Российские нефтекомпании возобновляют перевозки нефти в направлении специализированного нефтепорта порта Козьмино в Приморье по железной дороге. Этот маршрут не использовался с момента запуска нефтепровода ВСТО-2, но сейчас эта труба уже полностью загружена. Выход дополнительных нефтяных грузов на Восточный полигон может осложнить положение на железной дороге угольщиков, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант" (12+).
По данным Argus, структура "Транснефти" 25 сентября отправила по железной дороге в порт Козьмино пробную партию нефти, принадлежащей "Газпром нефти", объемом 4,4 тысяч тонн. Сырье ушло со станции Зуй в Иркутской области. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, поясняют, что такая схема поставок согласована с "Транснефтью" и нефть поставлялась из ее трубопроводной системы. До морского терминала партия дошла 3 октября, отмечают они.
Железнодорожные маршруты, идущие через иркутские станции Зуй и Мегет, а также от Сковородино в направлении Китая или порта Козьмино, активно использовались нефтекомпаниями до 2015 года, когда была запущена вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО-2), продлившая трубу от Сковородино до наливного терминала Козьмино в Находке, тем самым соединив месторождения Восточной Сибири с рынками АТР.
Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшета в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год, из которых 30 млн тонн уходит по трубе в Китай по ответвлению из Сковородино, еще около 11 млн тонн в год поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а оставшаяся нефть идет по ВСТО-2 на экспорт через Козьмино (до 40 млн тонн в год).
Транспортировка нефти по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге, поэтому с 2016 года интерес к перевозке нефти в цистернах на восток угас. В итоге железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые ранее шли до 15 млн тонн нефти в год, стали не востребованы и были частично законсервированы.
Но за последние два месяца, отмечают источники “Ъ” на рынке, с учетом намерений ЕС остановить с 5 декабря закупки российской нефти часть мощностей вернулась к работе, в частности станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино. Это, поясняют они, связано с тем, что трубопроводных мощностей не хватает.
Президент "Транснефти" Николай Токарев отмечал в сентябре, что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности. В августе 2022 года экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино достиг рекордных 887 тыс. баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Летом компания увеличила пропускную способность ВСТО-2 Козьмино с помощью специальных противотурбулентных присадок. По оценкам правительства РФ, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн тонн в год.
Санкции ЕС существенно увеличат для российских нефтекомпаний стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Поэтому для некоторых объемов, которые и так планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать более выгодной, чем вариант с отгрузкой в танкер на Балтике и последующим 40-дневным вояжем вокруг Евразии.
Обзор ИА PrimaMedia по сделкам и соглашениям на главном деловом событии года
Массовый приход нефтяных грузов на Восточный полигон может дополнительно осложнить положение российских угольщиков, для которых этот маршрут является сейчас основным способом вывоза на экспорт.
Дело в том, что нефть по прейскуранту относится к грузам второго класса, то есть ее перевозка оплачивается выше, чем перевозка угля (первый класс грузов). Прежде для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в восточном направлении действовала специальная квота, но сейчас действие правил недискриминационного доступа к железной дороге на восточном направлении приостановлено, и фактически этот маршрут теперь в первую очередь становится доступен наиболее маржинальным грузам, к которым уголь не относится.