Судоверфь "Звезда" передала заказчику первый построенный в России танкер-газовоз
24 декабря, 22:20
Часть Владивостока останется без холодной воды 25 декабря — адреса
24 декабря, 21:30
Владивосток продолжает расчистку от снега и гололедицы — десятки улиц обработало СГТ
24 декабря, 21:00
Мороз до -31°C и гололедица ожидаются в Приморье 25 декабря
24 декабря, 20:00
График работы медучреждений Приморья изменится в новогодние праздники
24 декабря, 19:30
Полиция не дала подрядчикам забрать шарф-рекордсмен у памятника Бабру в Иркутске
24 декабря, 19:25
Народное голосование краевой премии "Маяки туризма" завершается сегодня, 24 декабря!
24 декабря, 19:19
Энергоблок мощностью 120 МВт введен в работу на модернизируемой Владивостокской ТЭЦ-2
24 декабря, 19:06
Жительницу Уссурийска заключили под стражу по делу об убийстве знакомого
24 декабря, 19:00
Старое кладбище Владивостока привели в порядок, но "мусорная" проблема осталась
24 декабря, 18:33
Заболеваемость ОРВИ и гриппом выросла в Приморье за неделю — Роспотребнадзор
24 декабря, 18:30
Лучшие блюда на фестивале "ПРИМОРСКИЕ МУССОНЫ" - голосуем на ИА PrimaMedia!
24 декабря, 18:06
"Восточный Порт" стал победителем региональной премии "Бизнес у моря"
24 декабря, 18:02
Сбер и Школа дизайна НИУ ВШЭ запустили конкурс "Промпт-выходные"
24 декабря, 17:15
Опасное "Матье": в приморской сельди обнаружены смертоносные бактерии
24 декабря, 17:10

Юлия Ауг: "Овсянки" вызвали ту реакцию во Владивостоке, на которую мы и рассчитывали

Венецианский призер кого-то восхитил, кого-то оскорбил, а кого-то даже заставил задуматься о своей жизни
24 ноября 2010, 14:55 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 24 ноября, PrimaMedia. Призеры недавнего венецианского кинофестиваля выходят в отечественный прокат. Владивостокцы уже имели честь увидеть российские "Овсянки", получившие в Италии гроздь призов, в том числе и за режиссуру, а сегодня в кинотеатрах идет картина "Где-то", отхватившая Золотого льва. Корр. РИА PrimaMedia подробно расспросил актрису Юлию Ауг из "Овсянок" о смысловом значении фильма, вызвавшего неоднозначную реакцию у владивостокского зрителя, а также о Тарантино, его выборе, в качестве председателя венецианского жюри и жизненных принципах самой Юлии.

- Юлия, "Овсянки" очень тепло приняли в Венеции, а председатель жюри Тарантино устроил вместе с залом десятиминутную овацию...

- Даже не десять минут, а тринадцать с половиной - кто-то засекал. На финальной вечеринке для победителей, а жюри не может общаться с конкурсантами вплоть до объявления результатов, Тарантино общался со съемочной группой нашего фильма около часа. И ведь нельзя столько времени имитировать интерес, для этого всегда можно пожать руку, сфотографироваться и быстренько смыться. Тарантино задавал много вопросов не только об "Овсянках", но и как в принципе в России делается кино. В Венеции фильм вызвал небывалый интерес. По сути, во Владивостоке у нас была первая российская премьера, и то, что происходит здесь - это разделение публики от приятия до полного неприятия. Одна ваша землячка после показа буквально кипела, сказав, что мы своим фильмом оскорбили Россию. Но такую реакцию мы ожидали.

В Венеции произошла уникальная ситуация. В той стране, где ты делаешь фильм, можно просчитать примерную реакцию зрителя. Я думаю, такое возмущение было потому, что люди узнают какую-то боль в своей жизни и просто не желают видеть это с экрана. У нас фильм грустный, но он совсем не чернушный. Ирония и придуманный мир позволяют вынырнуть и сделать очень светлое кино. Может быть, поэтому в Венеции "Овсянки" приняли очень тепло. Ведь на зарубежных фестивалях привыкли, что русские привозят "тяжелые" остросоциальные фильмы, в которых мы говорим правду. Здесь все то же самое, только рассказано с невероятной поэтикой и магией придуманного, но абсолютно реального мира. И, скорее всего, это потрясло итальянцев так же, как в свое время появления Маркеса, изобретшего магический реализм.

Актеры и режиссер "Овсянок"

Актеры и режиссер "Овсянок". Фото: Автор: img.beta.rian.ru

- По ходу фильма возникают ассоциации и с Тарковским. Но если Андрей Арсеньевич снимал поздние картины с прищуром вселенского апломба, то у Федорченко получается максимально расположенное к зрителю, хотя и немного лукавое кино.

- Вы все правильно сказали. В любом фильме любого режиссера всегда светится личность создателя. И этот взгляд свысока видимо был присущ личности Тарковского. Леша Федорченко невероятно теплый, светлый и любимый человек. Мы познакомились с ним на съемках, но теперь уже очень близкие друзья. Я знаю абсолютно точно, что те люди, с которыми он работает и ту историю, которую он делает, Федорченко невероятно любит. В нем нет мыслей типа - "Блин, я сейчас сделаю что-то великое". Алексей был настолько очарован историей Дениса Осокина, что моментально захотел воплотить ее на экране. У Леши уже есть идея экранизировать "Небесных жен" Дениса, они сейчас пишут сценарий "Новый Берлин". Леша, невероятно влюбляющийся человек, излучающий позитивную энергию.

- "Овсянки" кино о том, насколько мы порой не умеем оглядываться по сторонам, не видим человека, находящегося с нами рядом. А с другой стороны, если этого человека ковырнуть, то можно провалиться с головой в его индивидуальность. Как полюбить другого человека, но не потерять свое?

- Можно и так. Вариант не противоречит фильму. Если говорить в общем, то "Овсянки" нельзя однозначно трактовать. У фильма много пластов и смыслов. Каждый зритель имеет шанс попасть во что-то свое. Вы абсолютно правы, потому что эти овсянки (лесные воробьи) очень незаметные. Их подсаживают в клетки к канарейкам, чтобы научить их петь. Главные герои настолько обычные, казалось с виду невыразительные, что пройдешь мимо и не запомнишь. Но если глубоко рассмотреть их историю, то можно научиться любить, точно так же, как канарейки петь. И действительно можно провалиться. Поэтому фильм во многом о том, что нужно внимательно смотреть по сторонам.

- Но ведь этот мир может затянуть тебя как трясина.

- А что для тебя важнее в жизни - пройти достаточно спокойно и легко, сильно не переживая и погружаясь или же попробовать рискнуть и испытать какие-то очень сильные эмоции.

- Вы имеете в виду катарсис?

- Да.

- Юлия, вы верующий человек?

- Верующий. Была крещена в православие.

- Играя, по сути, в языческой картине, не было ли у вас противоречий между верой и актерской природой?

- Не было. Русское православие настолько до сих пор мощно сплетено с язычеством, что постоянный разрыв веры живет в каждом человеке. И если это не принимать, то это может быть трагично. А если понимать, что практически все церковные праздники, так или иначе основаны на языческой платформе. Русь крестили насильно и заставили молиться богу по имени Христос. Но никакие другие боги никуда не делись.

Мы снимали в Кослане, в Коми в девяти часах на поезде от Сыктывкара. Там творится что-то невероятное, умирают целые деревни. В одной из них под названием Йолькип нет электричества с 1968 года. Когда-то там проходил трак, по которому везли лес. Затем трак свернули, обрезали линии передач, а генератор так и не привезли. Во всем районе всего одна церковь, в домах совсем нет икон. Я спросила у одной пожилой женщины - "Как у вас отношения с богом?" На что она мне ответила - "Да под полом бог". И он может быть где угодно. Это очень по-славянски. Привели русичам Христа...

Юлия Ауг

Юлия Ауг. Фото: Автор: media.filmz.ru

- ...А Перун все равно остался.

- Да, весь пантеон, все боги живые.

- Если посмотреть шире и экстраполировать ситуацию на историю России, то ваш фильм указывает на то, что страна все больше отрывается от своих корней.

- Не надо бояться язычества в себе, нужно его принять и многое станет значительно проще, легче для понимания. Россия - великая страна. Но постепенно мы начинаем это величие терять. Нам по-прежнему кажется, что мы восстанавливаемся. Но это лишь иллюзия. Мы пошли по европейскому пути и стали похожи на другие народы. Индивидуальности не надо стесняться, бояться узнать. Что же про тебя подумает европейское сообщество.

После "Овсянок" я начала интересоваться историей славян. Я, например, узнала, что тот самый остров Буян, упоминающийся во многих былинах, совершенно реальное место. Раньше он находился в Пруссии, теперь в Германии и сейчас называется Руян. И там была столица славян Аркона с огромным количеством храмов всех богов языческого пантеона. И почему об этом я узнаю только сейчас, почему никто в школе ни мне, ни, наверное, вам или моей дочери даже никто намека не дал о том, что у России было великое языческое прошлое.

- Насколько вам было легко раскрепоститься в сценах, где вы представали обнаженной?

- У меня нет абсолютно никаких православных зажимов и комплексов. За это во многом спасибо семье. Меня воспитывали таким образом, что я люблю и принимаю свое тело. И оно для меня не является чем-то запретным. У меня нет христианского стыда. Конечно, есть определенные ограничения, когда это просто неприлично или некрасиво.

- Судя по вашим словам, Федорченко вас взял без проб?

- Так и было. С другими актерами случилось точно также.

- А как вы пересеклись, конечно, если люди что-то очень хотят сделать, то их пути скрестятся в нужное время. А если отойти от понятий кармы к более приземленным материям?

- Все очень просто. Все случилось два с половиной года назад, когда Леша монтировал свой предыдущий фильм "Железная дорога" в Праге. Я вела ЖЖ, и мой дневник был достаточно популярен в сети. Сейчас, кстати, я забросила блог. Девочка-монтажер, работавшая у Федорченко, регулярно читала меня. И когда Леша приходил в студию, то постоянно видел мою открытую страничку.

И постепенно Федорченко начал читать мой журнал. "Овсянки" еще были в пакете, а на очереди стояли "Небесные жены". И когда я выложила фотографию своей дочери, ей тогда было 12 лет, то Леша моментально захотел взять ее на роль в "Небесных женах". Но как это часто бывает в кино - хочешь снять одно, а деньги дают совсем на другое. И так случилось, что порывшись в ЖЖ и найдя мою фотографию, режиссер решил взять меня на главную роль.

Кадр из фильма "Овсянки"

Кадр из фильма "Овсянки". Фото: Автор: ovsyanki.ru

- Ваша роль в фильме бессловесна, но при этом во многочисленных коротких флэшбеках, вам удается убедительно показать состояние тихой покорности, задавленности любовью. Сколько дублей понадобилось, чтобы достигнуть такого потрясающего эффекта?

- У Федорченко достаточно много все репетируется, зато быстро снимается. Сцена сжигания уместилась в один дубль, мытье водкой - три. Однако Федорченко с Кричманом (оператором) могут позволить себе нечто другое. Ты можешь репетировать что-то весь день, подготовиться к сцене, оператор просто включит камеру на playback, а режиссер скажет, что снимать будем завтра. Потому что уже вечер, горят фонари и в кадре появились ненужные для экспозиции тени актеров. А нужно пустое серое пространство.

Или, например, сцена, где я занимаюсь любовью сама с собой перед экранным мужем в исполнении Юрия Цурило, Кричман и Федорченко очень интересно меня к ней готовили. Мы жили в одной гостинице, и как то раз оператор пригласил меня к себе в номер, просто открыл ноутбук и показал ролик, который он смонтировал буквально за ночь, потому что днем были съемки. Там были снимки фотографа-женщины викторианской эпохи. Она делала снимки Конан Дойля, Герберта Уэллса, а прославилась женскими портретами. Михаил смонтировал фоторяд под музыку, а фоном Арсений Тарковский читал стихи. И от этого ролика создавалась определенная атмосфера, которая впоследствии перешла на съемочную площадку.

- Если говорить о концовке фильма. Смерть главных героев связана с тем, что гнетущая, всепоглощающая атмосфера любви после ухода из жизни женщины поглотила и мужчин?

- Да. Мирон и Аист потеряли смысл жизни, на земле его не осталось. Но тут есть и еще один смысл - также языческий. После того, как мужчины сожгли Татьяну, они пережили обряд посвящения в смерть. Человека, прожившего определенную часть своей жизни, полноценно готовили к этому обряду, а в последний момент на костре сжигали его чучело. Но для богов и для природы этот человек переходил в иной мир. А начинал жить уже другой, ему давали новое имя. Так делали с тяжелобольными, при наступлении совершеннолетия, при переходе в другой род. Поэтому в физическом мире герои умерли, но они продолжают жить уже совсем в ином пространстве.

- Скажите, вся мифология картины была полностью придумана или имела под собой реальные корни?

- Один из сценаристов картины Денис Осокин производит просто сумасшедшее впечатление. Он внешне невероятно тихий и скромный. Такое ощущение, что это какой-то домовой, потому что Денис присутствовал на площадке, сидел где-то в углу и блаженно улыбался. Казалось, что он старается как можно меньше занять места в пространстве своим телом. Но когда с Осокиным начинаешь разговаривать, то понимаешь, что весь его уникальный мир всегда с ним. Денис подробно работает с картами, если ему нужно что-то описать, то всегда досконально изучает карту местности - реки, села, города, топонимику, историю. Поэтому Осокин талантливо вплетает свой вымысел в вереницу фактов. Почему я вспомнила в начале разговора о Маркесе - у него тоже есть собственный Моконда, но он абсолютно колумбийский, неотделим от страны и натурален. Вымысел проникает в правду незаметно.

- Нет ли опасности в подобном подходе?

- Мы в точности не знаем ни одного языческого обряда. Все те, которые пришли к нам из глубины веков, известны буквально по крупицам. И мы лишь можем предположить, что вытекало из этих обрядов, их истинное предназначение.

- Своеобразная реконструкция?

- Совершенно верно. Какие-то вещи получается вытащить из своей генной памяти. Может Денис подключился к космосу.

- Имея опыт съемок в таком необычном фильме, чем планируете заниматься дальше?

- Благодаря "Овсянкам" мы все стали в определенной степени раскрученными. Но мне все же очень повезло, как никто другой я не жду для себя какой-то истории продолжения. Я уже изменила свою жизнь. Когда-то я невероятно хотела сниматься в кино, вплоть до физических судорог. Но меня не утверждали. Но однажды мне повезло играть в спектакле, где режиссер позволял мне достаточно много придумывать. После премьеры он сказал мне, что пора пробовать себя в режиссуре. Сейчас мои жизненные интересы лежат именно в плоскости театральной режиссуры. И самое большое счастье, что я могу ставить спектакли. И мне достаточно просто отказаться от тех ролей, которые мне не нравятся.

- Появилась свобода выбора?

- Причем как раз тогда, когда мои интересы перешли в иную плоскость. И как-то так сложилось, что стали появляться роли в очень хороших фильмах. Сначала "Враги", затем "Овсянки", грядущие съемки у Вартанова в "Собирателях пуль" по Юрию Клавдиеву.

- Возвращаясь к Тарантино. Чем вам запомнился столь экстравагантный председатель венецианского жюри?

- Он может снимать одни фильмы, исходя из своей киноманской природы, а любить совершенно другие. В Венеции наш фильм шел под названием "Тихие души", но Тарантино упорно твердил - "Какой все же замечательный фильм, эти ваши "Овсянки"! Квентин на финальной вечеринке появился как ураган, активно жал руки, в общем, разбил своей активностью интеллигентскую тусовку и больше всего был похож на русских.

- И все же его выбор, в чем можно не сомневаться, картины, которая получила Золотого льва ("Где-то" бывшей тарантиновской пассии Софии Копполы) довольно странен.

- Тарантино совсем не дурак. Он просчитал все возможные варианты. И то, что он дает Золотого льва своей девушке, а приз за вклад в кинематограф своему наставнику (Джон Ву) было полностью подготовлено и просчитано до самых мелочей. Значит, Тарантино ничего не боится и действительно так думает.

20614
43
37