"Разворот на Восток" приносит свои плоды — в ноябре перевозки грузов по железной дороге в сообщении с Китаем впервые превысили 100 млн тонн с начала года. По полной (а иногда и свыше) загружены автомобильные и железнодорожные переходы в Приморье. Грузоотправители отмечают, что в ноябре сроки доставки из КНР выросли до 60 дней. Ситуацию осложняют новые ограничения, введенные соседом на фоне ухудшения ситуация с коронавирусом, сообщает ИА PrimaMedia.
Китай с самого начала пандемии коронавируса придерживался политики "нулевой терпимости" к вирусу, местный противоэпидемиологический контроль был и остается одним из самых строгих в мире.
В последнее время всё больше компаний РФ, работающих с китайскими производителями, сообщают о проблемах из-за новой волны ограничений, введенных в КНР из-за роста числа заболевших коронавирусом.
Российская таможня сообщает, что нагрузка на автомобильные и смешанные пункты пропуска на границе в пиковые периоды значительно превышает проектную пропускную способность. Карантинные меры и санитарные ограничения, вплоть до запретов на поставки определенных видов продукции, сдерживают увеличение российского несырьевого экспорта, импорт же ограничивают локдауны в китайских городах и заторы на границе.
Авторская колонка генерального консула КНР во Владивостоке Пяо Янфань
Отправление переносится…
Руководитель комитета по транспортной логистике "Деловой России", заместитель директора логистической компании "ПЭК" Вадим Филатов на международном муниципальном форуме стран БРИКС+ (16+) заявил, что самая напряженная ситуация сложилась в морских перевозках из Китая в Россию. Порты перегружены, срок ожидания разгрузки может занимать 30 дней, не хватает ж/д мощностей для вывоза грузов из порта Владивосток.
В итоге, транзитное время уже увеличилось с 45 до 60 дней и ежедневно продолжает расти. Все длиннее очереди на автомобильных погранпереходах, грузовики проводят в заторах на погранпереходах от пяти до десяти дней,
— сказал заместитель директора логистической компании "ПЭК" Вадим Филатов.
По его словам, прогнозируемые сроки грузы из Китая можно доставить только авиатранспортом и ускоренными контейнерными поездами. Авиадоставка занимает 8-11 дней, транзитный срок ж/д перевозки — 30-40 дней. Компании сталкиваются с изменениями в графике выхода поездов, отправление переносится на 5-10 дней.
В ноябре начались задержки на станциях приема контейнерных поездов Московского ж/д узла. Инфраструктура не справляется с возросшим количеством контейнеров, не хватает свободных мощностей на складах временного хранения, спецтехники для разгрузки контейнеров. В результате, поезда могут простаивать в очереди на разгрузку до пяти дней.
СПГ и нефть, бетономешалки, БПЛА и флот: ноябрьский бизнес-дайджест ИА SakhalinMedia
Нерыбный день
Как пояснил "Коммерсанту" (16+) глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, с начала пандемии на торговлю России и Китая сильно влияли санитарные ограничения, которые вводили как центральное правительство, так и регионы и профильные службы КНР.
Помимо запрета поставлять отдельные группы товаров и физической перегруженности пунктов пропуска в связи с карантинными процедурами дополнительной проблемой была непредсказуемость и необъяснимость вводимых ограничений для бизнеса. "Например, филе минтая было признано опасным — потенциальным переносчиком коронавируса, но краб и морепродукты продолжали ехать", — отметил министр.
Россия за 10 месяцев 2022 года, по предварительным данным, увеличила экспорт продукции АПК в страны Азии (в расчет включены государства Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) на 14% в стоимостном выражении, следует из данных центра "Агроэкспорт" при Минсельхозе.
В Китай за это время отправлено сельскохозяйственных и продовольственных товаров на 34% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Такой рост во многом обусловлен продажами рапсового масла, которые увеличились в 2,2 раза и стали лидирующей категорией в российских поставках на китайский рынок. На втором месте — мороженая рыба, экспорт которой вырос в 1,8 раза.
По мнению экспертов отрасли, на которых ссылается "Агроэкспорт", рост отгрузок рыбной продукции обусловлен восстановлением прямого экспорта в Китай после ограничений, связанных с коронавирусом.
Железная дорога Лесозаводск-Хулинь может быть использована в первую очередь для перевозок угля
По данным ОАО "РЖД", за 10 месяцев 2022 года в Китай с участием ж/д транспорта было экспортировано более 46 млн тонн энергетических грузов российских производителей. Экспорт каменного угля в КНР за этот период превысил 40 млн тонн, что на 52% больше аналогичного периода прошлого года.
Мы отмечаем существенное увеличение экспортных перевозок энергетических грузов из большинства регионов России, основной прирост обеспечивают предприятия из Амурской и Кемеровской областей, а также республики Бурятия и Саха (Якутия). Особенно хотел бы отметить увеличение экспортных перевозок из европейской части России в Китай с участием железных дорог Восточного полигона, объем таких перевозок на 10 месяцев этого года в 13 раз превысил показатели аналогичного периода прошлого года",
— сказал замглавы ОАО "РЖД" Алексей Шило в ходе Российско-Китайского бизнес-форума (16+).
По данным ДВЖД, перевозки грузов через пограничный железнодорожный переход Камышовая (Приморский край) — Хуньчунь (провинция Гирин, Китай) в январе-октябре 2022 года увеличились в обе стороны на 15,1% по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года и составили более 2,9 млн тонн. В том числе контейнерные отправки в Китай увеличились в 5 раз, достигнув 279 тысяч тонн. В октябре через погранпереход осуществлены перевозки 244 тыс. тонн грузов (рост на 43,2% относительно октября 2021 года). Экспорт угля в Китай составил 161 тысячу тонн (рост на 4,7%).
Погранпереходы на пределе
В Федеральной таможенной службе (ФТС) “Ъ” подтвердили, что автомобильные и смешанные пункты пропуска на российско-китайской границе функционируют в условиях ряда ограничений и запретов, введенных китайской стороной, и загрузка в пиковые периоды значительно превышает проектную пропускную способность. В среднем количество пропускаемых грузовых транспортных средств выросло на 30–60%, при этом доля товаров из КНР, которые попадают под досмотр в этом году, снизилась почти в два раза — до 2,1%.
Сократились и сроки выпуска товаров по декларациям в морском порту Владивостока (в течение четырех часов с момента из регистрации выпускается 85,4% товаров). Время работы некоторых автомобильных пунктов также было увеличено, в случае необходимости рабочий день продлевается до "последнего автомобиля.
Закрытый погранпереход. Фото: ИА PrimaMedia
Чего ждём
Аналитики Goldman Sachs полагают, что Китай может завершить политику "нулевой терпимости" к коронавирусу раньше, чем ожидалось первоначально. При этом они видят растущие шансы на ее хаотичное прекращение на фоне распространения заболеваемости и протестов против ограничений. По мнению экспертов, существует некоторая вероятность "беспорядочного" прекращения политики. В то же время они придерживаются прогноза, согласно которому шансы на открытие китайской экономики до начала второго квартала 2023 года составляют 30%.
Отметим, что почти 42% японских компаний ожидают снижения операционной прибыли от работы в Китае в 2022 году, что, вероятно, обусловлено негативным влиянием на бизнес антиковидных ограничений, вводимых китайскими властями в рамках политики "нулевой терпимости" к COVID-19, пишет The Japan Times.
Доля японских компаний, которые ожидают роста операционной прибыли от своей деятельности в Индии составляет 63,2%, во Вьетнаме — 47,6%, в Индонезии — 47%. На фоне восстановления экономик этих государств после кризиса, вызванного пандемией, бизнес смотрит на них с оптимизмом.
Между тем, почти 60% японских промпроизводителей планируют пересмотреть свои цепочки поставок. Из них 57,5% намерены поменять поставщиков, а 42% думают о замене на другие материалов и деталей.
А российский Дальний Восток предлагает Китаю новые проекты инвестиционного сотрудничества.
"В портфель межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству включены три новых проекта — по созданию приграничной транспортно-логистической зоны в районе железнодорожной станции Забайкальск, строительству российско-китайского предприятия по производству электротранспорта в Иркутской области, а также по созданию индустриального парка циркулярной экономики на Сахалине", — сказал ТАСС (16+) генеральный консул РФ в Шэньяне Сергей Черненко.