Присяжные в Уссурийске признали доказанным вину обвиняемого в жестоком убийстве
31 октября, 19:56
Адский разгон Новолуния: кто ответит за грехи прошлого в эту ночь - камео судьбы
31 октября, 19:30
Авито Авто запустил собственный журнал для массовой аудитории
31 октября, 19:24
Авито: лидеры роста продаж во Владивостоке среди смартфонов в 3 квартале — ASUS и OnePlus
31 октября, 19:20
Житель Приморья осужден за жестокую расправу над собакой
31 октября, 19:14
Россиянам раскрыли правду, кто и зачем пишет сообщения с незнакомых номеров
31 октября, 19:11
Буря в реалити: скандальная Олеся Рожкова из Приморья вернулась в шоу на ТНТ
31 октября, 18:44
Блеск Львов, бой Весов и эйфория Рыб: подробный гороскоп на 1 ноября
31 октября, 18:30
Шут, Солнце, Влюбленные: эпический таро-прогноз с 1 по 5 ноября - клич кармы
31 октября, 18:00
Рентабельность морского рыболовства может снизиться до 2%
31 октября, 17:39
Неделю без воды: в Спасском районе халатность местных властей привела к уголовному делу
31 октября, 17:39
Симфония ужаса и страха: лучший образ на Хэллоуин по знаку зодиака 31 октября
31 октября, 17:30
Семь проблемных зон на дорогах Владивостока теперь оборудованы светофорами
31 октября, 17:17
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region во Владивостоке. День первый
31 октября, 16:52
"Большой театр через год приедет во Владивосток" - Валерий Гергиев
31 октября, 16:48
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region во Владивостоке. День первый 31 октября, 16:52
Т2 вошла в Топ-10 российских компаний с максимальным уровнем противодействия коррупции 31 октября, 15:16
Ключ плюс два процента: бизнес Приморья попал в кредитную петлю 31 октября, 15:12
США обвиняют научный центр морской биологии ДВО РАН в участии в военных программах 31 октября, 14:12
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region начал свою работу во Владивостоке 31 октября, 10:00
В Приморье стоимость патента для мигрантов с 2025 года увеличится почти на 30% 30 октября, 15:45
Парламент Приморья финансово поддержал компанию одного из депутатов 30 октября, 14:05
Развитие ИТ-сообщества ДВ – в центре внимания Russky MeetUp&Digital Region 30 октября, 13:05
"Живое общение с властью и бизнесом": ИТ-форум Дальнего Востока – уже завтра 30 октября, 10:38
В Находке откроют памятник Сталину 29 октября, 19:35
Машины в два ряда и без номеров: в парламенте Приморья обсудили платные парковки Владивостока 29 октября, 18:28
Завод "Аскольд" в Приморье проводит большое техническое перевооружение 29 октября, 17:00
Russky MeetUp&Digital Region стартует во Владивостоке уже 31 октября 29 октября, 16:32
Свыше тысячи предпринимателей собрал во Владивостоке масштабный "Бизнес-Фест" от Сбера 29 октября, 16:31
Рабочие дальнегорского "Дальполиметалла" просят власти национализировать предприятие 29 октября, 14:02

Очередной "прожект" или новая стройка века: история фантастического оборотня ВКАД

Невероятные пертурбации проекта кольцевой автомобильной дороги Владивостока длиной в десятилетия
7 декабря 2022, 09:41 Общество
Архитектурная концепция первой очереди ВКАД в 2020 году Из презентации
Архитектурная концепция первой очереди ВКАД в 2020 году
Фото: Из презентации

Возвышенные мечты, крах надежд, долгие поиски и мытарства. История одного из самых грандиозных транспортных проектов за всю историю Владивостока — ВКАД — полна драматичных поворотов и остросюжетных линий. Это и "смелая арифметика" в попытке подсчитать стоимость проекта, которая за годы раздулась от 50 до 200 млрд рублей, и падение народной поддержки с 69% "за" до 76% "против", и самые разные схемы реализации — от мостов на весь залив до глубоководных тоннелей.

Корр. ИА PrimaMedia проследил всю историю этой затеи и попытался разобраться, как же так вышло, и что происходит с ВКАД сегодня.

Начало

Еще со времен СССР Владивосток грезил объездной дорогой вдоль Амурского залива, которая стала бы альтернативной транспортной артерией к центру города. Один такой проект начал разрабатываться еще в 70-е годы прошлого века и даже был включен в Генплан Владивостока, однако средств на реализацию масштабной задумки не хватило, и задумка легла в стол. Похожее повторилось и в 1996 году, когда "Приморгражданпроект" разработал технико-экономическое обоснование магистрали от Моргородка в центр Владивостока. Эта идея не была реализована по той же причине: не нашлось финансирования.

Новая надежда

Масштабные транспортные проекты вроде Золотого и Русского мостов, низководного моста на Де-Фризе и строительства объездной трассы Де-Фриз — Седанка — Патрокл, реализованные к Саммиту АТЭС-2012, заронили зерно надежды. Может быть, настало время реализовать и задуманную дорогу вдоль Амурского залива и соединить Эгершельд с островом Русским?

1 / 2

Одним из деятельных мечтателей в этом смысле стал мэр Владивостока того времени — Игорь Пушкарев, запомнившийся горожанам в первую очередь своей активной реформаторской деятельностью в сфере городского транспорта. Именно он впервые после долгих лет всеобщего молчания озвучил идею создать ВКАД — Владивостокскую кольцевую автомобильную дорогу, которая пройдет вдоль Амурского залива, продублировав улицу Маковского и проспект 100-летия Владивостока, и соединится с Эгершельдом, а его в свою очередь свяжет с Русским островом. Таким образом, транспортное кольцо позволило бы перемещаться, минуя забитый машинами центр города. Отдельное внимание уделялось и задаче освободить центральные дороги Владивостока от грузового транспорта, который неизбежно притягивается развивающимся морским портом.

"Это грандиозный, важный объект, все горожане понимают, что эта дорога нам нужна. Если ВКАД откроется, это облегчит жизнь жителям любого уголка Владивостока и существенно разгрузит дороги города. Это будет совершенно другая инфраструктура", — говорил Игорь Пушкарев 6 ноября 2013 года в эфире радио "Лемма". 

По расчетам мэрии, появление ВКАД должно было сократить городские пробки в 4-5 раз.

От слов Владивосток под руководством Игоря Пушкарева быстро приступил к активным действиям. Закипела работа с привлечением таких специалистов, как главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник, профессор архитектуры Валентин Аникеев, гендиректор Приморгражданпроекта Евгений Мельников и другие профессионалы из области архитектуры, строительства дорог, экологии. Рабочая группа по разработке строительства ВКАД рассматривала самые различные концепции и варианты. В их числе создание низководного моста со скоростной трассой вдоль всего Амурского залива, а также подводный тоннель на глубине 10 метров от Эгершельда до Спортивной набережной.

"К работе над проектом ВКАД мы стараемся привлечь консультантов с именем и опытом, чтобы они помогли нам создать и саму схему финансирования, и просчитать все этапы работы. Наша задача — построить дорогу с лучшим соотношением затрат, с привлечением современных технологий дорожного строительства и инвестирования подобных работ. А главное, во Владивостоке должна появиться еще одна современная, хорошая и долговечная автострада", — заявлял Игорь Пушкарев.

Осознавая, насколько грандиозным и масштабным получается проект ВКАД, мэрия Владивостока выделила более 30 млн рублей на обоснование необходимости реализации такого проекта, чтобы в полной мере взвесить все "за" и "против". 

1 / 2

Городской администрации было очевидно, что муниципальный бюджет не сможет осилить реализацию такой грандиозной идеи, поэтому было принято решение подготовить проект, а далее обратиться за финансовой поддержкой в краевой и федеральный центры. Проект предполагалось готовить в два этапа: к концу 2013 года — первый, и к середине лета 2014 года — второй. Изначально ожидания были таковы, что строительство ВКАД займет 3-5 лет. За разработку самого проекта взялся проектный институт из Санкт-Петербурга "Гипростроймост", который ранее проектировал Золотой и Русский мосты.

На первых порах проект ВКАД активно поддерживало и население. В 2013 году в ходе проведенной "Народной экспертизы" в его поддержку высказалось свыше 100 тысяч жителей Владивостока, то есть 69% всех опрошенных.

ВКАД на новом уровне

Вскоре, в апреле 2014 года идея ВКАД была замечена и на правительственном уровне. ВКАД поддержал полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, отметив, однако, что работы предстоит еще очень много. Полпред обратил внимание на то, что шансы получить федеральное финансирование будут выше, если у проекта уже будут частные инвесторы, котоыре готовы покрыть часть расходов.

"Сама идея мне нравится. Но проекты, требующие серьезных денежных расходов государства, когда речь идет о десятках миллиардов рублей, нельзя рассматривать на уровне идей. Мне презентовали проект, но пока в общих чертах, и я попросил коллег тщательно проработать этот вопрос — подготовить документальное подтверждение. Нужны расчеты, обоснование, расчеты времени окупаемости. Тогда и можно разговаривать более конкретно", — сказал Юрий Трутнев.

Вскоре появилась первая конкретика и была впервые озвучена предварительная стоимость строительства ВКАД — 49 млрд рублей.

"Весь проект рассчитан на пять этапов, которые будут самостоятельными. Не надо будет ждать завершения стройки целиком. Мы надеемся, что финансирование проекта будет производиться в том числе и из государственного бюджета", — заявил вице-мэр Владивостока на тот момент — Леонид Вильчинский, уточняя, что строительство будет проходить поэтапно, чтобы в случае урезания бюджета, стройка не оставляла после себя недостроев.

Корейское участие

После грандиозного начала работы над амбициозным проектом ВКАД в 2013-2014 годах, проведения экспертиз, подготовки экономического обоснования и даже планов по выкупу части земли и недвижимости на 2 млрд рублей в истории главного инфраструктурного проекта Владивостока, как назвал его Игорь Пушкарев, появились иностранные участники.

В 2015 году консалтинговая компания Ernst and Young, одна из ведущих в мире в своей области, произвела расчет экономической эффективности ВКАД и подготовила финансовую модель проекта. Его предварительная оценка подскочила до 70 млрд рублей. Разработчики предложили комбинированный вариант, в котором части трассы вдоль Амурского залива идет по низководному мосту, а часть — по уже существующей улично-дорожной сети. Всего предполагалось создать 11 мостов и путепроводов. Вся глобальная стройка была поделена на 5 этапов.

В сентябре того же года концепт ВКАД от Ernst and Young был рассмотрен на первом Восточном экономическом форуме (ВЭФ) (12+). Он вызвал интерес как азиатских инвесторов, так и представителей Италии и других стран. Тогда же стало известно, что Южная Корея профинансировала разработку технико-экономического обоснования проекта ВКАД, которым занялась южно-корейская компания "Юшин Инжиниринг".

В декабре 2016 года она презентовала ТЭО проекта в администрации Владивостока. Предполагалось, что он будет реализован посредством государственно-частного партнерства в период с 2018 по 2029 год. Первым из этапов строительства должен был стать мост с Эгершельда на остров Елены и его связь с островом Русским. Южно-корейские специалисты существенно изменили первоначальный проект. Они предложили отказаться от проведения ВКАД по низководному мосту в Амурском заливе, чтобы не нарушать природную красоту береговой линии, и провести дорогу в тоннеле: под водой, как это задумывалось в самом начале истории ВКАД, или по земле.

Согласно новому проекту, протяженность ВКАД должна была составить 22,6 км с пропускной способностью 70 — 85 тысяч машин в сутки при средней скорости 80 км/ч. Нововведением стал платный режим проезда: от $1 до $4 исходя из того, какой отрезок дороги проезжает автомобиль. На этом этапе ВКАД ожидаемо начал терять своих сторонников среди населения Владивостока.

Новая активность

В период с 2015 по 2017 годы кроме активности на стороне Южной Кореи в истории ВКАД не было иных изменений. С мертвой точки дело сдвинулось лишь к концу 2017 — 2018 году с приходом на должность врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко. Он не просто актуализировал проект, но и поставил весьма четкую и серьезную задачу: поиск инвесторов для строительства одного из ключевых и наиболее сложных объектов ВКАД — моста с Эгершельда на остров Елены. 

"Реализация такого проекта позволит разгрузить район Эгершельд и в целом снимет нагрузку с Владивостока. Сейчас ищем инвестора, с китайской стороной уже начали переговоры — интерес есть. Доступны новые технологии, в Шанхае, например, полностью портовые мощности делают так: большие кубы ставят в воду и на них полотно кладут, за месяц около километра. Технология интересная и быстрая", — заявил врио губернатора.

Так активная работа по ВКАД закипела вновь. В январе 2018 года состоялась встреча нового мэра Владивостока Виталия Веркеенко с представителями китайской строительной компании "Гуанда", заинтересованных в строительстве ВКАД.

"Владивостоку нужны новые дороги-дублеры и транспортные развязки, и в этом направлении мы готовы, в том числе, к совместной работе с инвесторами. Готовы предоставить на рассмотрение все необходимые расчеты и параметры объекта. В качестве бизнес-модели сотрудничества в области строительства может быть использовано заключение концессионного соглашения", — подчеркнул глава города Виталий Веркеенко.

Серьезные шаги

В феврале 2018 года проект ВКАД снова был подсвечен на правительственном уровне. Его поддержал помощник президента РФ Игорь Левитин и обещал передать его на дальнейшее рассмотрение в правительство России.

"Транспортная нагрузка на город растет из-за увеличения объемов перевозок в морском порту. Здесь необходимо провести мероприятия, чтобы оставить только чистые грузы, вывести все грязные. Центр — прекрасное место для развития рекреационной зоны, туризма. Объемы туруслуг выросли бы в разы. И дорога в любом случае пригодится", — сказал Игорь Левитин.

В это же время проект ВКАД был зафиксирован и в новом Генплане Владивостокского городского округа, который предусматривает развитие территории до 2030 года.

За инвестициями в проект ВКАД приморские власти обратились во Внешэкономбанк. Не сидела сложа руки и владивостокская мэрия. В апреле 2018 года городские власти утвердили задание на выполнение инженерных изысканий на участке п. Шкота — о. Елены — п. Саперный, о. Русский для строительства будущего моста. Также они объявили публичные обсуждения проекта планировки территории на берегу Амурского залива от улицы Анисимова до Батарейной и от морской линии до мыса Кунгасного, улиц Иманская и Авроровская. Фактически в этот проект входил и участок, который относится к ВКАД.

2019: а нужны ли инвесторы?

В апреле 2019 года в ходе рабочего визита во Владивосток министр транспорта РФ Евгений Дитрих подтвердил готовность федерального центра участвовать в реализации проекта ВКАД. Речь шла о том, что строить нужно на федеральные и региональные средства без расчета на инвесторов. Министр также поддержал идеи поэтапной реализации такого крупного проекта.

"Хотелось бы, чтобы мы на эту огромную программу посмотрели действительно комплексно, потому что не хочется, чтобы мы выполнили какой-то объект, а пробка, которая была в одном месте, переместилась на два километра дальше — и ничего не поменялось. Мне кажется, что потенциал есть. Уверен, что мы получим обсуждение такой программы в самое ближайшее время", — заявил Евгений Дитрих.

О трудностях с привлечением частных инвесторов сказал тогда и губернатор Приморья Олег Кожемяко, отметив, что интенсивность расчетного движения по ВКАД недостаточна для создания хорошего инвестиционного климата.

"Сложно сказать про инвесторов, потому что этот проект будет в первую очередь строиться за счет федеральных средств. Некоторое будет процентное соотношение краевых средств. Думать о том, что придет инвестор и каким-то образом мы его включим в систему платы", — заявил Олег Кожемяко.

Вскоре важность ВКАДа была оценена на самом высоком уровне: президент России Владимир Путин в ходе рабочей встречи с губернатором Приморья выразил поддержку проекту ВКАД и строительству моста с Эгершельда на остров Елены, отметив, что это сильно повлияет на транспортную ситуацию в городе.

Первые соглашения

В результате, уже в июне 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение о подготовке и реализации проекта ВКАД между губернатором Приморья Олегом Кожемяко и госкомпаниями "Автодор" и АО "ИнфраВЭБ" . Идея обойтись без частного капитала, кажется, осталась в прошлом.

В августе 2019 года появились новые цифры по проекту ВКАД. Стоимость такого головокружительного проекта взлетела в два раза в сравнении с первоначальными рассчетами 2013-2014 года, которые, напомним, составили тогда всего 49 млрд рублей. Теперь же, по расчетам Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ), которое занималось обоснованием и структурированием проекта строительства ВКАД, стоимость глобальной стройки составляла около 100 млрд рублей.

В рамках ВЭФ-2019 (12+) во Владивостоке было подписано несколько судьбоносных соглашений, которые сильно продвинули вперёд проект ВКАД.

Это соглашение о взаимодействии при подготовке и реализации проекта по строительству и эксплуатации Западного Полукольца ВКАД между АПИ и ООО "Автодор-Инвест" (дочерняя структура ГК "Автодор"). Проект с объемом инвестиций в 100 млрд рублей планировалось реализовать по схеме концессионного соглашения. Для выполнения предпроектных работ, разработки ТЭО, структурирования сделки и привлечения финансирования, в том числе от иностранных инвесторов было принято решение создать Специальную проектную компанию (СПК).

Также на ВЭФ-2019 губернатор Приморского края Олег Кожемяко подписал соглашения с АНО АПИ и акционерным обществом "ВЭБ Инфраструктура". Оно предусматривало сотрудничество сторон в привлечении инвестиций, реализации проектов по развитию инфраструктуры, подготовке их технико-экономических обоснований. Один из проектов — ВКАД в формате четырехполосной магистрали протяженностью 27,4 км по маршруту "Остров Русский — Мыс Токаревского — Мыс Кунгасный — улица Русская — улица Маковского", внесенной в Генплан ВГО. На этой же церемонии глава региона озвучил и сроки начала практической реализации проекта: 2021 год.

"Построенная инфраструктура поможет разгрузить центральные улицы города, избавить от пробок, оптимизировать транспортные потоки, ведущие к нашим портам. Этот проект одобрен руководством нашей страны. И участие ВЭБ послужит дополнительным источником для реализации его в срок. За 2020 год мы должны подготовить все обоснования сметной стоимости, экономические расчеты, чтобы в 2021 году выйти на практическую реализацию проекта", — заявил губернатор.

Первый визуал

В рамках ВЭФ-2019 был пролит свет на, вероятно, самое крупное и, как минимум, самое осязаемое сооружение всего ВКАД, мост с Эгершельда на остров Елены. Его концепцию на форуме представил проектный институт "Гипростроймост" из Санкт-Петербурга. Согласно предпроектному показу, четырехполосный мост с двумя полосами в каждую сторону должен был начинаться на пляже у маяка на Токаревской кошке и заканчиваться в середине северной части острова Елены. Его предположительная пропускная способность должна была составить 40 000 машин в сутки. Сооружение также должно было оставить возможность прохода под ним судов высотой до 60 метров, как и Золотой мост.

1 / 2

Вместе с концепцией моста на остров Елены была представлена и концепция ВКАДа виде двух участков. Задача первого —  вывести транспорт из морского порта, по проекту новый участок дороги проходил от Казанского моста до Русского острова. Второй участок должен был дублировать проспект 100-летия Владивостока от улицы Чапаева вдоль побережья Амурского залива до района Нефтебазы, где планировалось расположить большую развязку для перенаправления транспортных потоков. Дальше дорога должна была выходить на проспект Красного Знамени и Острякова. Согласно одному из вариантов, дорога-дублер проходила по Амурскому заливу прямо вдоль прибрежных зон отдыха, что, конечно, вызвало обеспокоенность населения за сохранность любимых мест отдыха.

ВКАД, да не тот

В 2020 году мэр Владивостока Олег Гуменюк заявил о том, что есть поручение президента РФ по строительству кольцевой автодороги во Владивостоке, вот только называться она будет не ВКАД. Как именно — глава не уточнил.

Олег Гуменюк также поспешил успокоить общественность, недовольную тем, что ВКАД навсегда лишит их комфортного отдыха на берегу Амурского залива. Глава города отметил, что губернатор Олег Кожемяко также не поддерживает концепцию ВКАДа, проходящего по Амурскому заливу. Он отметил, что  проект будет пересмотрен, и кольцевая пройдет по существующим второстепенным дорогам, не затронув морскую акваторию. 

В июле 2020 года Минтранс Приморского края заказал обоснование инвестиций первого этапа ВКАД. Так, исходя из технологического задания, стали известны детали грандиозного проекта. 

Проект ВКАД версии 2020 года

Проект ВКАД версии 2020 года. Из презентации

Предполагалось, что новая дорога пройдет от Казанской улицы до Токарёвской кошки, далее через пролив Босфор Восточный будет сооружен вантовый мост длиной 2,7 км, далее от места окончания моста на острове Елены дорога пойдет в сторону канала между островом Елены и островом Русским. О типе переправы через канал в документах не говорится. От канала дорога должна была пойти к поселку Поспелово через старую грунтовую трассу, где в зимнее время устраивают лыжню. Завершалось строительство на развязке в районе Русского моста. Таким образом, новая дорога связывалась с объездной трассой Де-Фриз — Седанка — Патрокл. Стоимость первого этапа строительства ВКАД пердварительно оценивалась Минтрансом в 58,9 млрд рублей. 

Задачу по обоснованию инвестиций взял на себя все тот же проектный институт "Гипростроймост" из Санкт-Петербурга. В рамках этой работы на Токаревской кошке в сентябре 2020 года прошли инженерные изыскания.

Первая очередь ВКАД: обновление

В декабре 2020 года измененная и дополненная концепция моста с Эгершельда на остров Елены и всей первой части ВКАД "Эгершельд — остров Елены — остров Русский" была представлена на суд жителей Владивостока. Вместо вантового моста через пролив Босфор Восточный, с учетом его специфики, было решено построить мост подвесной. Его также решили сделать выше, чтобы он мог пропускать суда высотой до 70 метров. Для сравнения — под Золотым мостом могут пройти суда не более 60 метров в высоту. Остальные характеристики моста, о которых сообщалось ранее, остались прежними.

1 / 8

Помимо этого в проекте было еще несколько больших сооружений. Это транспортная развязка к посёлку Канал, чтобы связать его с островами Русский и Елены и самим ВКАД. Через канал, разделяющий остров Елены и Русский, решено было также построить мост.  О его технических параметрах не сообщили, уточнив лишь, что его высота позволит проходить под ним маломерным судам.

Что же до непосредственной разгрузки движения вблизи морского порта, то прямо на выезде из него был запланирован тоннель длиной 520 метров в районе арселана, а также транспортные развязки на улицах Казанская и Верхнепортовая со съездами к торговому порту.

1 / 2

Несмотря на то, что дорога к мосту через Босфор Восточный пройдет вдоль морского берега, специалисты "Гипростроймост" поспешили успокоить горожан: доступ ко всем пляжным территориям будет сохранен. Открыт для отдыха будет и Токаревский маяк, на нем даже станет комфортнее, ведь ЛЭП отсюда и с острова Елены уберут, а кабели проведут непосредственно по самому мосту. Для защиты жилых домов от шума новой дороги были запланированы защитные экраны.

1 / 2

Еще одна новая деталь в концепции особенно сильно удивила общественность. Это пункты оплаты проезда. Однако проектировщик пояснил, что лишь один из вариантов на случай, если проект будет реализован с привлечением частных инвестиций, и тогда проезд по новым дорогам будет платным. Также допускается, что, если проект будет реализован за федеральные средства и проезд будет бесплатным, зоны, выделенные под пункты оплаты проезда, можно будет использовать в иных целях под какие-либо инфраструктурные задачи.

Жители встретили проект не особенно тепло. Из почти 6 тысяч участников онлайн-опроса категорически против проекта ВКАД высказались 44% человек. Скептически к проекту отнеслись еще 32% опрошенных.

Настойчивый Китай

В рамках ВЭФ-2021 (12+) Китай в очередной раз обозначил свой интерес к проекту ВКАД. На полях форума председатель правительства Приморского края Вера Щербина и представитель одной из крупнейших строительных компаниий Китая China Railway Construction Corporation (CRCC) подписали соглашение о намерениях сотрудничества при строительстве ВКАД. Китайскую сторону представлял Чэн Цянь, гендиректор по Евразийскому региону компании China Railway Construction Corporation International Investment Company (CRCC International Investment), являющейся инвестиционной платформой CRCC.

"Рад, что появилась возможность обсудить проект ВКАД. Наша команда разработчиков, инженеров, юристов и других специалистов уже начала работу над ним. В июле у нас уже была встреча с губернатором вашего региона, мы подписали одно из соглашений. Заинтересованы в данном проекте и искренне считаем, что именно на Дальнем Востоке много возможностей для инвестиций", — сказал  Чэн Цянь.

Он также отметил, что проект планируется реализовывать в два этапа в рамках государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения. При этом объем китайских инвестиций может составить около 30%. Проектирование должно было закончиться к 2022 году, а в 2023 году планировалось начать строительство. 

Китайская сторона также заявила о том, что проезд по ВКАДу будет платным в режиме free flow (бесконтактная система взимания платы за проезд с помощью камер). Такая же система оплаты сейчас действует на ЦКАД в Москве.

В октябре 2021 года Минвостокразвития озвучили примерную стоимость реализации проекта ВКАД целиком. Сумма составила 200 млрд рублей, теперь уже в 4 раза больше первоначальных рассчетов 2014 года в размере 49 млрд рублей.

В министерстве также подтвердили, что проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. В январе 2022 года Минэкономразвития предложило Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций профинансировать в России пять машстабных проектов, в их числе — ВКАД.

Тем временем, Китай не заставил долго ждать, уже к концу января 2022 года CRCC International Investment, которые ранее подписали с правительством Приморья соглашение о намерениях, подготовили концессионное соглашение о строительстве первой из двух частей ВКАД. Документ отправился на рассмотрение в Министерство экономического развития Приморского края. Объем инвестиций в строительство первой части ВКАДа оценивался тогда в 84 млрд рублей. 

"Данный проект — первая частная концессионная инициатива КНР в сфере инфраструктурных проектов в России. Инициатива входит в перечень перспективных проектов Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству. Мы уже получили поддержку со стороны российских и международных банков, они готовы предоставить нам финансирование", — сказал инвестиционный директор по Евразийскому региону CRCC International Investment Линь Ян.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко тем временем отметил, что Гипростроймост подготовил обоснование осуществляемых инвестиций, заказанное еще в 2020 году. Теперь региональным ведомствам осталось подготовить пакет документов, необходимых для предоставления федерального софинансирования.

Конкурс инвесторов

В январе 2022 года стало известно, что у китайского строительного гиганта CRCC, крайне заинтересованного в строительстве ВКАД, появился конкурент. Газпромбанк совместно с компанией  "Бамтоннельстрой-Мост" ("БТС-Мост") подал частную концессионную инициативу в правительство Приморья с целью участвовать в первом этапе строительства ВКАД.

Появилась в феврале 2022 года и первая видео-визуализация первой части ВКАД. Ее опубликовал губернатор Приморья Олег Кожемяко, отметив, что в проекте заинтересовано сразу 5 компаний и уже ведется подготовка документов для их участия в государственно-частном партнёрстве. Помимо CRCC International Investment и "БТС-Мост" в консорциуме с АО "Газпромбанк" были названы ТБ Инфраструктурный Холдинг, ООО "Поли Чанда Инжиниринг (РУС)" и строительно-инвестиционный холдинг "Автобан". Глава Приморья Олег Кожемяко озвучил и предполагаемый срок реализации проекта — 6 лет. 

Также в феврале стало известно, что проектный институт Гипростроймост из Санкт-Петербурга, который работал над проектом ВКАД, представил концепцию благоустройства набережной вдоль Амурского залива.

1 / 2

ВКАД в условиях спецоперации

Несмотря на начало спецоперации 24 февраля 2022 года, заинтересованность инвесторов в проекте ВКАД осталась неизменной, а к моменту объявления конкурса их количество даже может увеличиться. Об этом заявил министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин.

"Радует, что заинтересованность со стороны ранее заявившихся инвесторов неизменна, а на момент объявления конкурса, вероятно, количество заинтересованных ещё увеличится", — сказал Андрей Блохин.

В марте 2022 года полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев выразил надежду уже в ближайшее время приступить к реализации проекта ВКАД при участии "БТС-Мост", которая еще в начале года проявила свою заинтересованность. Концессионером в этом случае выступает ООО "ВКАД", а Газпромбанк  — как старший кредитор. Напомним, что проект также предусматривает частичное федеральное финансирование по Дальневосточной концессии.

"У нас появилась некоторая надежда на то, что мы в ближайшее время приступим к реализации этого проекта. Есть предложения со стороны компании "Мост" начать стройку. Это предложение поддержано Газпромбанком. Олег Николаевич [Кожемяко] это предложение поддерживает, предлагает соответствующее решение правительства по концессии принять. Я буду с таким предложением выходить на председателя правительства", — заявил Юрий Трутнев.

Стоиот отметить, что ранее официально будущий инвестор ВКАДа так и не был назван.

Резкий пересчет

В марте 2022 года, спустя год после обоснования инвестиций первого этапа ВКАД, которое заняло почти два года, рассмотрев две концессионные инициативы от китайской CRCC International Investment и Газпромбанка совместно с "БТС-Мост", и собираясь вот-вот объявить конкурс на заключение концессионного соглашения о строительстве первого этапа ВКАД, правительство Приморья приняло серьезное решение пересмотреть стоимость строительства ВКАД и возможные тарифы проезда по ней.

"В настоящий момент у нас в активной проработке публичная концессионная инициатива по созданию ВКАД. Основные экономические показатели проекта претерпевают перерасчёт, учитывая текущую экономическую ситуацию", — сказал Андрей Блохин, министр экономического развития Приморья.

Второй этап ВКАД и его первые цифры

Тем временем, в мае 2022 года Минтранс Приморья заказал обоснование инвестиций второго, финального этапа ВКАД, который должен связать Эгершельд от улицы Казанской с улицей Маковского в районе развязки низководного моста на Седанке. 

Предварительно длина этого участка составляет 18 км. Дорога будет четырехполосной — по 2 полосы в каждую сторону, с 6 транспортными развязками: в районе мыса Кунгасный, двумя — на Моргородке, а также в районе Фирсова, Зари и перед низководным мостом в районе улицы Семирадского. Примечательно, что подрядчику нужно будет сделать сразу два варианта проекта: с трассой по побережью и тоннелями, а также трассой на основе имеющейся улично-дорожной сети.

Отдельно подрядчик должен будет рассмотреть целесообразность введения платного режима на дороге по систему free-flow, предложенную ранее, в том числе и потенциальными китайскими инвесторами, но всячески отвергаемую населением Владивостока.

Исходя их описания закупки, стоимость строительства второго этапа ВКАД составляет 121,36 млрд рублей.

Но не стоит обольщаться, дело в том, что расчеты произведены по ценам на второй квартал 2021 года, которые с тех пор сильно изменились. Так, первоначальная стоимость первого этапа ВКАД с мостом через пролив Босфор Восточный 58,9 млрд рублей в итоге возросла до 84 млрд рублей, а после и эту сумму правительство Приморья решило пересчитать. Так что, какой же на самом деле окажется стоимость второго этапа ВКАД — остается лишь догадываться. 

На подготовку документации подрядчику дается время до июля 2023 года. Однако серьезные изменения мировых цен дают основание полагать, что к моменту окончания работы проект снова потребует пересмотра в финансовой части.

Общий проект ВКАД

В августе 2022 года на Градостроительном совете Приморского края впервые был представлен общий проект ВКАД, разработкой которого занималась небезызвестная компания Гипростроймост из Санкт-Петербурга.

Наибольшее внимание в проекте привлекает к себе второй этап — он представляет собой 4-полосную трассу с движением в 80 км\час длиной 18 км от Эгершельда до Седанки, условно разделенную на 4 участка: улица Казанская — мыс Кузнецова; Мыс Кузнецова — пр. Острякова — ст. Моргородок — Вторая речка; Вторая речка — ул. Чапаева; ул. Чапаева — ул. Маковского. Проект с различными вариантами решения имеющихся задач предусматривает создание 6 транспортных развязок и даже глубоководного тоннеля.

"Она предусматривает асфальтобетонное покрытие, средняя скорость движения — 80 километров в час. С учётом городской застройки предложено несколько вариантов проектных решений, которые включают в себя строительство автомобильных эстакад и прокладку тоннелей низкого заложения, в том числе глубоководного в районе улицы Казанской", — пояснил руководитель филиала компании во Владивостоке Игорь Скороходов.

Наиболее интересен здесь второй этап реализации проекта, который предполагают дорогу, дублирующую проспект 100-летия вдоль Амурского залива. Трасса, по замыслу проектировщиков, пройдет практически везде вдоль побережья и любимых горожанами пляжей: на Седанке, Чайке, на Татарской, мысе Кунгасном и мысе Арсеньева. Лишь в районе мыса Купера, Анны Щетининой, бухты Фёдорова и Спортивной гавани решено было сделать глубоководный тоннель общей длиной в 3,5 км.

1 / 8

Предполагает проект и создание нескольких масштаных развязок: в районе нефтебазы, автовокзала на Второй речке, реконструкция ожидается и на развязке тассы Де-Фриз — Седанка — Патрокл в районе улицы Маковского, там болжно появиться несколько новых съездов.

Предварительные расчеты показали, что стоимость второго этапа ВКАД составит не менее 140-200 млрд рублей. Точную же стоимость еще предстоит подсчитать в ходе более детального проектирования.

Последние новости

Общий проект ВКАД был принят, однако члены Градостроительного совета, представители мэрии Владивостока и правительства Приморья отметили необходимость его доработки и внесения ряда корректив. И вот, в ноябре 2022 года был представлен дополненный общий проект ВКАД, однако работа над ним официально еще не признана завершенной. Как отметил руководитель филиала Гипростроймост во Владивостоке Игорь Скороходов, большая сложность разработки проекта заключается в том, чтобы учесть не только имеющуюся улично-дорожную сеть Владивостока, но и перспективы ее развития на годы вперед. 

"Проект представлен и одобрен на всех уровнях. Он нужен городу, без него сложно представить дальнейшее развитие и планировочные решения. И на данном этапе уже проделана большая работа, которая ляжет в основу будущего проекта автодороги", — заявил Олег Кожемяко.

Итак, по прошествии 8 лет работы над ВКАД проделано немало работы как над самим проектом и его версиями, так и над поиском источников финансирования. Однако к настоящему моменту конкретных договоренностей о строительстве хотя бы какого-то этапа ВКАД так и нет, как и конкретного инвестора. Тем временем, даже предварительная стоимость проекта растет почти в геометрической прогрессии, пока надежда населения на то, что сказочно масштабный проект когда-либо все же будет релизован во Владивостоке, угасает.

Однако, медленно, но достаточно верно, очертания ВКАД все же проглядываются. Вспомним, как долго город грезил мостом на Русский, который также когда-то казался неосуществимым проектом. Возможно, когда-то нам все же посчастливится с ветерком прокатиться по ВКАД, любуясь головокружительными морскими пейзажами вокруг.

203077
43
37