Большинство белорусов хорошо относятся к России и считают межгосударственные отношения наших стран добрососедскими. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования "Социальное мышление под санкционным режимом", сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на партнера проекта "Беларусь — Дальний Восток", агентство “Минск-Новости”.
Социальное исследование проводилось с 22 июля по 12 августа 2022 года по заказу БЕЛТА Аналитическим центром ЕсооM. Опрошено 1 560 респондентов с соблюдением принципа репрезентативности для населения Беларуси от 18 лет по полу, возрасту, занятости, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Статистическая ошибка выборки не превышает 2,5%.
Результаты опроса прокомментировал руководитель Аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко.
руководитель Аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко. Фото: МИНСК-НОВОСТИ
— В этих ответах мы не только видим отношение граждан нашей страны к Российской Федерации как государству, но и межличностные отношения на уровне людей. Я бы обратил внимание на ответы "плохо" и "скорее плохо" — 1,5% и 0,9% соответственно — даже 3% нет.
Исследование. Фото: МИНСК-НОВОСТИ
Здесь хотелось бы акцентировать, что этот вопрос задавался после полугода спецоперации России в Украине. По сути, это не просто оценка наших экономических, политических, культурных, иных отношений с РФ и отношения к ее политике. Это в том числе и отношение к специальной военной операции. Поэтому это интересные данные, которые о многом говорят.
Исследование. Фото: МИНСК-НОВОСТИ
— Здесь мы тоже видим четкий и ясный ответ. Большинство людей понимают: если бы не наши сегодняшние отношения, уровень доверия с РФ, если бы, не дай бог, в 2020 году мы дрогнули, получили бы прилеты и к нам. Поэтому это комплексная оценка работы власти, государства, правительства, администрации президента.
Фактически 80% считают отношения "хорошими, добрососедскими" и "скорее хорошими, добрыми". Это безусловная оценка той многолетней работы, которую мы проводим. В том числе своевременного решения языковых вопросов. Уверен, если бы в Украине был проведен референдум по отношению к Российской Федерации и языку, другим главным вопросам, которые мы в свое время вынесли на всенародный референдум, сегодняшней ситуации там не было бы.
Заметьте: ответ "скорее напряженные, плохие" имеет ничтожно малую долю. И очень маленькая доля — "нет ответа". То есть с этим важным вопросом определенность четкая. Это позиция людей и государства. Здесь полное соответствие тому, что мы делаем, как развиваем отношения и как двигаемся.
Исследование. Фото: МИНСК-НОВОСТИ
— Вообще, трудно оценить, как можно позитивно относиться санкциям. К тому, что нарушают твои права, ограничивают, запрещают. Мы десятки лет слышали со стороны Запада о свободе слова, но сейчас даже нет свободы передвижения. Хочется посмотреть в лицо тем, кто воспринимает санкции "позитивно" и "скорее позитивно". Их немного, но такая категория есть.
Глава администрации Фрунзенского района Минска рассказал о жизни на Дальнем Востоке и работе в Беларуси
То, что 9,5% респондентов затруднились ответить на вопрос, а у 0,5 % нет ответа, — показатель того, что люди не почувствовали на себе негативного влияния западных санкций. Четкая работа власти и правительства по многим направлениям приводит к тому, что люди их не замечают. Товары в магазинах есть, одежда, еда, тепло имеются. В чем изменилась наша с вами жизнь за последние полгода — в декабре и сейчас? По сути, никак. Люди так и ответили: не знаю, есть ли вообще эти санкции. Хотя они беспрецедентные в мировом масштабе.
Вместе с тем санкции открыли для нас новые возможности и рынки. Если бы раньше, в 2010-м, в 2018 году, мы работали с Китаем так, как сейчас, представляете, насколько мощным было бы взаимодействие! Сейчас, на мой взгляд, начинается реальное соревнование экономических систем, потому что на протяжении десятилетий после распада Советского Союза на России паразитировала Европа, искусственно занизив цены на энергоресурсы.
Заметьте, это рынок отрегулировал цену на газ, которая сегодня превышает 2 тысячи долларов. А до этого газ по контрактам был в районе 200-300 долларов. То есть цену искусственно занижали, а потом продавали у себя и, по сути, обворовывали российский народ и предприятия, не давая им развиваться. Говорили, мол, это ничего не стоит, мы возьмем в другом месте. А оказалось, что не особо и возьмешь газ, нефть, хлеб.
На Западе уже начинают понимать, что санкции работают по самим инициаторам. А они обсуждают уже следующие санкции, не понимая последствий своих действий. На Западе произошла деградация элит. Хваленое образование по Болонскому процессу привело к тому результату, который мы сейчас видим. Люди не понимают причинно-следственных связей. Нам же всё понятно, наши люди это видят, и очень приятно, что подобная оценка почти у 80 % белорусов.