Фотография уже давно стала признанной частью визуальных искусств и прочно вошла как в обывательскую, так и в выставочную среду. Массовость и доступность фотографии часто ставит под сомнение возможность рассматривать ее как вид искусства, переводя в разряд банальной творческой деятельности. В настоящее время практически каждый живущий в современной цивилизации человек владеет снимающим гаджетом, но это далеко не всегда делает его фотографом, а тем более фотохудожником. Дело даже не в стоимости и качестве снимающей техники, умении обработать изображение и адекватно его напечатать, хотя это тоже очень важно. Фотохудожник смотрит на мир особым взглядом, он находится в постоянном поиске "своего ракурса", подмечает то, что ускользает от внимания обычного человека. Важным качеством фотохудожника становится умение увидеть и остановить краткий миг бесконечного движения времени, показать уникальность и захватывающую красоту окружающей нас действительности.
Приморская государственная картинная галерея в Бордовом выставочном зале на Партизанском проспекте представила выставку победителей шестого дальневосточного фотоконкурса "Глубина резкости" (0+), который в этом году приурочен к Году культурного наследия народов России и 150-летию со дня рождения знаменитого дальневосточного путешественника, исследователя и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Главным организатором конкурса выступило Государственное автономное учреждение "Приморский краевой центр народной культуры" при поддержке министерства культуры и архивного дела Приморского края. В конкурсе приняли участие 293 автора из 17 регионов России, которые представили 1283 фотоработы, созданные в 2021-2022 годах. В результате сложного отбора компетентное жюри определило победителей и выбрало для выставки "Глубина резкости" 66 фотографий.
Строгость Бордового зала Картинной галереи оттеняет яркость и насыщенность предметного мира, который запечатлели финалисты. Фотовыставка примечательна тем, что кроме традиционного этикетажа с информацией об имени автора, месте его аффилиации и названии работы, каждая фотография сопровождается кратким комментарием, указывающем на смысловой акцент и ракурс, который автор хочет показать зрителю.
Впечатляет жанровое разнообразие представленных фотографий. Выделим наиболее яркие, тематически объединяемые в блоки работы, которые отражают не только личные пристрастия авторов, но и показывают социальные процессы развития общества, актуальность тех или иных тем и образов.
Дальний Восток для фотографов — это прежде всего необъятная тайга, сопки и вулканы. Так, очарованностью природы Камчатки веет от серии работ "Страна Вулкания", "В тихой гавани под вулканом", "Вулкан. Водопад. Вертолёт" Елены Верещака (г. Петропавловск-Камчатский), фотографий "Вулкан Креницына на закате" Максима Балаховского (г. Москва), "Весна на Камчатке" Антона Сандалова (г. Петропавловск-Камчатский), "Утренний обход" Светланы Кольцовой (г. Петропавловск-Камчатский). Суровость и, вместе с тем, беззащитность перед человеком величественной тайги, отражена в работах "Горная страна", "Призрачно всё", "Пробуждение" Виталия Беркова (г. Владивосток), "Деревья, видевшие пожар" Александра Сергиенко (г. Артем, Приморский край), "Сказочный лес" Ивана Боровкова (г. Владивосток).

Выставка победителей шестого дальневосточного фотоконкурса "Глубина резкости". Фото: ИА PrimaMedia
Традиционная для Дальнего Востока морская тематика представлена на выставке достаточно широко: от морских видов береговой линии до фотографий морских обитателей и зимних увлечений. Например, "Полуостров под солнцем" Дмитрия Сахарова (г. Владивосток), фантастический "Берег Каменной Сказки" Антона Комлева (г. Владивосток), философские "Мертвый кит" Ивана Козлова (г. Петропавловск-Камчатский), "Встреча" Антона Блохина (г. Владивосток), "Снежная рыбалка" Татьяны Ходовой (г. Владивосток). Важнейшая часть морской тематики дальневосточников — это образы маяков. Маяк — не только архитектурное сооружение, но и граница суши и воды, мира человека и стихии. Обратим внимание насколько разное отношение у авторов к этой теме. Поэтический "Кашалот во льдах" Андрея Михайлова (г. Владивосток), безмятежный "Маяк Балюзек" Дмитрия Осипова (г. Хабаровск), постапокалиптический "Маяк Анива в тумане" Игоря Дудковского (г. Южно-Сахалинск).
Особое место уделено фотографиям, посвященным мгновениям из жизни растительного и животного мира. Например, "Портрет мухи" и "Серьёзный парень" (портрет шершня) Романа Фадеева (г. Дальнегорск, Приморский край), муравей "Заблудившийся во мхах" Татьяны Саветюк (п. Кавалерово, Приморский край), рождение папоротника в "Новой жизни" Анны Олещук (г. Владивосток), фантастическая серия работ Ивана Науменко (г. Находка, Приморский край) "Нереальная реальность", "Магия", "Розовое море", трогательные "Енот Витя" Евгения Кулешова (г. Владивосток), "Белёк в шубке" Александра Гирича (г. Владивосток), "Заклинатель солнца" Виталия Беркова (г. Владивосток), "Греемся на солнце" Игоря Дудковского (г. Южно-Сахалинск) и т.д.

Выставка победителей шестого дальневосточного фотоконкурса "Глубина резкости". Фото: ИА PrimaMedia
Еще одной важной темой выставки стало взаимодействие человека и стихии. Владивосток и Приморье уже давно стали местом притяжения российских серферов. Адреналин, борьба с морской стихией нашли отражение в работах "На волне события" Игоря Жабского (с. Покровка, Приморский край), Waterline Игоря Попова (г. Владивосток). Для российского человека пурга — это обычная зимняя погода, но во Владивостоке это природное явление имеет свою специфику. Каждый житель знает, что зима в город приходит резко и неожиданно. Сильный сырой снег и ветер приводят к обледенению дорог, тротуаров, мостов, столбов и т.д., превращая дороги в ледяной каток, делая трудным любое перемещение. Это состояние любования смертельной ледяной красотой и беспомощность человека перед стихией смогли передать владивостокцы Антон Новгородов в работе "Пурга", Ольга Мусиенко — "Метель" и Анна Олещук — "В хрустальных одеждах".

Выставка победителей шестого дальневосточного фотоконкурса "Глубина резкости". Фото: ИА PrimaMedia
Городская среда, обозначающая человеческое присутствие, начинает играть совершенно по-особому в кадрах, где явно проведена граница между природой и человеком, очередной раз показывая, как мало места в мире он занимает на самом деле, хоть и всеми силами стремится переделать природу под себя. Обратим внимание на "Девятый вал тумана" Павла Ванифатова (г. Владивосток), "Восход луны" Николая Карасёва (г. Владивосток), "Петропавловск-Камчатский" Ивана Козлова (г. Петропавловск-Камчатский), "Дым над водой" Дмитрия Ефремова (г. Владивосток).

Выставка победителей шестого дальневосточного фотоконкурса "Глубина резкости". Фото: ИА PrimaMedia
Городские зарисовки подсказывают, что даже в обыденности можно увидеть маленькое чудо — главное захотеть. Зрителям запомнятся "В зазеркалье" Игоря Жабского (с. Покровка, Приморский край), "В свете огней" Александры Гилёвой (г. Большой Камень, Приморский край), "Обычный день в Хабаровске" Игоря Волкова (г. Хабаровск), "Линии жизни" Вячеслава Белякова (г. Владивосток), где авторы успели запечатлеть необычные кадры из привычной нам городской среды.
Социальная проблематика также широко представлена на выставке. В этом году среди победителей оказались и авторы, затронувшие тему семьи и семейных ценностей. Такова ироничная "Жара" Юлии Охотниковой (г. Владивосток), наполненная предвкушением праздника фотография "А вот и первый снег" Алёны Литвин (г. Владивосток), трогательный "Полёт" Тамары Морозовой (г. Арсеньев. Приморский край), жизненная и интересная по воплощению работа "Сёстры" Веры Щербаковой (г. Владивосток). Отметим также необыкновенно выразительные портреты тех, кто, рискуя здоровьем, своим тяжелым трудом обеспечивает благо Родины. Эта забытая социальная тема неожиданно, но очень злободневно прозвучала в работах "На-гора" и "Горняк" Сергея Трэйне (г. Владивосток), и "Проходчики" Марка Агнора (г. Иркутск). Социальную проблематику продолжают "Осень сносит крышу" Андрея Степанова (г. Магадан), "Серьёзный разговор" Максима Брисского (г. Владивосток), "Гол навылет" Андрея Лира (г. Лесозаводск, Приморский край) и др.

Выставка победителей шестого дальневосточного фотоконкурса "Глубина резкости". Фото: ИА PrimaMedia
Нельзя не обратить внимание на творческие поиски и стремление передать через визуальные образы свои концептуальные идеи в работах "Рождение" и "Рождество" Игоря Дудковского (г. Южно-Сахалинск), "Созерцание" Ульяны Мироновой (г. Хабаровск).
Особо стоит отметить работы из номинации "Дебют" для авторов младше 18 лет. Участие юных фотографов очень важно для конкурса и вносит свою проблематику в выставку. Таковы "Честное пионерское" Виктории Тен (г. Корсаков, Сахалинская область), "Крылья" Софьи Афанасьевой (г. Петропавловск-Камчатский), Yes Future! Ивана Павлова (г. Владивосток).

Выставка победителей шестого дальневосточного фотоконкурса "Глубина резкости". Фото: ИА PrimaMedia
Выставка "Глубина резкости" в Приморской государственной картинной галерее, которая работает до 21 августа — уникальная возможность для жителей и гостей города познакомиться с творчеством молодых и уже известных фотографов, увидеть уникальные кадры дальневосточного региона, остановиться на мгновенье и оглянуться вокруг себя, обратив внимание на природу, городскую среду, людей, которые нас окружают. В цифровую эпоху очень важно не утратить связь с реальным миром, научиться его любить и беречь.
Справка о рецензенте:
Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года.
Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"", "Тенденции современного искусства".
Автор более 130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.