ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) отмечают рост экспортных неугольных грузов в направлении портов Приморского и Хабаровского краев. Кроме того, активно растут внутрироссийские перевозки железной дорогой. На этом фоне угольные регионы просят решить проблемы с вывозом угля по Восточному полигону, сообщает ИА PrimaMedia.
Запрет на поставки российского угля в страны Евросоюза начал действовать с августа 2022 года, после чего часть грузопотока была развёрнута в адрес портов Приморского и Хабаровского краев.
В настоящее время на Дальнем Востоке работает около 30 угольных терминалов, из них специализированные — АО "Дальтрансуголь" и АО "ВаниноТрансУголь" (Хабаровский край), АО "Восточный Порт", АО "Торговый порт Посьет" и "Порт Вера" (все — Приморский край).
Вывозная доля
Первый вице-премьер Андрей Белоусов, выступая на экспортном форуме "Сделано в России" (6+) заявил, что российские угольные компании на фоне внешних ограничений вынуждены экспортировать уголь с дисконтом в 50-60%, но даже в таких условиях сохраняют рентабельность.
"Благодаря дешевым энергоресурсам мы (РФ — прим. ред.), в частности, довольно спокойно смогли пройти те кризисы, которые есть. У нас дисконты по углю составляют 50-60%, то есть отклонение вниз контрактных наших цен, которые угольщики заключают, — они примерно в два раза дешевле вынуждены продавать уголь, чем рыночные цены. И ничего — оказывается, что это рентабельно и вполне допустимо. Тоже самое касается и минеральных удобрений, известны дисконты на нефть, которые достигали $20-30 за баррель, и так далее", — приводит слова первого вице-премьера "Интерфакс" (12+).
О проблемах с доступом к железной дороге сегодня говорят все без исключения угольные регионы. На прошлой неделе стало известно, что парламент Хакасии намерен обратиться к премьер-министру Михаилу Мишустину с вопросом об обеспечении вывоза угля из республики в необходимых объемах. В парламенте отметили, что снижение как добычи, так и отгрузки в восточном направлении произошло по Хакасии и по Кемеровской области.
Угледобывающие предприятия Кемеровской области в январе-сентябре 2022 года добыли 162,5 млн тонн угля, что на 9% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. В сентябре этого года было добыто 18,5 млн тонн угля, что на 12% меньше, чем в сентябре 2021 года. На экспорт из региона поставлено 88,1 млн тонн угля (снижение на 15,5%).
Объем вывоза угля по железной дороге из Кемеровской области в восточном направлении по итогам 2022 года ожидается на уровне 48-49 млн тонн, что меньше плана, сообщил губернатор региона Сергей Цивилев.

Грузооборот с Китаем за 9 месяцев 2022 года возрос на 6%, а доля этой страны в общем объёме достигла 73,5%
Жизненная необходимость?
В ОАО "РЖД" пока не видят проблемы с вывозом угля на востоке.
"Когда говорят, что ОАО "РЖД" предлагает сократить объем угольных грузов, мы чувствуем себя немного некомфортно. Речь идет не о том, что мы предлагаем скорректировать поручения президента. Мы исходим из того, что поручения надо будет выполнять. Конечно, они давались в совершенно другой экономической ситуации, при другом наборе факторов. И те цифры, которые мы представляем в качестве прогноза по последующим периодам, просто отражают текущие события. Действительно, мы видим, что объем неугольных грузов на Дальний Восток растет. И это жизненная необходимость", — заявил в интервью "Коммерсант" (12+) заместитель гендиректора ОАО "РЖД" Алексей Шило.
По его словам, сейчас очень остро стоит вопрос достижения равновесия между желанием одних заработать как можно больше на текущей конъюнктуре и стратегической задачей сохранения на плаву предприятий европейской части страны. "Не хочу показаться пафосным, но без железной дороги некоторые из них пропадут", — сказал топ-менеджер РЖД, добавив, что более 700 клиентов впервые отправили грузы по БАМу и Транссибу.
По данным РЖД, с начала 2021 года неплохо растут перевозки в экспортном направлении так называемых прочих грузов — различные номенклатуры, в основном это продукция высокого передела. Их экспорт в восточном направлении к 2021 году увеличился на 15,1%.
"Контейнеры выросли на 29,7% с начала года, черные металлы — на 4%. Но гораздо важнее, что у нас очень активно растут внутрироссийские перевозки. Мы понимаем почему: основные рынки сбыта часто раньше находились в европейских странах, и сейчас наши производители пытаются найти новых потребителей. И восточное направление для них стало выходом", — сказал Алексей Шило.

Вагон с углем. Фото: Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Уголь — наше всё?
Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") в январе-сентябре 2022 года увеличила погрузку на 6,3% к уровню аналогичного периода 2021 года — до 51,9 млн тонн.
В том числе в сентябре погрузка выросла на 9,2% к показателю сентября 2021 года — до 6 млн тонн.
Погрузка угля за 9 месяцев текущего года увеличилась на 8,6%, до 24,4 млн тонн, цветной руды и серного сырья — на 10%, до 175 тысяч тонн, химикатов и соды — в 2,6 раза, до 47 тысяч тонн, промышленного сырья и формовочных материалов — в 1,6 раза, до 420 тысяч тонн.
В то же время погрузка нефти и нефтепродуктов сократилась на 11,2%, до 7,1 млн тонн, лесных грузов — на 7,4%, до 2,6 млн тонн, железной и марганцевой руды — на 4,5%, до 1,9 млн тонн, строительных грузов — на 3,7%, до 1,7 млн тонн, цемента — на 6%, до 1 млн тонн.