Сегодня, 31 октября, сотрудники СИЗО и тюрем отмечают свой профессиональный праздник. О наличии на территории Уссурийска двух следственных изоляторов знают не только местные жители. Один из них — СИЗО-2 — своими решетчатыми окнами выходит на улицу Некрасова. В народе его часто называют "тюрьма", что крайне неверно*. Второй — СИЗО-3 — расположен на улице Механизаторов. Это самое молодое из учреждений ГУФСИН Приморья, ему в этом году исполнилось всего 30 лет. Именно сюда накануне Дня работников СИЗО отправился корр. ИА PrimaMedia, чтобы узнать, чем живет учреждение, кто в нем содержится, кто в нем работает.
Заборы с колючками и 180 камер видеонаблюдения
Даже журналистам попасть на территорию охраняемого объекта непросто. Проверка документов, аккредитации, сканер для распознавания лиц на КПП, досмотровая группа с металлоискателями… Современное оборудование не дает шанса зайти постороннему человеку, а тем более выйти тем, кто ожидает суда.
Сергей Майров, начальник отдела режимного надзора по СИЗО-3, показывает технику и объясняет ее предназначение: "СИЗО оборудован на входе на КПП сканером для распознавания лиц, т. е. на входе фиксируется и на выходе, чтобы не было подмены следственно-арестованных и осужденных. После КПП досмотровая группа, которая оборудована переносными и стационарными металлоискателями для выявления запрещенных предметов. Также рентген-установка, на которой проходит более качественный досмотр, гражданскому персоналу выдаются тревожные кнопки".
В отдельном помещении вся стена в экранах. Это видео, которое передают камеры наблюдения. В СИЗО-3 их более 180. Здесь территория и коридоры учреждения, медицинский кабинет, спортзалы, пищеблок и, конечно же, камеры с людьми.
Александра Пенкина. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
"Смена длится 12 часов. Ведем надзор за качеством несения службы инспекторами СИЗО при выполнении служебных заданий и непосредственно за самими следственно-арестованными. Камеры во всех уголках следственного изолятора, с ними намного проще следить за обстановкой на территории", — рассказывает Александра Пенкина, оператор отдела режима и надзора.
Александра работает в СИЗО два года, глаз уже наметан на движения на экране, поэтому сразу может заметить нетипичную обстановку. Но в ее практике ЧП не случались. К слову, гражданскому персоналу, например, учителям и врачам, ни разу не пришлось воспользоваться тревожной кнопкой.
Тревожные кнопки. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Стол, стул, кровать: что в камере
В СИЗО-3 своей дальнейшей участи перед судом дожидаются мужчины, женщины и подростки. Содержатся они по камерам на разных этажах. В одной камере могут находиться от одного до четырех человек.
Для примера, вот камера для беременных женщин. Стол, кровать, кроватка для ребенка, телевизор.
Камера на одного человека. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Женский этаж можно определить по картинам на стенах, даже в такой ситуации дамам хочется красоты и уюта. Но это не отменяет целой системы защиты, замков и решеток.
Для прогулок выделены внутренние дворики, которые можно сравнить с комнатами, но только без потолков. Подышать свежим воздухом и вернуться обратно.
Спортзал для подростков. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Гораздо больше возможностей для разнообразия времени у несовершеннолетних следственно-арестованных. Для подростков обустроен спортзал с теннисным столом и тренажерами, комната с настольными играми, где, кстати, детям показывают художественные и документальные фильмы, класс для уроков. Присутствие в СИЗО не дает подросткам права заканчивать свое обучение, поэтому с ними занимаются педагоги из школы № 2.
Осужденные хозяйственного обеспечения имеют право на длительные свидания с родными. Для этих целей оборудована отдельная комната, похожая на обычный номер гостиницы, а для свиданий с детьми — комната матери и ребенка, где есть телевизор и игрушки с книжками.
Нахождение в СИЗО для некоторых является испытанием нервов на прочность. Как минимум здесь можно находиться полгода, а максимум — несколько лет. Справиться психологически помогают психологи, на сеанс к которому случайно заглянули и мы.
Работа с психологом. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Телефон в колбасе и флэшки в майонезе
Имеют право находящиеся под следствием на посылки от родственников. Все передаваемые вещи тщательно проверяются. И каким бы ухищренным способом бы ни пытались некоторые товарищи спрятать запрещенные вещества, сотрудники изолятора их все равно находят.
"Каждую неделю есть такие попытки передать запрещенные предметы, — отвечает сотрудница СИЗО, вскрывая каждую пачку с сосисками и разрезая на части колбасу. — Уже ничему не удивляемся. В мыле хозяйственном пытались однажды спрятать телефон. В зубной пасте флэшку. Мы все вскрываем, проверяем".
Нож на цепи и кастрюли на 250 литров. Идем в пищеблок
Совсем недавно в следственном изоляторе прошел завтрак, но на кухне уже кипит, в прямом и переносном смысле, работа. Молодые парни в белых колпаках и халатах стряпают обед. Это отряд хозяйственного обеспечения.
В 2021 году СИЗО-3 оборудовал класс по обучению двум профессиям: повара и пекаря. С этого года пришел работать педагог с огромным опытом преподавания кулинарных дисциплин. Желающих получить новую профессию достаточно. Ребята стараются учиться на отлично, чтобы выйти с более высокой квалификацией. Они, как и учащиеся обычного ПТУ, изучают теорию в классе, затем идут на практику в пищеблок учреждения и в итоге сдают экзамены. Заместитель начальника учреждения Елена Смольянинова рассказывает, что из последних 25 получивших профессию выпускников — 80% были отличниками.
"Осужденные с удовольствием учатся, потому что повышают свои навыки. В этом году освободился осужденный, который устроился в воинскую часть поваром, на данный момент он уже повысил до пятого свой разряд. Выпускники имеют третий разряд, отличникам присваивается четвертый", — делится Елена Сергеевна.
Многие дипломированные повара и проходящие практику осужденные на вопрос: "Зачем вы получаете здесь профессию?" — отвечают о желании в будущем устроиться коком на судне. Один из них Игорь.
Застали мы его в пищеблоке за лепкой котлет. "Подъем в шесть утра, построение, потом на работу. Не так давно отучился на повара. Три месяца учился технологии, потом сдал экзамен, получил квалификацию", — рассказывает начинающий повар.
На столе перед Игорем ровными рядами выложены котлеты. Считанные секунды на каждую. От работы отвлекается только ради интервью. Ему нужно приготовить к обеду 507 котлет. Именно столько сейчас в СИЗО следственно-арестованных и осужденных. Питание трехразовое, а у несовершеннолетних — пятиразовое.
На весь контингент варится параллельно борщ и гарнир. За блестящими огромными котлами следит повар-технолог и парни-практиканты.
"Я прохожу практику. Готовлю обед, сейчас, например, варю борщ. Готовим по технологическим картам. Это не сложно, главное, чтобы было желание учиться. Я пойду в моря работать коком", — делится Виталий, закидывая в котел борщовой набор.
Направляемся в помещение, откуда доносятся запахи свежей выпечки. За столом идет нарезка хлеба. Обращаем внимание на нож, пристегнутый к цепи замком. Тут без вопросов. Уверенным движением мужчина делит булку на шесть ровных, хоть по линейке отмеряй, частей.
Михаил. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
"На человека положено 300 г хлеба, — отвечает Михаил. — Еще положено сливочное масло: 52 г несовершеннолетним, по 30 г беременным женщинам и людям с сахарным диабетом. Еще мы печем булочки и пирожки с капустой и мясом".
В подтверждение его словам в соседней комнате пекарь отправляет в печь формы с тестом, а на стол выкладывает булочки с яблочной начинкой.
"У нас идут поставки централизованно с центральных складов главного управления, на основании которых мы делаем закупки. Также нам выделяются средства федерального бюджета на оснащение кухни. Недавно был приобретен новый пищеварочный котел на 250 литров, тележки для раздачи горячего питания, приобрели ванные для разморозки мяса и рыбы. Материальная база ежегодно обновляется, на следующий год заказали пароконвектор, чтобы улучшить качество питания осужденных", — рассказывает заместитель начальника учреждения Елена Смольянинова.
С праздником, сотрудники СИЗО-3!
В третьем следственном изоляторе работают 250 сотрудников: юристы, педагоги, воспитатели, социальные работники, финансисты, медицинский персонал, инженеры, специалисты общественного питания и торговли, специалисты служб охраны, безопасности, оперативники, пожарной безопасности и т. д. Следственный изолятор можно сравнить с любым городом, районом или сельским поселением в зависимости от его величины. Со своей развитой инфраструктурой. Практически в следственном изоляторе существуют все те же жизненно важные проблемы, что и в любом городе. Начальнику СИЗО приходится решать все те же вопросы, что и руководителю любого города, разве что в гораздо меньшем объеме.
"Задача сотрудников — обеспечить надежную изоляцию арестованных на период проведения следственных мероприятий и суда. Работа в СИЗО не такая простая. Она ответственная. Поэтому люди, которые здесь трудятся, должны обладать твердым характером и стрессоустойчивостью", — отметила заместитель начальника учреждения Светлана Пронченко.
Коллектив ИА PrimaMedia поздравляет сотрудников СИЗО-3 и других следственных изоляторов Приморья с профессиональным праздником.
*Следственный изолятор и тюрьма — понятия разные. Тюрьма — это одно из разновидностей исправительных учреждений, в котором уже отбывают наказания осужденные за тяжкие преступления, которым по приговору суда определен вид режима тюремный. В Приморском крае нет тюрем, функционируют четыре следственных изолятора разных по величине — во Владивостоке, Спасске-Дальнем и два в Уссурийске.
Справка: 31 октября в России свой профессиональный праздник отмечают работники тюрем и СИЗО. Выбрана эта дата не случайно. Именно 31 октября 1963 года Коллегия министерства охраны общественного порядка РСФСР приняла решение о создании следственных изоляторов (СИЗО) как абсолютно нового вида учреждений уголовно-исполнительной системы. Официально он был учрежден и отмечается с 2006 года.
Один день сотрудниц психологической лаборатории колонии строгого режима поселка Волчанец