая реорганизация и объединение в одно юрлицо у нас произошла в нескольких небольших учреждениях в Спасске-Дальнем, и теперь это одно — Спасская городская больница. А также в Партизанске и в Артеме — при этом все структурные подразделения этих лечебных учреждений продолжают функционировать.
— Отделения сестринского ухода попадают под реорганизацию?
— Отделения сестринского ухода попадают в программу "Развитие паллиативной помощи". Эта программа в Приморском крае реализуется с 2019 года и с начала реализации программы в крае наблюдался дисбаланс коечного фонда: у нас был избыток коек сестринского ухода и недостаток коек паллиативных. В связи с этим, мы поэтапно, год за годом приводим этот дисбаланс к нормативным значениям.
Так, мы открыли дополнительно паллиативные (хосписные) койки в Госпитале ветеранов войн, в дальзаводской больнице (ВКБ №4) и продолжаем их открывать — в Партизанской ГБ. Постепенно сокращаем коечный фонд сестринского ухода, поскольку он не соответствует тем задачам, которые сегодня стоят в данном разделе здравоохранения. Койки сестринского ухода в первую очередь рассчитаны на помощь учреждениям соцзащиты — здесь временно размещаются люди, которым необходимо пробыть какое-то время до получения направления в дом-интернат. Мы не закрываем данные койки совсем, но они остаются сегодня именно в том объеме, который необходим краю для решения данных задач. А паллиативные пациенты, благодаря расширению коек хосписного типа, получают именно ту помощь, которая им необходима.
— Один из крупнейших районов по численности населения — Надеждинский. Там есть больница, но она старая и уже не соответствует никаким медицинским критериям. Планировали там строить больницу — как продвигается эта тема?
— Начну с того, что все нацпроекты мы продолжаем реализовывать. И в этом году у нас появилось два новых нацпроекта, в их числе и "Развитие программы модернизации первичной медико-санитарной помощи" с четырьмя направлениями — это поставка санитарного транспорта и оборудования, строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений здравоохранения именно в первичном звене, то есть поликлиники, амбулатории и больницы, в населенных пунктах численностью менее 50 тысяч человек.
В рамках модернизации у нас запланировано строительство 13-ти объектов здравоохранения в период с 2021 по 2024 годы, в том числе и строительство нового стационара в ЦРБ Надеждинского района. Это будет не типовой стационар для районной больницы, потому что и сама Надеждинская ЦРБ у нас тоже несколько особенная. Медучреждение расположено рядом с крупными городами — Артем и Владивосток. И именно в этих городах оказывают жителям района жизненно важную терапию — при инфарктах, инсультах — в учреждениях второго уровня. Мы рассчитали все потребности и учли возможности и пришли к тому, что у Надеждинской ЦРБ есть очень хорошие возможности выполнения вторых этапов — долечивания, реабилитации, развития той самой паллиативный помощи. Именно под эти цели и проектируется сегодня новый стационар. Отмечу, что при больнице остаются основные отделения — терапия, хирургия, но большие отделения будут представлены медицинской реабилитацией и они будут оказывать эту помощь не только жителям Надеждинского района, но и Артемовского городского округа. В Надеждинский район будут направлять на реабилитацию после инфарктов, инсультов, травм, после оперативного лечения. Здесь же предусмотрено и большое современное отделение паллиативной помощи, оборудованное по требованиям программы "Доступная среда" с возможностью организации прогулок для маломобильных пациентов на территории новой больницы.

Рядом планируют построить инфекционную больницу на 400 коек
— Много говорилось о том, что во Владивостоке появится полноценная детская больница. Случится ли это или останется на уровне разговоров?
— Детская краевая больница — это один четырех приоритетных объектов для правительства Приморского края в сфере здравоохранения. У нас в планах строительство двух инфекционных больниц. Одна 400-коечная во Владивостоке и 100-коечная в поселке Углекаменск для оказания помощи жителям Находкинского и Партизанского муниципальных образований. По ним сейчас идет проектирование.
Еще два медицинских объекта в стадии поиска инвестора и финансирования. Это краевая детская больница и находкинский стационар. Детскую больницу мы планируем разместить уже на имеющемся объекте незавершенного строительства. Сейчас там проводится экспертиза.
— Какие нововведения ожидаются в сфере здравоохранения региона в ближайшее время?
— Мы развиваемся в соответствии с теми требованиями, и с той стратегией, которые задают нам правительство РФ, правительство Приморья и Минздрав РФ.
Приоритет — это интересы пациента, создание клиентоориентированной модели здравоохранения. Кроме того, это нормализация и достижение тех демографических показателей, которые поставлены. Это снижения смертности и увеличения рождаемости, повышение средней продолжительности жизни — 78 лет.
Глобальный тренд сделан на цифровизацию здравоохранения и информационные технологии. В Приморском крае эти направления сегодня активно развиваются. И если посмотреть рейтинг всех субъектов в этом направлении, то в динамике по годам мы идем очень даже хорошо. К примеру, если в 2018 году мы стартовали с 80-х мест в общероссийском рейтинге, были практически в конце списка, то по итогам первого квартала 2022 года мы заняли 16 место в РФ. Мы активно развиваемся. Процесс не простой — все новое воспринимается нелегко, но тем менее все медработники эти нововведения успешно осваивают.

ДВФУ развивает целый научный кластер, ориентированный на биомедицинское материаловедение
— Мы нередко получаем из разных источников информацию от читателей-медиков или близким к ним людям о том, что Центр государственных закупок Приморского края упрощает тех. задания по медицинским аукционам, в результате больницы получают не то оборудование, какое им необходимо или без важных составных частей для обследований и т.п. Потом оборудование просто простаивает, или им никто не пользуется так как специалистов на него нет и вернуть его нельзя и докупить важные детали уже нельзя, и используются они не на 100%, а на 10%. Особенно это беда для районов, и люди из края ездят за обследованиями в краевой центр. Минздрав отслеживает работу по закупкам в крае?
— Приобретение медицинского оборудования достаточно серьезный процесс. На сегодняшний день практически 90% оборудования закупается с учетом требований, установленных на федеральном уровне. Хотели одно, а получили другое — это не про государственное здравоохранение. Если мы правильно определили свою потребность, то мы и приобрели правильное оборудование — то, которое нам требуется!
На вопрос о простое оборудования скажу так: Бывает. У нас есть специальная система контроля за неиспользованием медицинского оборудования. Чаще всего такие простои возникают либо в связи с поломкой и ожиданием пока отремонтируют, или когда выходят из строя кадры — такое тоже бывает. Например, специалист поменял место работы или место жительства и, пока подыскивается специалист на его место, оборудование тоже в режиме ожидания.
— Сложности с обслуживанием иностранного оборудования у вас есть?
— Сложностей таких в настоящее время нет. Мы работаем. Медоборудование, к счастью, не попало под санкции. Безусловно, удлинились пути логистики, но и мы стараемся приобретать все оборудование российского производства, у нас оно в приоритете. Либо, чтобы производители были из дружественных стран.
От ИА PrimaMedia напомним, что в регионе реализуется госпрограмма "Развитие здравоохранения Приморского края" на 2020-2027 годы.