В конце сентября и октябре спрос рухнул на японских аукционах, сообщают импортёры. Вкупе с рекордно низким курсом японской иены это сформировало выгодные цены для российского покупателя. К концу октября рынок начал восстанавливаться после мобилизационного шока, но прайсы всё ещё остаются достаточно привлекательными, сообщает ИА PrimaMedia.
По данным Владивостокской таможни, за 9 месяцев 2022 года количество оформленных автомобилей, ввезённых для личного пользования, увеличилось в полтора раза — до 120 тысяч. В августе россияне оформили во Владивостоке более 20 тысяч транспортных средств и примерно столько же — в сентябре.
Однако после начала мобилизации начался период затишья. К концу сентября и в октябре импортёры отмечали снижение спроса до 30%.
"С 21 сентября спрос на автомобили из Японии резко упал — рассказал директор компании Carwin Дмитрий Забора. — Период затишья продолжался две недели. Было много расторжений договоров, поступало большое количество вопросов — как оформить автомобиль на супругу, "а что делать, если меня заберут". За эти две недели цены на японских аукционах значительно снизились на большую часть автомобилей. Тот же Toyota Land Cruiser Prado можно было купить за 2,3-2,5 млн рублей. Но это цены "на вчера", так как в начале текущей недели начался шквал звонков. Мобилизация закончилась, и рынок восстанавливается".
Руководитель компании ADNGROUP Сергей Островский считает, что на стоимость предложения также влияет курс японской иены, просевшей до исторических показателей. В октябре доллар поднялся до 149,395 иены впервые с августа 1990 года. По данным Центробанка на 26 октября, курс японской иены составил 0.41 российских рубля, впервые опустившись ниже минимумов 2015 года.
"Иена в полном провале и бьёт свои исторические минимумы. Вкупе с усилившимся курсом рубля и укрепившимся курсом доллара россиянам очень легко и приятно покупать машины из Японии. Но главным ценообразующим фактором этой осенью стала объявленная мобилизация. Дилеры отреагировали на неё по-разному. Кто-то искусственно прекратил торги в ситуации неопределённости. Сейчас рынок отыгрывает назад", — комментирует Сергей Островский.
Но коллапса, как в прошлом году, не наблюдается
По словам импортёров, география покупателей существенно расширилась с введением санкций. Японские иномарки стали больше востребованы на западе России после ухода европейских и американских брендов. Наибольшим спросом на японских аукционах пользуются автомобили стоимостью до 1,5-2 млн рублей (на выходе).
При этом импортёры считают, что рынок мог бы восстанавливаться активнее, если бы прояснилась ситуация с приказом Минфина от 12.08.2022 № 121н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 4н "О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров".
В СМИ проходила информация, что в соответствии с документом, клиентам, проживающим за пределами Дальнего Востока, нужно будет подтверждать своё пребывание во Владивостоке на момент таможенного оформления транспортного средства.
"Появилась информация, что с 1 ноября наша таможня будет оформлять машины только для жителей ДФО. То есть покупатели, проживающие за пределами региона, должны будут лично приезжать во Владивосток, чтобы оформить транспортное средство. Пока непонятно, как будет работать новый порядок, и как его обойти. Некоторые клиенты интересуются, надо ли заказывать номер в гостинице во Владивостоке. Учитывая, что порядка 60% ввозимых автомобилей оформляются на жителей дальних регионов, это оказало значительное влияние на рынок. Многие участники приостановили заключение договоров с покупателями за пределами ДФО, пока вопрос не решится"", — рассказал один из импортёров.
За девять месяцев количество автомобилей выросло до 120 тысяч штук
Нововведения прокомментировали во Владивостокской таможне.
"Мы понимаем обеспокоенность граждан, поэтому хочется сразу отметить, что порядок декларирования автомобилей и явки в таможню не меняется.
Наоборот, приказ упрощает этот процесс для дальневосточников.
Как и прежде, гражданин может не являться самостоятельно в таможню, если от его имени совершает таможенные операции таможенный представитель.
При этом с введением изменений у жителей Дальнего Востока будет отсутствовать необходимость подтверждать свое нахождение в Приморском крае", — сообщил исполняющий обязанности начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
В основном приказ касается дальневосточников, уточняют в таможенных органах. То есть теперь житель Дальнего Востока может оформить автомобиль по доверенности через таможенного представителя, не появляясь во Владивостоке. На данный момент такая возможность действует только в отношении граждан Приморья.
Для россиян, проживающих за пределами ДФО, всё останется по-прежнему.
Нововведение дальневосточники смогут оценить с 31 октября
Отметим, по словам собеседников, фактор неопределённости сегодня является доминирующим в конъюнктуре рынка. В то же время появились новые лидеры, которые приходят на смену западным конкурентам.
"Европейские, американские дилеры ушли с российского рынка, японские заводы сообщают о прекращении работы в России. Кто придёт им на смену? Однозначно, первое место в продажах займут китайские бренды. На второе я бы поставил корейские автомобили. И на третье — импорт из Японии", — говорит Сергей Островский.
Добавим, по данным агентства "АВТОСТАТ", объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России по итогам сентября 2022 года составил 459,4 тыс. единиц. Самой популярной маркой стала LADA (продано 106,4 тысячи штук). Статус "лучшей" по-прежнему удерживает Toyota — продано 52 тысячи подержанных экземпляров. Далее следуют корейские бренды Hyundai (26,2 тысяч штук) и Kia (25,1 тысяч штук). Замыкает ТОП-5 японский Nissan (23,9 тысяч штук).