Мотивировать жаждущих знаний школьников, обеспечить высшие учебные заведения Приморья абитуриентами, а также наполнить Находку новыми молодыми кадрами — все эти амбициозные задачи объединяет инициатива Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ) — конкурс школьных научно-исследовательских проектов "Формула успеха" (12+), который совсем недавно стартовал в Находке в третий раз, сообщает ИА PrimaMedia.
Что это
В рамках конкурса команды школьников с 5 по 11 классы во главе с преподавателем представят свои научные проекты, затрагивающие современную проблематику Находки, экологию и экономику. Наставниками и экспертами конкурсантов выступят сотрудники ДВФУ, ДВО РАН и НЗМУ, среди которых и специалисты по подготовке проектов федерального масштаба.
По итогам "Формула успеха" будут отобраны два лучших проекта в двух возрастных категориях (5-8, 9-11 классы), а также в двух номинациях — "Химия и экология", "Химия и экономика". Победители получат не только призы, но и возможность посетить выездные семинары, поработать в настоящих профессиональных лабораториях и даже провести совместные научные исследования вместе с опытными учеными.
НЗМУ о конкурсе
В НЗМУ неизменно подчеркивают важность поддержки подобных школьных инициатив, ведь именно образование — один из тех векторов, по которым должна развиваться Находка, считает на предприятии.
Исполнительный директор АО "НЗМУ" Виктор Гребенюков. Фото: НЗМУ
"За 2 года в этом конкурсе было представлено 36 проектов, сегодня — уже 50. Есть популярность, есть запрос, проекты становятся более качественными. Мы будем всячески поддерживать эту историю и надеемся, что в этом году появятся проекты, которые будут представлены на федеральном уровне в Центре "Сириус" в Сочи", — отметил исполнительный директор АО "НЗМУ" Виктор Гребенюков.
Как сказал доктор технических наук, преподаватель ДВФУ Валерий Петухов, около 85% всех конкурсных проектов "Школы успеха" имеет достойное, интересное содержание. Это говорит о высоком уровне подготовки, которую ребята прошли в команде со своими преподавателями. Валерий Петухов отметил в этом большую заслугу руководства НЗМУ, которое, по-видимому, нашло рычаги воздействия, чтобы замотивировать преподавателей на такую активность.
О связях
"Школа успеха" — история не только об учащихся, это механизм, которые вовлекает в единое действие и школьников, которые подсвечивают актуальные проблемы Находки, и администрации, которая благодаря этому понимает, нам чем нужно работать в первую очередь, и научного сообщества, которому есть, с кем поделиться накопленным опытом.
"Часто бывает так, что наука где-то в одной стороне, учебно-воспитательный процесс в другой, а дети в третьей. Вот эта новая модель играет огромную роль по объединению усилий всех компонентов общества. Темы проектов настолько разнообразны, что иногда даже выходят за пределы кейсов, при этом абсолютно все работы были отмечены", — отметил директор МАОУ "СОШ № 4" Анна Ушакова.
Анна Ушакова также обратила внимание на большую ценность проводимых в рамках "Школы успеха" образовательных поездок, проектных офисов и экспедициях. Причем важны они, по мнению специалиста, не только для школьников, но и для преподавательского состава, которого подобная активность также мотивирует больше изучать, читать, смотреть, чтобы иметь возможность отвечать на все каверзные вопросы своих учеников.
Образовательная инициатива НЗМУ "Школа успеха" реализуется при поддержке администрации Находкинского городского округа (НГО) и информационно-методического центра "Развитие". Положительное влияние конкурса на мотивацию школьников отметила заместитель начальника управления образования НГО Светлана Коротких.
"Конкурс позволяет вынести образовательный процесс за стены классной комнаты, что не может не работать для детей. Они приобретают новые компетенции, пробуют новые технологии, это положительно влияет на качество и на результаты образовательного процесса", — рассказала специалист.
Важно отметить, что научное сообщество также готово идти навстречу активным школьникам. Так, например, уже реализована практика, когда группа заинтересованных учащихся из Находки по предварительной договоренности посещала ДВФУ и встречалась с ведущими преподавателями и учеными. Они даже провели 5-часовой эксперимент, результаты которого были представлены на студенческих конференциях и опубликованы в сборниках, которые используются в российском индексе научного цитирования.
"У нас обширные планы по взаимодействию и с педагогическими коллективами, и с НЗМУ. Все откликаются на работу со школьниками очень позитивно. Думаю, это приведет к серьезным результатам, и Находка получит хорошую когорту молодых будущих нобелевских лауреатов. Это будет полезно и для школьников, и для нашей науки", — сказал Валерий Петухов.
А что дальше?
Говоря о перспективах талантливых школьников Находки Валерий Петухов обратил внимание на актуальную задачу: помочь им вовремя сориентироваться в вопросах своего профессионального будущего и образования, чтобы Находка не теряла свою способную молодежь. Сегодня, к сожалению, малая часть призеров конкурса остается хотя бы в регионе.
Доктор технических наук, преподаватель ДВФУ Валерий Петухов. Фото: НЗМУ
"Для нас очень важно, чтобы талантливые ребята, которые участвуют в такого рода проектах, пришли потом учиться. Уже осенью треть ребят формирует для себя представление, где они будут учиться. Оставшиеся тоже вскоре после этого определяются. Поэтому именно сейчас очень важно их профессионально сориентировать, чтобы они выбрали для себя правильную траекторию и пришли к нам учиться", — сказал доктор технических наук, преподаватель ДВФУ Валерий Петухов.
Исполнительный директор АО "НЗМУ" Виктор Гребенюков обратил внимание на то, что НЗМУ пристально следит за успехами талантливых выпускников и не исключает возможности их дальнейшего трудоустройства на завод.
"Основная цель наша цель — чтобы дети получали качественное образование и хотели остаться дальше жить и работать в нашем городе. По итогам второго конкурса, который закончился весной, уже есть дети, которые поступили в ДВФУ на химию. Сейчас смотрим на них и, скорее всего, будем заключать с ними соглашение о целевом обучении, чтобы они в дальнейшем пришли работать в НЗМУ", — сказал Виктор Гребенюков.
Отметим, что конкурс "Формула успеха" стал доброй традицией Находки, которая способствует развитию талантливой местной молодежи. Весной этого года он был отмечен и на уровне правительства Приморского края, именно на примере "Формулы успеха" на Международном экологическом форуме (12+) во Владивостоке рассматривалась стратегия экологического воспитания и повышения экокультуры школьников.